Библиографическое описание:

Милюков А. Н. Использование исторической реконструкции как наглядного метода изучения истории [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 139-140.

Наглядные методы - это формы усвоения учебного материала, которые находятся в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств. При этих методах обучения познавательная деятельность школьников зависит от чувственных образов, представлений, которые формируются или воспроизводятся с помощью наглядных средств. Словесные пояснения помогают организовать наблюдения, систематизировать впечатления, связать их с идеей изучаемого материала.

В свое время Я.А. Коменский определил наглядность как важнейший компонент процесса обучения: «Начало познания необходимо выходит из ощущений (ведь ничего не бывает в уме, чего раньше не было в ощущениях). А потому, следовательно, начинать обучение не со словесного толкования в вещах, но реального наблюдения за ними. И только после ознакомления с самой вещью, пусть идет о ней речь, выясняющее дело более всесторонне…»[1. 384]. Это высказывание подтверждает правильность введения средств наглядности на первостепенные роли, поскольку данные методы формируют у учащихся целостность восприятия материала.

Историческая реконструкция несет в себе обширную научную информацию, полученную в процессе долгой исследовательской работы с различными видами источников. Предметом данного исследования является изучение исторических процессов, их проблематика и специфика. В свою очередь, продуктом этой работы являются восстановленные предметы культуры и быта интересующего региона или периода. Например: какой-либо человек, заинтересовавшийся историей, решает реконструировать жителя Новгорода X века. Для этого ему необходимо “поднять” археологические архивы погребений, расположенных в Новгороде и его окрестностях (если таковые имеются) датируемые интересующим веком. Допустим, что ему повезло, и он находит информацию о нескольких захоронениях X века в разных частях Новгорода с подробным описанием, иллюстрациями или фотографиями. Это дает ему возможность более детального анализа и классификации найденных в захоронениях вещей с выявлением наиболее типичных и распространенных элементов костюма или предметов быта того периода. Таким образом, появляется информация, что мог носить и чем пользоваться житель данного региона в X веке. Далее необходимо обратиться к различным письменным и художественным источникам интересующего периода. С описанием данного периода подобного рода информация встречается как на территории Руси, так и в различных иностранных записях. На этом этапе можно выявить: 1) как и для чего применялись различные вещи и предметы быта; 2) описания материалов; 3) не являются ли вещи из захоронения ритуальными, т.е. использующиеся только для погребения (элементы одежды, предметы и т.д.). Подобная информация позволяет выявить характерные особенности в изготовлении предметов культуры и быта, акцентируя внимание на деталях и технике изготовления данного перида.

На следующем этапе реконструктору предстоит практическая часть. Ему необходимо детально реконструировать все необходимые элементы костюма, предметов быта, вооружения, украшений и т.д. Делает ли он все это сам или прибегает к помощи мастеров – не имеет значения. Здесь важно следить за качеством и технологией изготовления тех или иных деталей, поскольку недопустимо лишь внешнее сходство. Вещь должна быть максимально точной копией интересующего предмета старины. Эта часть работы не менее важна, поскольку, воспроизводя предметы одежды, быта и т.д. исследователь начинает более детально осознавать особенности жизни людей какой-то определенной исторической эпохи.

Таким образом, реконструктор проделывает серьезную исследовательскую работу, причем как с теоретической, так и с практической стороны, получая определенный конечный продукт своей деятельности.

Историческую реконструкцию недаром называют живой историей. Детально восстановленные элементы исторической культуры позволяют более детально понять специфику интересующей эпохи. При этом данный вид наглядности положительно сказывается на процессе обучения.

Например: История России 6 класс. Тема урока: «Культура Руси IX- начала XII века». Для наглядности на уроке демонстрировались предметы быта IXXII веков воссозданные клубом исторической реконструкции по археологическим находкам данного периода.

(На рисунке слева изображение находок деревянных ложек из Новгорода, взятая из таблицы № 30 составленной Р.Л. Розенфельдом. Справа – реконструкция ложки № 38).


Подобная форма наглядности вызвала живой интерес у учащихся, что помогло им справиться с практическими заданиями на уроке, направленными на соотношение и анализирование. В дальнейшем стала прослеживаться ассоциативная связь событий и исторических образов.

Несмотря на положительную тенденцию данного метода, при его использовании необходимо обращать внимание на следующие правила:

  1. применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся.

  2. учащиеся должны хорошо видеть демонстрируемые предметы.

  3. предметы должны демонстрироваться в меру, чтобы исключить рассеивания внимания.

  4. демонстрация предметов должна быть согласована с ходом и материалом урока.

Следует отметить, что сам по себе метод наглядности далеко не новый и активно применяется в учебном процессе в различных формах. Однако использование “продуктов” исторической реконструкции в данном контексте встречается крайне редко. Тем не менее, применение вышеуказанного метода заслуживает отдельного внимания, поскольку таит в себе большой потенциал и раскрывает новые горизонты.


Литература:
  1. Коменский А.Я. Великая дидактика. – М., 1982.

  2. Колчин Б.А. Археология. Древняя Русь. Быт и культура. – М., 1997.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle