Библиографическое описание:

Шаталова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с живой природой [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 101-103.

«Я сорвал цветок и он увял

Я поймал мотылька-

Он умер у меня на ладони

И тогда я понял, что прикоснуться

К красоте можно только сердцем».

Актуальность работы очевидна, так как наблюдается интенсивное развитие системы непрерывного экологического образования. Начальным звеном системы является сфера дошкольного воспитания, так как именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение – он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.

Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой, ведет приспособленность к определенным элементам сферы обитания. Через познание живого происходит одухотворения бытия, эстетического восприятия природы, формируется этика взаимодействия с миром.

Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Важно также воспитывать понимание необходимости разумного потребления. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира.

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.

Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Прививать с раннего возраста любовь и бережное отношение к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к природе, животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств: гуманизма, добросердечности, сочувствия.

Чтобы оберегать и любить по- настоящему природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему миру. Иногда ребенок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе.

Воспитание у детей активной любви и бережного отношения к природе педагог начала с первой младшей группы. Очень хотелось, чтобы наши дети берегли растения у себя на участке, в парке, в лесу и заботились о животных, не обижали их.

Свою работу начала с того, что привлекла внимание детей к объектам группового уголка природы: поливала, рыхлила, мыла комнатные растения, кормила рыбок и делала это при детях. Свои действия сопровождала словами: «Вот какой у нас красивый уголок. В нем столько много цветущих растений. Это – фиалка, а это - роза, а это – лилия. Очень красивые цветы на них: у фиалки нежно – розовые и голубые, у розы – красные, а у лилии – белые. Чтобы они цвели и были красивыми и не засохли, за ними надо ухаживать и поливать, мыть, рыхлить землю. Растения тоже любят пить водичку и любят умываться, но сами они этого сделать не могут. Мы им должны помочь».

Во время наблюдения и труда присматривалась к детям, кто из них как реагирует. В основном все дети заинтересовались, подходили, слушали, смотрели, проявляли интерес, предлагали свою помощь (полить растения, покормить рыбок).

Но дети еще не предполагали, насколько много таит в себе природа чудесного, интересного, красивого.

После этого свою работу по формированию бережного отношения к природе педагог перенесла на свой участок.

Познакомила детей с участком и с нашими «друзьями» - так мы назвали деревья, кустарники, травку и цветы. На участке знакомлю детей с деревьями, кустарниками, цветами. Обращала внимание на красоту, что была рядом, и на то, что все это дело рук людей. Что это они заботятся и ухаживают за растениями.

Никогда не проходили молча мимо сломанной веточки или сорванного и брошенного цветка. Жалели о том, что так случилось. «Веточка не сможет быть больше красивой и зеленой, она теперь засохнет. Цветок этот больше уже не порадует никого. Он тоже засохнет».

Вела детей к клумбе и предлагала полюбоваться ее красотой. Дети испытывали неповторимую радость при общении с цветами, получали ни с чем не сравнимые впечатления.

Издавна цветы служили символом выражения человеческих чувств. Средствами для создания тех или иных образов служат форма листьев, стеблей, цветков, игра красок, разнообразие ароматов. Неповторимые сочетания, формы листьев, запаха создают своеобразную, только этому растению присущую прелесть.

И после таких наблюдений, дети с сожалением смотрели на брошенный цветок.

Нельзя сказать, что после этих наблюдений дети не рвали цветы и не бросали их, не срывали листочков с деревьев. Все было. Но для меня главное было: не запретить, не поучать, а затронуть души детей и их чувства.

Затем расширила зону наблюдения. Стали посещать другие участки, гуляли вокруг сада. Знакомились с другими деревьями, кустарниками, рассматривали клумбы, цветники, огороды.

Не забывала в своей работе о том, что детей 2-3 лет не следует загружать обилием информации. Педагог обращала внимание детей на отдельные наиболее яркие, заметные явления и события характерные для разных времен года. Давала детям информацию понемногу, используя при этом игры, забавы. И возвращалась с детьми по нескольку раз к одним и тем же объектам и явлениям. Старалась искренне выразить свое отношение к увиденному.

Во второй младшей группе эта работа продолжалась. Но кроме этого стала привлекать родителей в решении этой проблемы. Рассказали родителям о том, как много все это дает уму и сердцу малыша. Показали свой небольшой уголок природы и просили помочь нам в его организации. Важно было убедить родителей, что уголок природы поможет воспитывать в детях заботливое отношение ко всему живому, доброту, отзывчивость, трудолюбие, аккуратность.

Витина мама принесла рыбок и аквариумное растение, Вовины родители – морские камушки и ракушки. Евина мама – цветок фиалку.

Дети подолгу стали задерживаться у аквариума, наблюдали за жизнью рыбок, с удовольствием кормили их. Стали принимать активное участие по уходу за комнатными растениями: поливали, рыхлили, протирали листья, мыли поддоны и т.д. Каждого ребенка постепенно знакомили с материалами по уходу за растениями, чтобы не навредить им.

Затем мы старались привлечь внимание к растениям на участке детского сада. Осенью продолжали цвести и радовать глаз: космеи, бархатцы, яркие и красивые астры.

С наступлением зимы начинали подкармливать птиц на участке. Сделали кормушку вместе с родителями, разместили поближе к окну, чтобы дети ежедневно могли наблюдать за птицами. Стояли тихо, не шевелясь, чтобы не испугать их.

В родительском уголке была оформлена папка – раскладушка: «Знай, люби и береги», о растениях, которые нуждаются в охране. Рассказала о том, что есть ядовитые растения, грибы, которые тоже нельзя уничтожать – они нужны лесу. Посоветовала, как вести себя во время прогулок с детьми в лесу, чтобы не оставлять после себя поломанных веток, разбросанных бумажек, помятой травы, и чтобы для детей стало правилом: ни одно растение не должно быть напрасно сорвано и выброшено.

Это совсем не значит, что нельзя сорвать и одного цветка. Сорвать можно, но не столько, чтобы у ребенка была охапка в руках или венок на голове из редких цветов. Можно взять домой всего лишь несколько цветков, нести их бережно, сразу же поставить в воду и еще долго ими любоваться.

Хочется верить, что наши питомцы, когда вырастут, будут бережно хранить все живое. Пусть вольно летают птицы, ползают и прыгают насекомые, пусть радуют глаз несорванные цветы и травы, и пусть этот зеленый и голубой мир останется таким же ярким, праздничным, каким мы его получили в наследство.


Литература:
  1. Смирнова, В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду / В.В. Смирнова, Н.И. Балуева, Г.М. Парфенова. – Спб.: Изд – во «Союз», 2001. – 208 с.

  2. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240 с.

  3. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: Просвещение, 1988.

  4. Николаева, С. Н. «Как приобщить ребенка к природе». – М., 1993.

  5. Токмакова, И. Земля – наш дом родной / И. Токмакова // Дошкольное воспитание. – 2001. – №7. – С.

  6. Николаева, С. Формирование начал экологической культуры / С. Николаева // Дошкольное воспитание. – 1996. – №12. – С.

  7. Снегирев, Г. Любить все живое / Г. Снегирев // Дошкольное воспитание. – 1990. – №6. – С.

  8. Никитина, Э. Природа как средство воспитания / Э. Никитина // Дошкольное воспитание. – 1983. - №7. – С.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle