Библиографическое описание:

Прудских Э. В., Дурнева Н. М., Зуйкова Г. В. Формирование экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 53-56.



Экологическая безопасность, охрана окружающей среды и рациональное природопользование — непременные условия устойчивого развития любого общества, открывающие перспективу перехода к новой системе общественных ценностей, где жизнь и здоровье человека являются абсолютным приоритетом. Невозможно быть здоровым и при этом жить в неблагоприятной окружающей среде.

На современном этапе развития общества возрастает значимость формирования экологически ориентированной личности, что в свою очередь предполагает повышение уровня экологической культуры детей уже с дошкольного возраста.

Между тем, состояние экологического образования дошкольников характеризуется весьма значительными пробелами, недооценкой многих его звеньев. В частности, важной проблемой остается поиск путей и средств повышения качества экологического образования в ДОУ.

Важно воспитывать экологическую культуру и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов и технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей, а также требования к кадровому обеспечению педагогического процесса.

Использование информационно-коммуникационных средств не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекают детей в процесс познания, обеспечивая реализацию индивидуально-ориентированного подхода к обучению, намного расширяют диапазон применяемых способов действий, обеспечивают гибкость управления познавательным процессом.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет также оперативно и объективно проверить уровень экологических представлений дошкольников, что весьма существенно в процессе обучения.

В настоящее время мы совершенствуем формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию, но остро ощущается нехватка методических разработок, позволяющих организовать работу в данном направлении с использованием информационно-коммуникационных технологий, эта проблема актуальна.

Отсюда возникают противоречия между:

 социальной значимостью формирования с дошкольного возраста экологически ориентированной личности и низким уровнем экологических представлений у детей;

 теоретически обоснованной необходимостью использования информационно-коммуникационных технологий в практике экологического образования и недостаточной разработанностью методических условий использования.

На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

Экологическое образование дошкольниковнепрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.

Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, М. В. Лучич).

Компьютерные (информационные) технологии обучения — это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер и мультимедийные устройства.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) — это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Современные исследования в области дошкольной педагогики С. П. Первина, Ю. М. Горвиц свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5–7 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребёнка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютерные технологии выступают особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразия видов деятельности.

Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер и средства обучения, является компьютерная технология.

Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата.

Решение задач экологического образования дошкольников c использованием ИКТ, осуществляется при непосредственном и обязательном участии педагога. Именно он должен помочь воспитанникам сделать правильный выбор, обеспечить передачу ценностей экологической культуры, закладывать основы бережного отношения к природе в этом возрасте.

Осуществляя экологическое развитие детей среднего дошкольного возраста, педагог остановил свой выбор на объектах, непосредственно окружающих ребенка, тех, которые содержатся в группе, на участке детского сада, дома и в ближайшем природном окружении. Познание природы детьми осуществлялось в уголке природы, на участке детского сада, в центре экспериментирования, в книжном уголке, в центре художественно-творческой деятельности, в игровом центре.

Для детей 4–5 лет в группе были организованы:

 уголок природы, где проходит трудовая деятельность детей по уходу за растениями;

 «огород» на окне;

 центр экспериментирования, где находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься;

 центр коллекций, он предназначен для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам. Коллекции включают в себя те объекты, которые могут собирать сами дошкольники и их родители (камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка и глины, речные и морские раковины);

 выставочный центр, где выставляются все рисунки и поделки детей, выполненные в процессе самостоятельной, совместной деятельности;

 демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы);

 дидактические, словесные и настольные игры экологического содержания;

 музыкальные произведения (звуки природы, классические произведения, песни о природе).

В развивающей среде педагог активно использовала знакомые детям символы, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей, придумывала и изготавливала карты-схемы вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать можно всё не только словесно, но и графически.

Активно используемые информационно-коммуникационные технологии позволили педагогу расширить образовательное пространство по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

В экологической развивающей среде дети применяют имеющиеся знания и способы действия. По мере совершенствования знаний и навыков взаимодействия детей с природной средой, наполняется и совершенствуется информационная среда.

Мы поддерживаем организацию предметно-пространственной среды таким образом, чтобы дети проявляли познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Привлекаем старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, выясняя их мнение о планируемых действиях по изменению среды, вовлекаем в процесс преобразований.

Для детей старшего дошкольного возраста создана следующая предметно-пространственная среда:

 уголок природы, экспериментальный центр, где размещаются природные объекты для ухода, наблюдений и экспериментирования;

 центр «Юного эколога», в который входят произведения о природе, разные энциклопедии, журналы;

 составлены картотеки: загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, опытов и экспериментов, дидактических и компьютерных игр, электронных физкультминуток;

 создан альбом «Я наблюдаю» (альбом наблюдений за природой в течение 4 времен года).

Совместная деятельность в экологической развивающей среде совершенствует экологические представления детей, формирует гуманное отношение к природным объектам и развивает навыки взаимодействия ребенка с природой. Оснащенная таким образом развивающая среда предоставляет детям большие возможности для целенаправленной и разнообразной деятельности, она является не только объектом, но и средством.

На основании перечисленных выше источников, а также полученных в ходе результатов констатирующего этапа становления опыта, автором была выстроена система действий по обогащению экологических знаний дошкольников и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам с применением информационно-коммуникационных средств.

Экологическое воспитание детей базируется на деятельностном подходе. Для создания интереса дошкольников к природе и достижения результата в работе мы используем эмоционально привлекательные для детей виды деятельности:

 экологические игры;

 наблюдение и труд;

 чтение произведений о природе;

 самостоятельный и совместный труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни растений;

 творческую деятельность детей: рисование, аппликацию, лепку, изготовление поделок;

 составление план — карт, схем;

 сочинение сказок, историй и загадок;

 участие в природоохранных акциях (уборка листьев на территории детского сада, изготовление кормушек для птиц, посадка огорода).

Педагогом разработан перспективный план работы по экологическому воспитанию дошкольников (Приложение № 2).

Ознакомление дошкольников с природой мы осуществляем в определенной системе, которая отражает доступные пониманию детей связи явлений по времени и месту. Программный материал даем по временам года. В каждом сезоне выделяем наиболее яркие, характерные явления в неживой и живой природе, деятельности человека. Такое расположение материала обеспечивает чувственное восприятие происходящих в природе изменений и установление связи между отдельными явлениями, а также повторность в их наблюдении. Отбирая познавательный материал, продумываем методы и приемы, с помощью которых можно лучше всего передать его содержание.

Чаще всего в работе с детьми 4–5 лет применяем мультимедийные презентации — это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию.

В ходе образовательной деятельности, в процессе которой дети приобретают сведения о многообразии конкретных явлений природы, мы используем слайды с изображением живой и неживой природы. Они способствуют формированию представлений о предметах и явлениях окружающей среды, умению анализировать, сравнивать, составлять модель, выделять характерные признаки в растениях и животных. Например, в ходе образовательной деятельности на тему: «Путешествие в осень» ребенок может не только «проговорить про осень» — осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья, но с помощью видео и звуковых файлов увидеть и услышать приметы осени, «перенестись в осенний лес».

В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи, например, между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года. Мы подводим ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.

Дети старшей группы знают и самостоятельно выделяют несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца, последовательность времен года; устанавливают зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.

В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, выделяют признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей. Презентации во время образовательной деятельности в этом возрасте используются уже не только как наглядность, но и как план — карта, схема, инструкция к применению, опора для выполнения каких- либо действий, помощник. Также использование компьютерных технологий позволяет нам внедрять в образовательную деятельность старших дошкольников такие современные методы работы как: метод проектной деятельности (защита проектов, наглядность); метод моделирования (показ различных моделей).

Планируя образовательную деятельность с применением новых информационных технологий, мы соблюдаемдидактические требования, в соответствии с которыми:

 четко определяем педагогическую цель применения информационных технологий в образовательном процессе;

 уточняем, где и когда будут использоваться информационные технологии в образовательной деятельности в контексте логики раскрытия представленного материала;

Образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала, использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.

Мультимедийные средства использовались нами на разных этапах образовательной деятельности. Так, например,

 во вступительной части воспитанникам поясняли цель и содержание последующей работы. На данном этапе показывались слайды с изображением темы образовательной деятельности;

 при изучении общих понятий явлений, законов, процессов основным источником знаний являются слова педагога, и изображение на экране позволяет продемонстрировать их условную схему;

 при изучении нового материала наглядное изображение являлось зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить изучаемый материал;

 с целью систематизации и закрепления материала педагогом предлагался обзор изученного материала, подчеркивались основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходило с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет не только в увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязь живой и неживой природы.

Вся работа ведется в тесной взаимосвязи с родителями воспитанников. Семья, как среда формирования личности, оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Она является фундаментом нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим.

Работу с семьей по экологическому воспитанию мы строим по следующим направлениям:

 проведение родительских собраний экологической направленности;

 тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми;

 консультации для родителей по тематике работы.

Мы считаем, что необходимо постоянно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя.

Таким образом, использование современных технологий в образовательном процессе создает благоприятные условия для формирования личности воспитанников и отвечает запросам современного общества.

Литература:

  1. Альманах экологического образования и просвещения. Т.II.: Материалы Всероссийского Форума с международным участием «Экологическое образование — на пути к инновациям и энергосбережению». — Ярославль: Изд. 2011. -230с.
  2. Большой энциклопедический словарь/ под редакцией. Я. Гершович.-М.:АСТ,2001.-800с.
  3. Волкова, Е. И. Воспитание экологического сознания: роскошь или жизненная потребность? / Е. Волкова // Здоровье детей. — 2005. –№ 18. — с. 26–28.
  4. Глазачев, С. Н. Экологическая культура учителя С. Н. Глазачев. — М.: Современный писатель,1998. -201с.
  5. Горвиц Ю. М «Новые информационные технологии в дошкольном образовании». — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.– 328 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle