Библиографическое описание:

Прудских Э. В., Дурнева Н. М., Зуйкова Г. В. Формирование экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 53-56.



Экологическая безопасность, охрана окружающей среды и рациональное природопользование — непременные условия устойчивого развития любого общества, открывающие перспективу перехода к новой системе общественных ценностей, где жизнь и здоровье человека являются абсолютным приоритетом. Невозможно быть здоровым и при этом жить в неблагоприятной окружающей среде.

На современном этапе развития общества возрастает значимость формирования экологически ориентированной личности, что в свою очередь предполагает повышение уровня экологической культуры детей уже с дошкольного возраста.

Между тем, состояние экологического образования дошкольников характеризуется весьма значительными пробелами, недооценкой многих его звеньев. В частности, важной проблемой остается поиск путей и средств повышения качества экологического образования в ДОУ.

Важно воспитывать экологическую культуру и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов и технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей, а также требования к кадровому обеспечению педагогического процесса.

Использование информационно-коммуникационных средств не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекают детей в процесс познания, обеспечивая реализацию индивидуально-ориентированного подхода к обучению, намного расширяют диапазон применяемых способов действий, обеспечивают гибкость управления познавательным процессом.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет также оперативно и объективно проверить уровень экологических представлений дошкольников, что весьма существенно в процессе обучения.

В настоящее время мы совершенствуем формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию, но остро ощущается нехватка методических разработок, позволяющих организовать работу в данном направлении с использованием информационно-коммуникационных технологий, эта проблема актуальна.

Отсюда возникают противоречия между:

 социальной значимостью формирования с дошкольного возраста экологически ориентированной личности и низким уровнем экологических представлений у детей;

 теоретически обоснованной необходимостью использования информационно-коммуникационных технологий в практике экологического образования и недостаточной разработанностью методических условий использования.

На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

Экологическое образование дошкольниковнепрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.

Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, М. В. Лучич).

Компьютерные (информационные) технологии обучения — это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер и мультимедийные устройства.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) — это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Современные исследования в области дошкольной педагогики С. П. Первина, Ю. М. Горвиц свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5–7 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребёнка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютерные технологии выступают особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразия видов деятельности.

Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер и средства обучения, является компьютерная технология.

Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата.

Решение задач экологического образования дошкольников c использованием ИКТ, осуществляется при непосредственном и обязательном участии педагога. Именно он должен помочь воспитанникам сделать правильный выбор, обеспечить передачу ценностей экологической культуры, закладывать основы бережного отношения к природе в этом возрасте.

Осуществляя экологическое развитие детей среднего дошкольного возраста, педагог остановил свой выбор на объектах, непосредственно окружающих ребенка, тех, которые содержатся в группе, на участке детского сада, дома и в ближайшем природном окружении. Познание природы детьми осуществлялось в уголке природы, на участке детского сада, в центре экспериментирования, в книжном уголке, в центре художественно-творческой деятельности, в игровом центре.

Для детей 4–5 лет в группе были организованы:

 уголок природы, где проходит трудовая деятельность детей по уходу за растениями;

 «огород» на окне;

 центр экспериментирования, где находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься;

 центр коллекций, он предназначен для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам. Коллекции включают в себя те объекты, которые могут собирать сами дошкольники и их родители (камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка и глины, речные и морские раковины);

 выставочный центр, где выставляются все рисунки и поделки детей, выполненные в процессе самостоятельной, совместной деятельности;

 демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы);

 дидактические, словесные и настольные игры экологического содержания;

 музыкальные произведения (звуки природы, классические произведения, песни о природе).

В развивающей среде педагог активно использовала знакомые детям символы, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей, придумывала и изготавливала карты-схемы вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать можно всё не только словесно, но и графически.

Активно используемые информационно-коммуникационные технологии позволили педагогу расширить образовательное пространство по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

В экологической развивающей среде дети применяют имеющиеся знания и способы действия. По мере совершенствования знаний и навыков взаимодействия детей с природной средой, наполняется и совершенствуется информационная среда.

Мы поддерживаем организацию предметно-пространственной среды таким образом, чтобы дети проявляли познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Привлекаем старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, выясняя их мнение о планируемых действиях по изменению среды, вовлекаем в процесс преобразований.

Для детей старшего дошкольного возраста создана следующая предметно-пространственная среда:

 уголок природы, экспериментальный центр, где размещаются природные объекты для ухода, наблюдений и экспериментирования;

 центр «Юного эколога», в который входят произведения о природе, разные энциклопедии, журналы;

 составлены картотеки: загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, опытов и экспериментов, дидактических и компьютерных игр, электронных физкультминуток;

 создан альбом «Я наблюдаю» (альбом наблюдений за природой в течение 4 времен года).

Совместная деятельность в экологической развивающей среде совершенствует экологические представления детей, формирует гуманное отношение к природным объектам и развивает навыки взаимодействия ребенка с природой. Оснащенная таким образом развивающая среда предоставляет детям большие возможности для целенаправленной и разнообразной деятельности, она является не только объектом, но и средством.

На основании перечисленных выше источников, а также полученных в ходе результатов констатирующего этапа становления опыта, автором была выстроена система действий по обогащению экологических знаний дошкольников и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам с применением информационно-коммуникационных средств.

Экологическое воспитание детей базируется на деятельностном подходе. Для создания интереса дошкольников к природе и достижения результата в работе мы используем эмоционально привлекательные для детей виды деятельности:

 экологические игры;

 наблюдение и труд;

 чтение произведений о природе;

 самостоятельный и совместный труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни растений;

 творческую деятельность детей: рисование, аппликацию, лепку, изготовление поделок;

 составление план — карт, схем;

 сочинение сказок, историй и загадок;

 участие в природоохранных акциях (уборка листьев на территории детского сада, изготовление кормушек для птиц, посадка огорода).

Педагогом разработан перспективный план работы по экологическому воспитанию дошкольников (Приложение № 2).

Ознакомление дошкольников с природой мы осуществляем в определенной системе, которая отражает доступные пониманию детей связи явлений по времени и месту. Программный материал даем по временам года. В каждом сезоне выделяем наиболее яркие, характерные явления в неживой и живой природе, деятельности человека. Такое расположение материала обеспечивает чувственное восприятие происходящих в природе изменений и установление связи между отдельными явлениями, а также повторность в их наблюдении. Отбирая познавательный материал, продумываем методы и приемы, с помощью которых можно лучше всего передать его содержание.

Чаще всего в работе с детьми 4–5 лет применяем мультимедийные презентации — это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию.

В ходе образовательной деятельности, в процессе которой дети приобретают сведения о многообразии конкретных явлений природы, мы используем слайды с изображением живой и неживой природы. Они способствуют формированию представлений о предметах и явлениях окружающей среды, умению анализировать, сравнивать, составлять модель, выделять характерные признаки в растениях и животных. Например, в ходе образовательной деятельности на тему: «Путешествие в осень» ребенок может не только «проговорить про осень» — осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья, но с помощью видео и звуковых файлов увидеть и услышать приметы осени, «перенестись в осенний лес».

В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи, например, между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года. Мы подводим ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.

Дети старшей группы знают и самостоятельно выделяют несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца, последовательность времен года; устанавливают зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.

В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, выделяют признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей. Презентации во время образовательной деятельности в этом возрасте используются уже не только как наглядность, но и как план — карта, схема, инструкция к применению, опора для выполнения каких- либо действий, помощник. Также использование компьютерных технологий позволяет нам внедрять в образовательную деятельность старших дошкольников такие современные методы работы как: метод проектной деятельности (защита проектов, наглядность); метод моделирования (показ различных моделей).

Планируя образовательную деятельность с применением новых информационных технологий, мы соблюдаемдидактические требования, в соответствии с которыми:

 четко определяем педагогическую цель применения информационных технологий в образовательном процессе;

 уточняем, где и когда будут использоваться информационные технологии в образовательной деятельности в контексте логики раскрытия представленного материала;

Образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала, использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.

Мультимедийные средства использовались нами на разных этапах образовательной деятельности. Так, например,

 во вступительной части воспитанникам поясняли цель и содержание последующей работы. На данном этапе показывались слайды с изображением темы образовательной деятельности;

 при изучении общих понятий явлений, законов, процессов основным источником знаний являются слова педагога, и изображение на экране позволяет продемонстрировать их условную схему;

 при изучении нового материала наглядное изображение являлось зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить изучаемый материал;

 с целью систематизации и закрепления материала педагогом предлагался обзор изученного материала, подчеркивались основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходило с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет не только в увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязь живой и неживой природы.

Вся работа ведется в тесной взаимосвязи с родителями воспитанников. Семья, как среда формирования личности, оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Она является фундаментом нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим.

Работу с семьей по экологическому воспитанию мы строим по следующим направлениям:

 проведение родительских собраний экологической направленности;

 тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми;

 консультации для родителей по тематике работы.

Мы считаем, что необходимо постоянно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя.

Таким образом, использование современных технологий в образовательном процессе создает благоприятные условия для формирования личности воспитанников и отвечает запросам современного общества.

Литература:

  1. Альманах экологического образования и просвещения. Т.II.: Материалы Всероссийского Форума с международным участием «Экологическое образование — на пути к инновациям и энергосбережению». — Ярославль: Изд. 2011. -230с.
  2. Большой энциклопедический словарь/ под редакцией. Я. Гершович.-М.:АСТ,2001.-800с.
  3. Волкова, Е. И. Воспитание экологического сознания: роскошь или жизненная потребность? / Е. Волкова // Здоровье детей. — 2005. –№ 18. — с. 26–28.
  4. Глазачев, С. Н. Экологическая культура учителя С. Н. Глазачев. — М.: Современный писатель,1998. -201с.
  5. Горвиц Ю. М «Новые информационные технологии в дошкольном образовании». — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.– 328 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного возраста, образовательной деятельности, экологического образования, окружающей среды, неживой природы, экологическому воспитанию, информационно-коммуникационных технологий, экологического образования дошкольников, экологической культуры, Использование информационно-коммуникационных, Использование информационно-коммуникационных технологий, детей старшего дошкольного, состояние окружающей среды, старшего дошкольного возраста, старших дошкольников, экологической развивающей среде, ходе образовательной деятельности, современном этапе развития, экологической культуры дошкольников, экологическому воспитанию дошкольников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle