Библиографическое описание:

Исаков С. А. Негативное воздействие СМИ — условие, способствующее преступности несовершеннолетних [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 3-6.



В последнее время общество стали серьезно волновать проблемы, связанные с негативным воздействием средств массовой информации на поведение людей, в частности несовершеннолетних. Отрицательное воздействие средств массовой информации как одно из важнейших причин и условий совершения преступлений криминологами и педагогами изучено не в достаточной мере, в виду того, что негативное воздействие специалистами стало усматриваться только в последнее время.

Правоохранительными органами отмечается рост преступлений, совершенных несовершеннолетними на почве пьянства, токсикомании и наркомании. По статистике, каждое пятое преступление совершается подростками в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Исследования ученых-криминологов показывают, что существенное влияние на уровень преступности, в первую очередь преступности подростков, оказывают средства массовой информации, навязывающие в качестве примеров для подражания культ насилия, грубости, жестокости, наркотиков [3, с.794].

Взаимосвязь между пропагандой телевидением преступного образа жизни и уровнем преступности невозможно отрицать. Вначале приведем примеры негативного влияния средств массовой информации, затем — позитивного влияния на уровень преступности в стране. В начале 80-х годов в США был проведен опрос осужденных в тюрьмах. Результаты анализа поразили исследователей. Оказывается, что свыше 60 % осужденных не скрывали, что совершили преступления под влиянием фильмов, подражая телевизионным героям, а 22 % — приняли на вооружение и руководствовались при совершении преступления способами и приемами совершения преступлений из телепередач. Фильмы являлись своеобразным видео уроками по профессиональному совершению ограблений, похищений, убийств и т. д.

Можно перечислить множество примеров отрицательного воздействия телевидения на психику человека. Исследования некоторых районов в Южной Африке и Канаде, не имевшие по политическим или техническим причинам телевидения вплоть до начала 70-х годов ХХ столетия, показали, что через короткие 3–8 лет после внедрения телевидения состоялся скачок преступности несовершеннолетних (в 2–3 раза). Снова приведем конкретные примеры преступлений, совершенных подростками под влиянием просмотренных телепередач. Три подростков в Барселоне, после того, как посмотрели телевизор поздно вечером, натянули через улицу пластиковую ленту и наблюдали, как она перерезала горло мотоциклисту, скончавшемуся на месте. Группа 5–6-летних детей в Осло играла в черепашки-ниндзя и насмерть забила одну из девочек. Малолетние дети в Нью-Йорке выкинули своего приятеля с 12-го этажа, увидев подобную сцену в кинобоевике. Аналогичные случаи происходят и в России. Двое 16-летних учащихся в Томске в начале 2009 года были задержаны, на счету которых, только представьте себе 6 убийств (!). Школьники подражали Ганнибалу Лектеру — главному «герою» фильма «Молчание ягнят». Они признались, что хотели почувствовать, «как это — резать и убивать». Подобных примеров, к сожалению, можно привести множество [4].

Приведем примеры положительного влияния телепередач на преступность. В то время как на телевидении транслировался телесериал «Семнадцать мгновений весны» преступность в стране сокращалась в разы. КГБ выступало инициатором частого демонстрирования на телевидении этого сериала. Легендарный киногерой Штирлиц приковывал к экрану телевизора даже преступников. Феноменальное воздействие на умонастроения преступников! Почему данный положительный опыт воздействия не используется в настоящее время, и не готовятся новые патриотические телепередачи?! Российское телевидение напоминает жалкое подобие бесстыдного копирования американского [1].

Психика подростка находится в стадии развития и формирования, и даже нейтральные телепередачи могут нанести невообразимый вред психике несовершеннолетнего. Для подкрепления тезиса фактами, можно вспомнить известный случай, произошедший 16 декабря 1997 года в разных городах Японии, когда почти тысячу детей практически одновременно стали биться в судорогах, падали, у многих наблюдалось головокружение, рвота, остановка дыхания. Припадки инициировало просмотр нашумевшего мультсериала «Покемон» («Карманные монстры»). По истечении некоторого времени, придя в себя, дети стали утверждать, что внезапно почувствовали себя плохо, когда у одного из телеперсонажей стал невыносимо сверкать глаза. Специалисты определили, что массовая «псевдоэпилепсия» была вызвана телевидением [2].

Кроме агрессивности большим злосчастием влияния телевидения на несовершеннолетних является затормаживание психического развития. Продолжается рост числа детей, которые не могут в школе усваивать на слух информацию, страдают недоразвитием речи и эмоций. Как установили западные ученые, это дети, которых в раннем детстве «воспитывал» телевизор, то есть они умеют воспринимать только зрительную информацию, слова проходят мимо них. В школе «телевоспитанники» испытывают большие затруднения со сменой привычного зрительного восприятия на словесное, ведь обучает их не телевизор, а живой учитель. И вдобавок они должны общаться с другими детьми, а им это трудно.

Можно привести ещё пример, в 2002 году на экранах появились «Телепузики» — программа для детей до 3-х лет. Что это было или кто это были? Непонятные существа разговаривали, издавая странные звуки типа «о», «эй», «ах» и т. д. Специалисты в области педагогики и психологи справедливо забили тревогу — от общения с подобными существами ребенок может задержаться в развитии, подобные программы отупляют его [5].

Одной из тревожных причин являются СМИ и фильмы, пропагандирующие престижность, «крутизну», криминальный образ жизни, где демонстрируется и романтизируется «красивая жизнь» членов преступных кланов. Так, нашумевший телесериал «Бригада» вдалбливает в сознание мужской «крутой» образ жизни, вызывая тем самым страх у окружающих.

Пошлость, насилие, жестокость, секс, вырывающиеся с телеэкранов, газетных полос, из Интернета, усиливают установку ребенка на агрессивные поступки, сексуальную вседозволенность, примитивизм и безответственность в поведении. Ребенок, будучи особенно чувствительным и уязвимым, начинает воспринимать мир неправильно и искаженно. Как правило большинство телесериалов, фильмов, передач с первого взгляда кажутся абсолютно безобидными, но они создают «эффект воды». Ведь как гласит народная мудрость: «Вода камень точит». Вернемся к мультфильму «Том и Джерри», который не может научить ребенка ничему хорошему. Ведь никто не будет наставлять своего ребенка на то, что хорошо смеяться над тем, что другому больно, неприятно или что единственное решение всех проблем — насильственный, силовой метод. Но почему-то телестудии упорно показывают подобные мультфильмы, а родители разрешают детям их смотреть. Сотрудники Гамбургского института новых средств информации установили, что воздействие телевидения зависит и от того, как в семье относятся к ребенку. Установлено, что на детей, которых любят, с которыми родители вместе смотрят телевизор и много общаются, сцены насилия по телевизору оказывают не такое сильное воздействие, как на детей, растущих в менее благоприятных условиях.

Не меньшая опасность телевидения для ребенка заключается в том, что слишком быстрое чередование информации, передаваемой масс-медиа, перескакивание с одной программы на другую наносят вред процессу открытия мира, поскольку для этого требуются время и осмысление полученной информации».

Большое опасение вызывает вторжение СМИ в частную жизнь семьи и ребенка. СМИ бесцеремонно берут на себя роль воспитателя, наставника, полностью захватывая сознание молодого человека, диктуя ему правила поведения, т. е. общедоступная информация «втирает» свои установки. СМИ оказывают колоссальное влияние на несовершеннолетнего, формируют его ценностную ориентацию, моделируя его поведение и помогая определиться при выборе целей жизни. Природа ребенка заложена таким образом, что вначале своего становления он все берет от родителей. Мальчикам эталоном поведения и подражания служит отец: каждое его слово, манера разговаривать, жизненная позиция и т. д. — все это должно перениматься сыном от отца, точно также для девочек мать должна восприниматься не только как первая учительница, но и как свое живое воплощение будущего. Как говорится: «Яблоко от яблони не далеко падает». Мир многообразен, он предлагает нам все, остается только «подойти и взять», а роль родителей, соответственно, заключается в фильтрации информации, отбрасывании мусора, негатива и аморальных установок, могущей нанести непоправимый урон развивающей личности ребенка.

Приведенные факты и богатый жизненный опыт подталкивает к тому, чтобы родители уберегали детей от воздействия средств массовой информации, как в детстве ребенка мать разжевывает твердую пищу для ребенка, так родителям стоит давать ту часть информации, которая бы не оказывала отрицательного воздействия на психику и поступки ребенка.

Мы не говорим о том, чтобы ребенка не подпускать к телевизору, мы выступаем за то, чтобы родители ограничили просмотр телевизора детьми до нескольких часов в день. Как часто в своей практике мы сталкиваемся с тем, что дети начинают скандалить с родителями, когда их начинают буквально отрывать от телевизора. Это ли не влияние СМИ? Не всегда само средство массового издания понимает ту огромную роль, которую оно играет в жизни человека. Не случайно СМИ относят к четвертой ветви власти, получившая название «информационная».

Многим родителям полезно было бы узнать о факте установления учеными, что хрусталик человеческого глаза окончательно формируется к восьми годам. Поэтому офтальмологи утверждают, что до достижения указанного возраста ребенку противпоказывается смотреть на экран телевизора (компьютера, телефона и т. д.).

Родителям стоит время, затрачиваемое на просмотр нескончаемое количество любимых телепрограмм, направлять в русло развития ребенка, его становление в полноценную психически уравновешенную личность. Знаете ли вы, хотя бы одного великого человека, которого воспитало средство массовой информации? Я не знаю…

К великому сожалению, у средств массовой информации воспитание, образование и развитие ребенка на первом плане не стоят, отдавая предпочтение трансляции развлекательных телепрограмм и коммерческих проектов. Российское общество утратило систему социального контроля над процессом становления подрастающего поколения. Многие институты социализации, такие как семья, школа, детские молодежные организации проигрывают в своем влиянии на подростка средствам массовой информации. Вступив в стихию рыночных отношений, оказавшись в ситуации острой конкурентной борьбы, вместе с отсутствием требования государства к воспитанную патриотичного, полноценно развитого, здорового, мужественного гражданина российские средства массовой информации в целях удержания и расширения зрительской и читательской аудитории прибегают по существу к криминогенным воздействиям. Применяемые при этом приемы сводятся к манипуляциям с традиционными духовными, социальными и правовыми ценностями, к игре на исконных человеческих слабостях, к смакованию и прославлению пороков, к уничижению нравственности. Подобная практика наносит несоразмерный ущерб ценностно-нравственной системе российского общества, СМИ оказывают криминогенное воздействие на массовое сознание и тем самым опосредованно влияют на состояние преступности в обществе.

Что происходит с отечественным телевидением? Ответить на этот вопрос сложно. Ясно, что если легендарный мультфильм «Ну, погоди!», в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», воспитавшее целое поколение советских граждан, оказалось не в милости у наших чиновников, которые под видом оберегания детей от «пропаганды хулиганства, нездорового образа жизни, издевательств над животными» или под иными благовидными целями манипулируют и подчиняют сознание зрителя, направляя в себе угодном направлении. Отечественное телевидение находится в серьезном кризисе, которое чиновниками, умалчивается. Кстати, за показ мультфильма «Ну, погоди!» детям устанавливается максимальный штраф для граждан до 3 тысяч рублей, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — до 25 тысяч рублей, юридических лиц — до 200 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

Зарубежные страны стали понимать опасность вседозволенности телевидения и потому предпринимают необходимые меры по контролю за пропагандой насилия телевидением. Франция в 1986 году приняла закон, в соответствии с которым Высший аудиовизуальный совет контролирует «содержание программ, способных нанести вред детям». На французском телевидении «запрещено демонстрировать эротические или содержащие насилие сцены до 22.30 и их рекламу до этого же времени». В Китае в 2008 году вступил запрет на «аудио- и видеопродукцию, содержащую ужасы и насилие» [4].

Пора обратить внимание на духовно-нравственное состояние, культурное воспитание несовершеннолетних и, безусловно, всего населения нашей страны в целом на государственном уровне. В этом отношении уже сделаны значительные сдвиги, принят соответствующий закон — Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (29 декабря 2010 г.) в соответствии с которым введены две важнейшие новеллы:

 первое, на федеральном уровне государственная структура дает рекомендации тем СМИ, наносящие с точки зрения общества ущерб здоровью детей, а также классифицированы передачи по возрастным категориям детей, как это делается в других цивилизованных странах, а граждане вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации общественный контроль за соблюдением требований Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Речь идет не только о телепередачах, но и о книгах, журналах, игрушках. При нарушении этого закона к авторам передач, книг и т. д. будут применяться меры, вплоть до уголовного наказания;

 второе, законом конкретно определенывиды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, к которым относятся:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера.

Странно получается, вроде принят закон, которого так ждали педагоги с далекого 1985г., призванный остановить шквал порнографического бесчинства, матерщины и алкогольного беспутства, наполнивших телепередачи, и должна была бы наступить резкая грань «до и после», однако ощутимых изменений не произошло. Помимо того, что «до начала демонстрации посредством зрелищного мероприятия информационной продукции ей присваивается знак информационной продукции», размещаемый в углу кадра, кардинально ничего не изменилось.

России жизненно необходимо выстроить адекватную информационную политику, ориентированную на достижение целей защиты социума от преступности и на повышение уровня нравственной и правовой культуры населения. Выверенная информационная политика обязательно приводит к снижению антикриминального потенциала общества, можно просто вспомнить советский период отечественной истории. Представители старшего поколения, ностальгируя по советским временам, говорят, что в ту счастливую пору такого не было, притом, что преступность была всегда, только велась совершенно иная информационная политика. В советском кинематографе идеализировался труд, и сами герои были честные, законопослушные и добросовестные труженики. Пора бы нам уже заканчивать с социальными экспериментами и бесконечными реформами и выбрать самобытный путь к прекрасному будущему для каждого российского гражданина.

Родитель! Береги ребенка от СМИ! В противном случае ты сам не заметишь, как СМИ поглотило твоего ребенка, и воспитало таким, каким оно ему нужно, а не таким, каким ты бы его хотел видеть!

Литература:

  1. Алфимова М. В. Трубников В. И. Психогенетика агрессивности// Вопросы психологии./ М. В. Алфимова, В. И. Трубникова. — 2000. — № 6.
  2. Иванов А. В. Негативное влияние современного телевидения и компьютерных игр на преступность несовершеннолетних // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.tisbi.ru/assets/Site/Science/Documents/ (дата обращения: 06.10.2014).
  3. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. — М., 2005.
  4. Минкин А. Под властью маньяков // Московский комсомолец. — № 17. 2008. 20 апреля.
  5. Чернова Г. Ежик — в тумане, телепузик — на экране // Приокская газета. № 31. 2002. 17 апрель.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle