Библиографическое описание:

Васютина И. В., Попова Е. В., Фоломеева Л. Н. Формирование самостоятельности и инициативы детей через физическое развитие и музыку в условиях ДОУ [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 41-43.



В статье рассматриваются вопросы воспитания навыков самостоятельности детей дошкольного возраста. Предложены формы и методы развития самостоятельности детей на занятиях физической культурой и музыкальных праздниках. Самостоятельная деятельность позволяет усвоить и правильно выполнять разучиваемые в каждой группе физические движения и самостоятельно их выполнять.

Ключевые слова: самостоятельность, инициатива, физическое развитие, празднично-досуговая деятельность, воспитанники.

Что такое инициатива? Это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом не просят

Элберт Грин Хаббард

Вот в народе часто говорят «инициатива наказуема». Но современный мир, быстро меняющийся, наоборот, любит таких инициативных, самостоятельных, независимых людей.

Нужно ли развивать инициативу у ребенка?

Инициатива вообще определяется как почин, первый шаг. Если следовать этой логике, то инициатива детей — это вообще врожденное качество, потому что, чтобы они ни делали, — это все «первый шаг», всё впервые. Получается, дети от природы инициативны? Но тогда почему взрослые так стремятся эту инициативу детей воспитывать?

И действительно, ребенок с интересом делает первые шаги, с удовольствием познает окружающий мир квартиры и детской площадки. Но с возрастом все чаще родители одергивают его: «не трогай», «брось», «не ходи туда», «сиди тут», «помолчи». В таких условиях инициатива детей, увы, не развивается.

Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте. Начиная с кризиса трех лет и появления феномена «я сам», наиболее благоприятный, самой природой установленный период — это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности.

Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень и очень близкие. Самостоятельность ребенка — это само осуществление какой-то деятельности, делание, это процесс. Тогда как инициативность — это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Поэтому инициативность — это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.

Но опять же не нужно путать инициативность с импульсивностью. Импульсивность часто бессознательна, человек поддается импульсу под влиянием влечения, страсти, внезапно вспыхнувшего желания. Инициатива же чаще осознанна, т. к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли, умения планировать.

Дошкольный возраст — очень важное время для развития инициативности. Развитию инициативы детей очень способствуют различные игры. Именно игры — подвижные, интеллектуальные, коммуникативные — будят мышление и дух ребенка, активизируют его ресурсы и потенциалы. Кроме того, очень важным является тот момент, когда ребенок САМ инициирует игру — со взрослым или другими детьми.

Самостоятельность определяется как одно из свойств личности, которое характеризуется двумя факторами:

  1. совокупность средств, знаний и умений;
  2. побуждение к действию.

Забота о физическом здоровье ребёнка и его психическом благополучии — это первостепенная задача дошкольного образовательного учреждения. Педагоги должны создавать такую среду, которая обеспечивала бы безопасность ребёнка, его физическое развитие, укрепление здоровья, способствовала бы двигательной активности детей.

Наиболее уязвимым местом в области физического развития дошкольников является развитие самостоятельности. Воспитанники детского сада должны усвоить и правильно выполнять разучиваемые в каждой группе движения. Педагогу необходимо формировать у детей способность самостоятельно оценивать качество выполнения движений как своих, так и других воспитанников группы.

Развитие самостоятельности осуществляется, прежде всего, на занятиях физической культуры. Уже в младшей группе мы привлекаем воспитанников к подбору и размещению оборудования: отобрать в корзину мячики определенной величины для катания друг другу, расставить инвентарь для перешагивания, ходьбы между предметами, для перепрыгивания через положенные веревочки.

Старшие дошкольники уже расставляют физкультурный инвентарь на определенном расстоянии, например, для перешагивания расставить кубики на ширине двух ступней, а также могут сами отсчитать предметы в количестве до десяти. Научившись выполнять отдельные поручения, связанные с расстановкой оборудования и пособий, дети смогут самостоятельно размещать необходимый физкультурный инвентарь. В результате последовательно проводимой работы по обучению размещению инвентаря дети быстро учатся самостоятельно расставлять оборудование. Для развития самостоятельности при выполнении общеразвивающих упражнений старшим дошкольникам необходимо дать понять, что исходное положение оказывает влияние на выполнение всего упражнения, для этого надо просто предложить детям присесть, не сгибая колени. Самостоятельно выполнять физические упражнения воспитанникам помогут выполнить карточки, на которых упражнения представлены в виде схемы. Карточки в определенном порядке располагаются на магнитной доске. При выполнении упражнений воспитанники вспоминают последовательность, а замену упражнений целесообразно зафиксировать на доске совместно с детьми.

Таким образом, практически решать поставленную на физкультурном занятии доступную задачу должен сам ребенок в совместной деятельности со сверстниками. Воспитанники детского сада могут усвоить и правильно выполнять разучиваемые в каждой группе движения и самостоятельно их выполнять.

В условиях нарастающих кризисных явлений в духовной жизни всего общества, в том числе детей и подростков, особую социально-педагогическую значимость приобретает обоснование содержания и методов организации праздничных форм досуговой деятельности, которая способствует становлению и развитию личности ребенка.

Празднично-досуговая деятельность детей отличается особым динамизмом, появлением неожиданных видов и форм. Досуг большей части детей, часто практически не контролируемый, отличается сложностью и противоречивостью. С одной стороны, дети имеют возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, с другой, — нередко не готовы к выбору видов деятельности, способствующей полноценному формированию личности, охотно перенимают модели заполнения свободного времени, далеко не всегда содействующие их физическому и психическому развитию.

Руководствуясь определением «досуга», следует отметить, что для большинства «благополучных в развитии» современных людей досуг весьма многообразен. Это спортивная, художественно-творческая деятельность, дополнительное образование и др.

Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки.

Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника определяется как система коллективных художественно-творческих дел детей и взрослых в ходе педагогически организованной совместной деятельности.

Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию и художественному вкусу.

Литература:

  1. Глазырина, Л. Д. Физическая культура — дошкольникам: Программа и программные требования / Л. Д. Глазырина. — М.: Владос, 1999.
  2. Яковлева, Л.В, Юдина, Р. А. Физическое развитие и здоровье детей 3–7 лет / Л. В. Яковлева, Р.А Юдина. М.: Владос, 2003.
  3. Волосова Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста. — М.-1999.
  4. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей — Российский гос. Пед. Университет им Герцена, СПб: Детство-ПРЕСС 2000–192с.
  5. Гуськова Т. В., Что такое самостоятельный ребёнок. //Д.в.-1988.-№ 11.-с.60–64.
  6. Гуськова Т. В. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельным? //Д.в.-№ 8.-с.65–69.
  7. Каплан Л. И. Первые проявления самостоятельности. //Каплан Л. И. Посеешь привычку — пожнёшь характер. — М., 1980, с.31–32.
  8. Горькова Л.Г Праздники и развлечения в детском саду/ Л. Г. Горькова — М.: ВАКО, 2007. — 290 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle