Библиографическое описание:

Брылеева Ю. В. Структурно-содержательные компоненты формирования методической готовности студентов исторического профиля [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 161-163.



Дается характеристика методики преподавания истории, как главной составляющей общей подготовки студентов исторического профиля СурГУ, получающих квалификацию «Преподаватель истории». Автором описываются основные структурно-содержательные компоненты, необходимые для формирования методической готовности студентов исторического профиля.

Ключевые слова: методика обучения предмету, компоненты готовности, уровни и критерии методической готовности.

Современные изменения в российской школе, все более широкое внедрение и использование новых актуальных средств обучения привели к изменению подходов к подготовке будущих педагогов. Вузы переориентированы на подготовку учителя-профессионала, использующего собственные оригинальные методики, направленные на: решение нетрадиционных задач, формирование у школьников творческого мышления, ценностных ориентаций и др.

Таким образом, методика обучения является одной из основных частей профессиональной подготовки будущих учителей, а приобретенные навыки в вузе и отработанные в ходе практики, помогут молодым специалистам увереннее встать на путь самостоятельного овладения педагогическим мастерством [4, с. 299].

Развитие индивидуальных задатков, применимых к любой сфере преподавательской деятельности предполагает основательную теоретическую подготовку, понимание особенностей, структурных составляющих процесса обучения. Изучение методики преподавания истории является главной составляющей общей подготовки студентов исторического профиля СурГУ, получающих квалификацию «Преподаватель истории».

Планомерная работа обеспечивает процесс формирования методической готовности студентов, готовых к более успешной адаптации в условиях постоянно меняющихся требований и школьных стандартов.

В вузе студенты исторического профиля знакомятся с основами дидактического проектирования при изучении курса «Методики преподавания истории», где получают основы организации образовательного процесса, имеющего определенные уровни становления, знакомятся и формируют собственную методическую основу своей будущей педагогической деятельности, совмещая со знаниями, представлениями, которые задаются предметным содержанием исторических дисциплин.

Изучение методики преподавания истории является главной составляющей общей подготовки студентов, получающих квалификацию «Преподаватель истории». Сама методика преподавания истории может быть определена как интегративная система, включающая дидактику, психологию, теорию воспитания, выполняющие образовательную, развивающую и воспитывающую функции изучения истории.

Исследуя систему методической подготовки студентов исторического профиля в Сургутском государственном университете, можно отметить, что данная система обеспечивает четко выраженную профессиональную направленность с начала всей работы и до завершения обучения. Включает в себя следующие виды деятельности: лекционный курс теории и методика обучения историческим дисциплинам, лабораторный практикум по методике обучения историческим дисциплинам, учебно-исследовательская работа (курсовая работа по методике преподавания истории), педагогическая практика.

Развитие индивидуальных задатков, применимых к любой сфере преподавательской деятельности предполагает основательную теоретическую подготовку, понимание особенностей, структурных составляющих процесса обучения.

Методика обучения предмету, являясь обязательной учебной дисциплиной, завершающей этап профессионального образования, реализует следующие задачи: усвоение методологии предметной методики, умение применять ее в конкретных исследованиях; овладение закономерностями функционирования методической системы обучения, навыкам применения их в различных ситуациях; разработки методики обучения отдельным понятиям, фактам, организации учебного процесса, в частности планирования урока, постановки его целей, выбора средств их достижения и др. [4, с. 299]

На основе изучения психолого-педагогической литературы, можно определить методическую готовность как системное качество личности педагога, включающее теоретический, практический и личностный компоненты:

 научно-теоретический компонент выражается в системном восприятии образовательной деятельности; наличие системы психологических, дидактических и предметных знаний как основы педагогической деятельности; определение выбора содержания профессиональной деятельности — учет методологических критериев — перспективности, полноты, развивающего характера);

 практический компонент — профессиональные умения и навыки педагога, приобретенные в процессе педагогической деятельности: анализ развивающих и учебно-воспитательных возможностей обучения; предметной областью и педагогическими технологиями, соотношение своей деятельности с другим педагогическим опытом, анализ образовательных альтернатив, оценивание их эффективности, проектирование;

 личностный компонент — система профессионально обусловленных качеств личности (педагогическое мышление, педагогическая направленность, педагогическое целеполагание); педагогические способности, мотивы, интересы, определяющие позицию педагога, основы педагогического мастерства, педагогическая рефлексия. [2]

Готовность к педагогической деятельности в области преподавания истории включает:

 ценностно-ориентационный компонент — систему ценностей, установок, профессиональных мотивов, которыми руководствуется учитель истории в своей педагогической деятельности;

 когнитивный компонент — систему нормативных знаний в области методики преподавания истории, основных подходов, концепций исторического образования;

 деятельностно-практический компонент — систему основных методических действий, обеспечивающих профессиональное решение методических задач как разновидности педагогических.

На занятиях по методике преподавания истории студент должен определить направление будущей работы по пяти основным вопросам: как учить; чему учить; зачем учить; какие средства обучения можно использовать; каковы результаты обучения истории.

Уровнями проявления методической готовности студентов исторического профиля в процессе прохождения педагогической практики являются: репродуктивный (реализация полученных ранее знаний, умений, навыков в типичных ситуациях педагогической деятельности), ситуативно-творческий (творческое проявление в определенных ситуациях педагогической деятельности) и творческий (творческая реализация методической подготовленности в педагогической деятельности). [3]

Критериями и основными показателями оценки уровней проявления методической готовности студентов исторического профиля являются: когнитивный (объем и прочность усвоенных знаний), деятельностный (владение технологиями педагогической деятельности), мотивационный (интерес, потребность и желание в самореализации в педагогической деятельности), волевой (проявление активности, настойчивости, самоконтроля).

Методическая готовность студента исторического профиля включает основы профессиональной деятельности будущего учителя, стоящие в:

 наличии системы ориентиров, связанных с проектированием и конструированием учебного процесса;

 умении конкретизировать цели обучения по курсам, разделам и темам с учетом уровня обученности учащихся;

 развитии способности оптимально отбирать содержание, средства и приемы преподавания и учения в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными способностями учащихся;

 умении проводить экспертизу качества исторического образования и разрабатывать программы совершенствования учебного процесса;

 умении проектировать технологии обучения [1].

Студенты должны овладеть методикой передачи научной информации, возможностями учебного предмета в образовательном и воспитательном аспекте, а также формами, методами обучения в различных системах обучения и типах учебных заведениях. Важной теоретико-методической проблемой методики является создание теоретической основы, дающей возможность студентам принимать решения в различных нестандартных ситуациях. Современная методика преподавания должна содержать такие вопросы, как овладение методикой передачи научной информации школьникам определенной возрастной группы, ознакомление с активизирующими учебную деятельность методами и формами обучения, использование развивающих методов и т. п. Преподаватель должен уметь направлять процесс овладения студентами профессиональными умениями на лекциях, содержание которых должно быть проблемным [4, с. 299].

Таким образом, методика обучения является одной из основных частей профессиональной подготовки будущих учителей, а приобретенные навыки в вузе и отработанные в ходе практики, помогут молодым специалистам увереннее встать на путь самостоятельного овладения педагогическим мастерством.

Литература:

  1. Боровских, Т. А. Конструирование учебного процесса на основе технологического подхода [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/konstruirovanie-uchebnogo-protsessa-na-osnove-tehnologicheskogo-podhoda
  2. Ковалева, И. Ю. Методическая готовность педагогов мурманской области к продуктивной деятельности в условиях образовательного выбора [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-gotovnost-pedagogov-murmanskoy-oblasti-k-produktivnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-obrazovatelnogo-vybora
  3. Лавренчук, Н. Г. Повышение методической готовности начинающих преподавателей в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля: автореф. дис....кан. пед. наук [Электронный ресурс] / Н. Г. Лавренчук. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/povyshenie-metodicheskoi-gotovnosti-nachinayushchikh-prepodavatelei-v-sisteme-professionalno
  4. Тимофеева С. М. Методическая подготовка будущего учителя // Вектор науки. ТГУ. 2011. № 3 (6). С. 299–302.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle