Организация эколог-ориентированной деятельности студентов-бакалавров в период педагогической практики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)

Дата публикации: 02.04.2016

Статья просмотрена: 143 раза

Библиографическое описание:

Ушнурцева, Н. Н. Организация эколог-ориентированной деятельности студентов-бакалавров в период педагогической практики / Н. Н. Ушнурцева, А. В. Топор. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10202/ (дата обращения: 23.04.2024).



Организация эколог-ориентированной деятельности студентов-бакалавров впериод педагогической практики

Ушнурцева Нина Никитична, кандидат педагогических наук, доцент;

Топор Анна Владимировна, старший преподаватель

Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко (г. Тирасполь, Молдова)

Ключевые слова: эколого-ориентированная деятельность; педагогическая практика, направления эколого-ориентированной деятельности.

Модернизация системы образования, наличие разноуровневости и многопрофильности, расширение сферы образовательных услуг, необходимость быстрого реагирования на изменения социального заказа определяют сложный и полифункциональный характер профессиональной деятельности современных педагогов, т том числе и учителей начальных классов.

В этом ключе, профессиональные цели специалистов в области начального образования состоят не только в передаче знаний, социального опыта человечества, но и в обеспечении психолого-педагогической поддержки становления личности ученика в тесном взаимодействии со средой социальной и природной. Этому весьма способствует эколого-ориентированная деятельность, рассматривается нами как одна из составляющих экологической деятельности, которая по определению А. Д. Урсула включает в себя все виды и формы деятельности людей, связанные с рациональным решением экологической проблемы, экологизацией общественного производства и всей социальной деятельности [3].

По мнению О. Г. Роговой задачи экологической деятельности условно можно разделить несколько групп [2].

1 группа — задачи экологической деятельности в области окружающей среды, включающие в себя:

– Сохранение и восстановление: природных объектов, биоразнообразия, объектов культурного наследия.

– Инженерная защита окружающей среды; предотвращение негативных воздействий, ликвидация последствий негативных воздействий.

– Исследование фактического и прогнозируемого состояния окружающей среды.

– Преобразование: оптимизация и преобразование урбанизированной среды, экодизайн ландшафтов.

2 группа — задачи экологической деятельности в сфере человека следующие:

– Создание благоприятных условий и среды производственной деятельности человека

– Создание благоприятной социально-бытовой среды

– Воспроизводство: физическое и психическое здоровье человека, сохранение продуктивных способностей, передача здорового генотипа будущим поколениям.

3 группа — задачи экологической деятельности в области общественных отношений, такие как:

– Правовое регулирование

– Экономическое регулирование

– Экологическое образование и просвещение: развитие экологической культуры общества на уровнях семьи, локального сообщества, региона, государства и в подсистемах экологических отношений, экологического сознания и экологической деятельности, создание информационного поля окружающей среды в средствах массовой информации, международное взаимодействие по проблемам экологии и экологического образования.

Исходя из вышесказанного, в современных условиях подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» особую актуальность приобретает организация деятельности будущих педагогов в период прохождения педагогической практики, поскольку способствует развитию у выпускников способности применять полученные теоретические знания в различных педагогических ситуациях. Помимо этого педагогическая практика предоставляет широкие возможности для реализации эколого- ориентированной деятельности будущих учителей начальных классов, как в процессе преподавания школьных предметов, так и во внеклассной и внеурочной работе с учащимися.

При организации эколого-ориентированной деятельности студентов необходимо опираться как на общепедагогические, так и на эколого-ориентированные принципы работы, осуществляя реализацию следующих направлений:

– индивидуальная работа,

– групповая работа,

– массовая работа [2].

Причем подход должен быть двусторонним: принципы необходимо реализовать как при подготовке будущих педагогов, так и готовить бакалавров для их реализации в работе с младшими школьниками.

Рассмотрим реализацию этих направлений в деятельности бакалавров и учащихся при проведении индивидуальной работы.

Бакалавры (профиль «Начальное образование»)

Учащиеся начальных классов

Подготовка докладов

Индивидуальная работа с учащимися, оказание консультационной поддержки; подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений.

Помощь при изготовлении наглядных пособий и компьютерном оформлении работы

небольшие сообщения на заданную тему в устной или письменной форме

Эколого-ориентированные задания

Подборка заданий, и алгоритма их выполнения, проведение мастер-классов (например, изготовление кормушки из пластиковых бутылок), консультационная и практическая помощь в процессе выполнения заданий

Изготовление поделок из бытовых отходов (бутылок, коробок и т. п.)

Выращивание рассады цветов для посадки на пришкольном участке и т. п.

Организация групповой работы так же может быть представлена как деятельность бакалавров и учащихся начальных классов.

Бакалавры (профиль «Начальное образование»)

Учащиеся начальных классов

Работа над экологическими проектами

Выбор тематики проекта.

Разработка алгоритма его реализации (в совокупности это могут быть несколько взаимосвязанных эколого-ориентированных заданий). Индивидуальная работа с учащимися, оказание консультационной поддержки; подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке материалов.

Помощь при компьютерном оформлении работы. Консультационная и практическая помощь в процессе выполнения заданий

Участие в таких проектах как:

«Водоемы Приднестровья», «Флора родного края», «Красная книга» и т. п. (Например, при реализации проекта «Флора родного края» выполняются следующие задания:

подготовка сообщений о культурных, декоративных, лекарственных, редких и т. д. растениях республики;

выбор декоративного растения с целью высадки на пришкольном участке (проращивание рассады) — уточнение соответствующей информации об этом растении;

посадка растений на пришкольном участке, уход за ними.

Массовые формы работы проводятся в форме встреч с интересными людьми, деятелями науки и культуры, совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в районных и городских мероприятиях.

Бакалавры должны иметь теоретическую подготовку в плане организации и проведения мероприятий такого рода, а также уметь организовывать агитационную работу, направленную на привлечение младших школьников к эколого-ориентированной деятельности.

Считаем необходимым отметить, что не зависимо от того, какое направление организации экологически ориентированной работы реализуется, необходимо учитывать условия эффективного осуществления данного вида деятельности, а именно:

– заинтересовывать учащихся в проведении экологической работы;

– пробуждать в них желание осуществлять эколого-ориентированную исследовательскую деятельность (ученик должен хотеть провести это исследование, ведь если направление, тема не будут интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследование не получится);

– тематика работы проекта должна соответствовать возрасту учащихся и уровню их подготовки;

– выбранная тема или направление работы должны быть доступны в плане реализации (ученик должен суметь это сделать, но прежде всего это должен уметь делать учитель!);

– работа, выполняемая младшими школьниками должна приносить удовлетворение обоим сторонам, как ученику, так и педагогу (в нашем случае бакалавру — будущему учителю начальных классов)

Еще один аспект организации экологически ориентированной деятельности студентов-бакалавров: невозможно осуществлять руководство любой деятельностью, в том числе и экологической, если не видишь всю структуру работы, не знаешь методики, не можешь определить направления детальности. Особое внимание в организации и проведении эколого-ориентированной исследовательской деятельности необходимо уделять диагностике уровня удовлетворенности учащихся своей работой, ее результативностью. Поощрение осуществляется посредством вручения грамот, сертификатов. Причем это должно соблюдаться как по отношению к студентам, так по отношению к младшим школьникам. Важным этапом в подготовке бакалавров к педагогической практике является их знакомство со спецификой проведения подобных награждений (на каком уровне и за что возможно выдавать поощрительные дипломы, сертификаты участников, грамоты и т. п.; правила их оформления).

Систематически проводимая с бакалаврами эколого-ориентированная работа теоретического, практического и методического характера, позволит сформировать соответствующие умения по организации и проведению подобной деятельности с младшими школьниками, что на много повысит уровень их работы в данном направлении уже в качестве практикующих педагогов.

Литература:

  1. Гагарин А. В. Освоение учащимися эколого-ориентированных ценностей в условиях природоориентированной деятельности // Вестник ОГУ.- 2004. — № 1. — С. 33–38.
  2. Роговая Ольга Геннадьевна Экологическая деятельность как сфера проявления экологической компетентности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 57. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-deyatelnost-kak-sfera-proyavleniya-ekologicheskoy-kompetentnosti
  3. Топор А. В., Кодрул Е. Н. Организации эколого-ориентированной исследовательской деятельности учащихся // Молодой ученый. — 2013. — № 3. — С. 497–499.
  4. Урсул А. Д. О понятии «экологическая деятельность» / А. Д. Урсул // Философские науки. — 1986. — № 1. — С. 35–42.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая деятельность, педагогическая практика, индивидуальная работа, окружающая среда, эколого-ориентированная деятельность, пришкольный участок, учащийся, групповая работа, консультационная поддержка, практическая помощь.

Похожие статьи

Формирование экологической компетенции обучающихся...

школьное лесничество, экологическая компетенция, практическая деятельность, окружающая среда, экологическое образование, неосознанная некомпетентность, природоохранная деятельность...

Организация разных видов деятельности детей в процессе...

Ключевые слова: экологическое образование дошкольников, экологизация среды ДОУ, виды детской деятельности

родитель, детский сад, ребенок, природа, экологическое образование, педагог, форма работы, экологическая культура, экологическое воспитание, семья.

Формы и методы экологического воспитания учащихся

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание, воспитательная работа, учащийся. Похожие статьи.

Ключевые слова:экологическое образование, воспитание, мышление, экологическая культура, окружающая среда.

Формирование экологической культуры младших школьников...

Индивидуальная работа во внеурочной деятельности очень важна и непосредственно связана с приобщением

Организация эколого-краеведческой работы со школьниками позволяет решать в совокупности основные задачи

в практическую природоохранную деятельность.

Проект «Экологические тропы как образовательная технология...»

7) уровень представления продуктов исследовательской деятельности, их практическая значимость для решения

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей среды.

Почему мы назвали нашу работу «Экологическая тропа», потому.

Современные формы и методы обучения в рамках...

внеклассная работа, окружающая среда, природа, экологическое воспитание, школьник, III, Изготовление кормушек, родной край, бросовый материал, окружающий мир. Эколого-краеведческая направленность...

Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической...

Основными направлениями работы по формированию экологической культуры школьников являются: эколого — просветительская деятельность, организация школьного экологического объединения учащихся, исследовательская работа...

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей...

Организация образовательной деятельности на экологической...

экологическое образование, ребенок, акция, образовательная область, окружающий мир, природа, игра, окружающая среда, экологическая работа, дидактическая игра.

Формирование экологической компетентности у старших...

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто

Наблюдаются практические действия — ориентировочно-исследовательские.

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально.

Похожие статьи

Формирование экологической компетенции обучающихся...

школьное лесничество, экологическая компетенция, практическая деятельность, окружающая среда, экологическое образование, неосознанная некомпетентность, природоохранная деятельность...

Организация разных видов деятельности детей в процессе...

Ключевые слова: экологическое образование дошкольников, экологизация среды ДОУ, виды детской деятельности

родитель, детский сад, ребенок, природа, экологическое образование, педагог, форма работы, экологическая культура, экологическое воспитание, семья.

Формы и методы экологического воспитания учащихся

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание, воспитательная работа, учащийся. Похожие статьи.

Ключевые слова:экологическое образование, воспитание, мышление, экологическая культура, окружающая среда.

Формирование экологической культуры младших школьников...

Индивидуальная работа во внеурочной деятельности очень важна и непосредственно связана с приобщением

Организация эколого-краеведческой работы со школьниками позволяет решать в совокупности основные задачи

в практическую природоохранную деятельность.

Проект «Экологические тропы как образовательная технология...»

7) уровень представления продуктов исследовательской деятельности, их практическая значимость для решения

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей среды.

Почему мы назвали нашу работу «Экологическая тропа», потому.

Современные формы и методы обучения в рамках...

внеклассная работа, окружающая среда, природа, экологическое воспитание, школьник, III, Изготовление кормушек, родной край, бросовый материал, окружающий мир. Эколого-краеведческая направленность...

Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической...

Основными направлениями работы по формированию экологической культуры школьников являются: эколого — просветительская деятельность, организация школьного экологического объединения учащихся, исследовательская работа...

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей...

Организация образовательной деятельности на экологической...

экологическое образование, ребенок, акция, образовательная область, окружающий мир, природа, игра, окружающая среда, экологическая работа, дидактическая игра.

Формирование экологической компетентности у старших...

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто

Наблюдаются практические действия — ориентировочно-исследовательские.

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально.