Библиографическое описание:

Ушнурцева Н. Н., Топор А. В. Организация эколог-ориентированной деятельности студентов-бакалавров в период педагогической практики [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 191-193.



Ключевые слова: эколого-ориентированная деятельность; педагогическая практика, направления эколого-ориентированной деятельности.

Модернизация системы образования, наличие разноуровневости и многопрофильности, расширение сферы образовательных услуг, необходимость быстрого реагирования на изменения социального заказа определяют сложный и полифункциональный характер профессиональной деятельности современных педагогов, т том числе и учителей начальных классов.

В этом ключе, профессиональные цели специалистов в области начального образования состоят не только в передаче знаний, социального опыта человечества, но и в обеспечении психолого-педагогической поддержки становления личности ученика в тесном взаимодействии со средой социальной и природной. Этому весьма способствует эколого-ориентированная деятельность, рассматривается нами как одна из составляющих экологической деятельности, которая по определению А. Д. Урсула включает в себя все виды и формы деятельности людей, связанные с рациональным решением экологической проблемы, экологизацией общественного производства и всей социальной деятельности [3].

По мнению О. Г. Роговой задачи экологической деятельности условно можно разделить несколько групп [2].

1 группа — задачи экологической деятельности в области окружающей среды, включающие в себя:

– Сохранение и восстановление: природных объектов, биоразнообразия, объектов культурного наследия.

– Инженерная защита окружающей среды; предотвращение негативных воздействий, ликвидация последствий негативных воздействий.

– Исследование фактического и прогнозируемого состояния окружающей среды.

– Преобразование: оптимизация и преобразование урбанизированной среды, экодизайн ландшафтов.

2 группа — задачи экологической деятельности в сфере человека следующие:

– Создание благоприятных условий и среды производственной деятельности человека

– Создание благоприятной социально-бытовой среды

– Воспроизводство: физическое и психическое здоровье человека, сохранение продуктивных способностей, передача здорового генотипа будущим поколениям.

3 группа — задачи экологической деятельности в области общественных отношений, такие как:

– Правовое регулирование

– Экономическое регулирование

– Экологическое образование и просвещение: развитие экологической культуры общества на уровнях семьи, локального сообщества, региона, государства и в подсистемах экологических отношений, экологического сознания и экологической деятельности, создание информационного поля окружающей среды в средствах массовой информации, международное взаимодействие по проблемам экологии и экологического образования.

Исходя из вышесказанного, в современных условиях подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» особую актуальность приобретает организация деятельности будущих педагогов в период прохождения педагогической практики, поскольку способствует развитию у выпускников способности применять полученные теоретические знания в различных педагогических ситуациях. Помимо этого педагогическая практика предоставляет широкие возможности для реализации эколого- ориентированной деятельности будущих учителей начальных классов, как в процессе преподавания школьных предметов, так и во внеклассной и внеурочной работе с учащимися.

При организации эколого-ориентированной деятельности студентов необходимо опираться как на общепедагогические, так и на эколого-ориентированные принципы работы, осуществляя реализацию следующих направлений:

– индивидуальная работа,

– групповая работа,

– массовая работа [2].

Причем подход должен быть двусторонним: принципы необходимо реализовать как при подготовке будущих педагогов, так и готовить бакалавров для их реализации в работе с младшими школьниками.

Рассмотрим реализацию этих направлений в деятельности бакалавров и учащихся при проведении индивидуальной работы.

Бакалавры (профиль «Начальное образование»)

Учащиеся начальных классов

Подготовка докладов

Индивидуальная работа с учащимися, оказание консультационной поддержки; подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений.

Помощь при изготовлении наглядных пособий и компьютерном оформлении работы

небольшие сообщения на заданную тему в устной или письменной форме

Эколого-ориентированные задания

Подборка заданий, и алгоритма их выполнения, проведение мастер-классов (например, изготовление кормушки из пластиковых бутылок), консультационная и практическая помощь в процессе выполнения заданий

Изготовление поделок из бытовых отходов (бутылок, коробок и т. п.)

Выращивание рассады цветов для посадки на пришкольном участке и т. п.

Организация групповой работы так же может быть представлена как деятельность бакалавров и учащихся начальных классов.

Бакалавры (профиль «Начальное образование»)

Учащиеся начальных классов

Работа над экологическими проектами

Выбор тематики проекта.

Разработка алгоритма его реализации (в совокупности это могут быть несколько взаимосвязанных эколого-ориентированных заданий). Индивидуальная работа с учащимися, оказание консультационной поддержки; подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке материалов.

Помощь при компьютерном оформлении работы. Консультационная и практическая помощь в процессе выполнения заданий

Участие в таких проектах как:

«Водоемы Приднестровья», «Флора родного края», «Красная книга» и т. п. (Например, при реализации проекта «Флора родного края» выполняются следующие задания:

подготовка сообщений о культурных, декоративных, лекарственных, редких и т. д. растениях республики;

выбор декоративного растения с целью высадки на пришкольном участке (проращивание рассады) — уточнение соответствующей информации об этом растении;

посадка растений на пришкольном участке, уход за ними.

Массовые формы работы проводятся в форме встреч с интересными людьми, деятелями науки и культуры, совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в районных и городских мероприятиях.

Бакалавры должны иметь теоретическую подготовку в плане организации и проведения мероприятий такого рода, а также уметь организовывать агитационную работу, направленную на привлечение младших школьников к эколого-ориентированной деятельности.

Считаем необходимым отметить, что не зависимо от того, какое направление организации экологически ориентированной работы реализуется, необходимо учитывать условия эффективного осуществления данного вида деятельности, а именно:

– заинтересовывать учащихся в проведении экологической работы;

– пробуждать в них желание осуществлять эколого-ориентированную исследовательскую деятельность (ученик должен хотеть провести это исследование, ведь если направление, тема не будут интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследование не получится);

– тематика работы проекта должна соответствовать возрасту учащихся и уровню их подготовки;

– выбранная тема или направление работы должны быть доступны в плане реализации (ученик должен суметь это сделать, но прежде всего это должен уметь делать учитель!);

– работа, выполняемая младшими школьниками должна приносить удовлетворение обоим сторонам, как ученику, так и педагогу (в нашем случае бакалавру — будущему учителю начальных классов)

Еще один аспект организации экологически ориентированной деятельности студентов-бакалавров: невозможно осуществлять руководство любой деятельностью, в том числе и экологической, если не видишь всю структуру работы, не знаешь методики, не можешь определить направления детальности. Особое внимание в организации и проведении эколого-ориентированной исследовательской деятельности необходимо уделять диагностике уровня удовлетворенности учащихся своей работой, ее результативностью. Поощрение осуществляется посредством вручения грамот, сертификатов. Причем это должно соблюдаться как по отношению к студентам, так по отношению к младшим школьникам. Важным этапом в подготовке бакалавров к педагогической практике является их знакомство со спецификой проведения подобных награждений (на каком уровне и за что возможно выдавать поощрительные дипломы, сертификаты участников, грамоты и т. п.; правила их оформления).

Систематически проводимая с бакалаврами эколого-ориентированная работа теоретического, практического и методического характера, позволит сформировать соответствующие умения по организации и проведению подобной деятельности с младшими школьниками, что на много повысит уровень их работы в данном направлении уже в качестве практикующих педагогов.

Литература:

  1. Гагарин А. В. Освоение учащимися эколого-ориентированных ценностей в условиях природоориентированной деятельности // Вестник ОГУ.- 2004. — № 1. — С. 33–38.
  2. Роговая Ольга Геннадьевна Экологическая деятельность как сфера проявления экологической компетентности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 57. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-deyatelnost-kak-sfera-proyavleniya-ekologicheskoy-kompetentnosti
  3. Топор А. В., Кодрул Е. Н. Организации эколого-ориентированной исследовательской деятельности учащихся // Молодой ученый. — 2013. — № 3. — С. 497–499.
  4. Урсул А. Д. О понятии «экологическая деятельность» / А. Д. Урсул // Философские науки. — 1986. — № 1. — С. 35–42.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle