Говорение — один из основных видов речевой компетенции при подготовке студентов-правоведов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)

Дата публикации: 31.03.2016

Статья просмотрена: 407 раз

Библиографическое описание:

Мазенцева, Е. А. Говорение — один из основных видов речевой компетенции при подготовке студентов-правоведов / Е. А. Мазенцева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10181/ (дата обращения: 19.04.2024).



В 21 веке, когда международное сотрудничество в различных областях нашей жизни стало реальностью, ключевая роль межкультурного профессионально — ориентированного общения с использованием иностранного языка очевидна. Специалисты (в частности, юристы и правоведы) сталкиваются с необходимостью участия в различных видах международного общения (деловая переписка, участие в международных конференциях и семинарах, работа с источниками по языку специальности).

Таким образом, владение будущими правоведами и юристами иностранным языком, как инструментом межкультурного общения в профессиональной и других сферах жизни является актуальным вопросом для специалистов юриспруденции.

Известно, что юридический язык или язык специальности юриста и правоведа и их отраслевые разновидности (уголовные, гражданские и административные и другие) оставаясь частью общелитературного языка, содержит целый ряд логико-семантических, стилистических, терминологических и некоторых других особенностей, выделяющих его в специальную категорию. Юридический язык обладает собственным, только ему присущим, понятийным аппаратом, реализующим в правовых терминах и понятиях и приписываемых им правовых дефинициях, приобретающих высшую юридическую силу, имеющих нормативное значение.

Сфера деятельности и профессиональная подготовка юриста-правоведа широка и многогранна в сфере языковой подготовки. Умение участвовать в дипломатических беседах и переговорах на различных уровнях, ведение международной документации, подготовка и оформление текстов международных договоров и соглашений. Все эти виды профессиональной деятельности требуют знаний основ речевых и грамматических основ языка специальности. Оптимальной задачей обучению различным видам речевой деятельности студентов — правоведов — является выход студентов в реальную профессиональную коммуникацию.

В реальной жизни любой профессионал должен уметь рассуждать, сравнивать, оценивать правильно полученную информацию, а также правильно находить нужную информацию в справочной литературе, собственную точку зрения знанием профессионального уровня иностранного языка.

При подготовке специалистов можно считать введение единых подходов к определению минимальных требований к уровню обучения и подготовки специалистов по иностранному языку. Выделяются 3 основных компонента:

 знание иностранного языка:

 умение применять полученные знания в учебной и реальной деятельности:

 владение способами познавательной деятельности.

Юристы-правоведы являются пропагандистами правовых знаний в обществе. Формирование правовых профессиональных знаний и умений происходит у студентов — правоведов уже в период обучения в колледже.

Устная речь может реализовываться в монологической и диалогической форме, обладающей специфическими языковыми и речевыми особенностями поэтому следует четко очертить круг сфер и ситуаций, высказываний того или иного уровня в юридической практике. В частности, монологическая форма речи или юридический монолог может быть использован в судебном разбирательстве, в процессе публичного выступления стороны защиты или обвинения.

Юридический монолог всегда специфичен по своей природе, учитывая прежде всего требования норм процессуального характера, этика и мораль соответствует определенной структуре и рассматривает вполне определенный круг проблем и высказываний. Устная речь может иметь разнообразные формы, она всегда представляет собой единство следующих компонентов:1-содержание;

2-план подачи материала;

3- его словесное оформление;

4-способы, приемы произношения.

Первое требование, которое должен предъявлять к себе выступающий — это четко определить тему своего выступления, и в связи с этим вывод, к которому он подводит слушателей. Содержание и план выступления оказываются, таким образом, взаимосвязанными: приступая к планированию, студенты под рукой имеют определенный материал; намечая план его подачи, они уточняют отдельные детали своего выступления, обращаются к новым фактам.

Различаются три вида монологической речи:

1) повествование (рассказывание, пересказ, сообщение)

2) описание

3) рассуждение

Рассказывание-это один из видов живого устного слова, в котором воспроизводятся какие — либо действительные или вымышленные события. Ему присущи импровизация, определенная интонация, жесты и мимика. Рассказывание это в значительной степени творческая работа.

Сообщение — это вид монологической речи, близкий к рассказыванию. Это чаще всего информация о выполненном или планируемом мероприятии. Сообщение- речь сугубо деловая, в отличие от рассказывания, оно может быть устным или письменным. Выступающий студент должен знать, что его цель- поставить в известность слушателей, о каком-то событии и информация должна быть краткая и конкретная.

Описание, как вид монологической речи, представляет собой рассуждение. Любое участие в дискуссиях обязывает излагать свою позицию в яркой и убедительной форме. Предоставить такие доводы и аргументы на иностранном языке, которые бы ярко выражали нравственную позицию выступающего. Необходимо продумать факты, осмыслить и сопоставить их, уметь отстоять и защитить свою точку зрения на изучаемом языке.

Но, юристы-правоведы должны правильно и убедительно вести любой монолог, чаще всего тщательно подготовленный особенно на начальной стадии обучения. Монолог важнейшая форма речи с ней мы сталкиваемся ежедневно. Речь должна быть аргументирована и логически корректна. Искреннее, глубоко прочувствованное устное выступление всегда покоряет слушателей, увлекает их несравненно сильнее, чем самое яркое письменное слово. Живой голос человека по своей природе — могучее средство воздействия одного человека на другого. Сложность выступления определяется не только содержанием, она зависит и от того каким оно будет по своей эмоциональной окраске, какими источниками питается эта тональность, откуда рождается интонационная выразительность.

Устная и письменная речь — это две формы выражения языка тесно взаимосвязаны, тем не менее между ними есть и существенные различия.

Традиции современной ораторской речи будущего юриста — правоведа, адвоката — защитника берут истоки с античной риторики Древней Греции и Рима. Одним из классических примеров представителей судебного красноречия того времени может служить греческий оратор Лисий. (Афины, конец 5 начало 4 вв. до н. э.) Будучи представителем так называемого судебного красноречия, Лисий обладал замечательной способностью перевоплощения. Сочиняя речи своих подзащитных, будучи логографом –составителем судебных речей -он абсолютно точно отражал в них характер того, кто будет эту речь произносить. Но главная особенность Лисия была заключена в том, что он был остроумным рассказчиком и так мастерски рассказывал о событиях, служивших темой судебного разбирательства, что присутствующие полностью погружались в описываемую ситуацию и обстоятельства дела.

Обладая простым и вместе с тем необыкновенно ярким слогом, Лисий правильно понимал природу устной речи и неоднократно подчеркивал важнейшую ее черту — неповторяемость. Он говорил, что однажды произнесенная речь не должна больше повторяться в той же аудитории, иначе она теряет свою оригинальность и выразительность. Лисий считал, что речь оратора должна походить на импровизацию, поэтому его собственные речи напоминали импровизацию, которые всегда были строго продуманы и тщательно обработаны.

Устная речь юриста должна быть, прежде всего правильной, с точки зрения использования различных временных конструкций, устойчивых выражений и фразеологических единиц, характерных для подъязыка юридической специальности, а также экспрессивной и ярко выраженной, чтобы она запомнилась аудиторией, которая ее слушала.

Владеть искусством устной юридической речи — это означает, говорить по существу, строго анализируя и апеллируя той лексикой, которая была бы доступна для понимания аудиторией, где он выступает. Это также означает -умение говорить доходчиво, логично и убедительно, не нарушая общепринятых норм профессиональной этики.

Поэтому безупречное владение нормами владения нормами языка и речи является обязательным требованием для современного юриста. Он должен соединять в себе колоссальный талант адвоката, с мужеством человека презирающим опасность. Исполнять свой долг не только защитника, но и долг гражданина, ибо нет сомнения, что им как, и общественным деятелям необходимо представлять интересы защищаемых ими людей, а также интересы государства.

Юрист — правовед является пропагандистом правовых знаний, в частности знаний по правам человека, отраженных в документах международно-правового характера. Студенты юристы — правоведы должны ориентироваться в учебной и научной литературе международно-правового характера, уметь извлекать из нее основную информацию и интерпретировать ее в соответствии с задачами правовой ситуации. Так учитывая современные требования к устной юридической речи, Ч. Б. Далецкий отмечает, что необходимо выработать стратегию речевого поведения, в которой отражались бы навыки и умения речевых компетенций за период обучения: дебаты на английском языке по заданным ситуациям, круглые столы с монологическими высказываниями, ролевые игры по предложенным ситуациям, где были бы отражены не языковые опыты, а универсальные компетенции, когда общающиеся должны будут осуществить самостоятельный перенос риторических навыков на рассмотренные ранее объекты социальной деятельности.

Основные навыки устного публичного выступления, в частности, можно отнести следующие: навык отбора материала на иностранном языке, навык изучения и понимания отобранного материала, навык составления плана своего выступления, навык ориентации во времени выступления и в аудитории, навык владения языковым материалом, а также определенный речевой опыт. Навыки устной речи включают в себя автоматизированные действия. Основные ситуации речевого общения обрабатываются по периодам обучения. Актуализация речевого поведения классифицируется по уровням: репродуктивный уровень, адаптационный уровень, вариативно- комбинаторный уровень.

Чтобы высказывание юриста-правоведа было понятным, необходимо использовать определенный набор стандартных готовых разговорных клиник. В данной ситуации говорящий подражает чужим образцам речевых действий на неосознанном, репродуктивном уровне. В стандартной социально-значимой ситуации имеет место речевое поведение как показатель речевой адаптации к среде.

Устная речь характеризуется процессом общения: сообщения, направленные в адрес собеседника, выглядит как заранее неподготовленным, спонтанным, возникающим в акте речевой деятельности. Указанного свойства устной речи лежат в основе осуществления триединого процесса языковой коммуникации (продуцирование речи — восприятие — реакция на речь).

Выполнение устной коммуникацией социальной функции обеспечивается определенной системой социально-речевых правил, которыми владеют коммуниканты в данном социуме. Усваивая язык специальности, обучающийся должен в необходимой мере овладеть техникой общения на данном языке. Студенты — правоведы овладевают основами реального общения на иностранном языке определяя свое профессиональное будущее.

Литература:

  1. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс. Астрель- Москва -2010 г.-272 стр.
  2. Современные теории и методы обучения иностранным языкам.- М.: Изд-во: Экзамен., 2006- 381 стр.
  3. H. Douglas Brown. Nonverbal communication. P p 262–265 in Principles of Language Learning and Teaching.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, устная речь, монологическая речь, навык, период обучения, правовед, речевое поведение, международно-правовой характер, репродуктивный уровень, судебное разбирательство.

Похожие статьи

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

При обучении устной речи необходимо развивать познавательные способности. Языковую компетенцию чаще всего раскрывают как совокупность конкретных умений, необходимых нам для речевых контактов и овладения языком как учебной дисциплины.

Связь аудирования как речевой деятельности с говорением...

русский язык, монологическая речь, речевая деятельность, аудирование, говорение, устная речь, студент, монолог, иностранный язык, процесс обучения.

Разбор понятия «устная монологическая речь»

Ключевые слова: устная монологическая речь, монолог, информационная речь, убеждающая (побуждающая) речь, развлекательная речь

Хороший оратор обязан употреблять образные средства языка и уметь презентовать речь, используя многообразные средства речевого...

Дальнейшее развитие умений в монологической...

иностранный язык, монологическая речь, язык, учащийся, языковой материал, диалогическая речь, коммуникативное намерение, конечный продукт, речевая деятельность, творческий процесс.

Активизация навыков говорения при общении с носителями...

Как известно, хорошо усвоенные речевые клише и многократное повторение их в разнообразных монологических и диалогических

Основные термины (генерируются автоматически): иноязычная речь, иностранный язык, преподаватель, занятие, носитель языка, студент...

Основные аспекты обучения говорению на занятиях по русскому...

русский язык, монологическая речь, речевая деятельность, аудирование, говорение, устная речь, студент, монолог, иностранный язык, процесс обучения.

Проблема воспроизведения устного речевого сообщения...

русский язык, монологическая речь, речевая деятельность, аудирование, говорение, устная речь, студент, монолог, иностранный язык, процесс обучения. Аудирование — один из главных компонентов обучения... взаимосвязью.

К вопросу об использовании технологий Web 2.0 в обучении...

иностранный язык, монологическая речь, видеоматериал, аутентичный видеоматериал, учебный процесс, студент, монологическое высказывание, профессиональный иностранный язык, устная речь, обучение.

Способы обучения пониманию рецептивной устной иноязычной...

русский язык, монологическая речь, речевая деятельность, аудирование, говорение, устная речь, студент, монолог, иностранный язык, процесс обучения.

Похожие статьи

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

При обучении устной речи необходимо развивать познавательные способности. Языковую компетенцию чаще всего раскрывают как совокупность конкретных умений, необходимых нам для речевых контактов и овладения языком как учебной дисциплины.

Связь аудирования как речевой деятельности с говорением...

русский язык, монологическая речь, речевая деятельность, аудирование, говорение, устная речь, студент, монолог, иностранный язык, процесс обучения.

Разбор понятия «устная монологическая речь»

Ключевые слова: устная монологическая речь, монолог, информационная речь, убеждающая (побуждающая) речь, развлекательная речь

Хороший оратор обязан употреблять образные средства языка и уметь презентовать речь, используя многообразные средства речевого...

Дальнейшее развитие умений в монологической...

иностранный язык, монологическая речь, язык, учащийся, языковой материал, диалогическая речь, коммуникативное намерение, конечный продукт, речевая деятельность, творческий процесс.

Активизация навыков говорения при общении с носителями...

Как известно, хорошо усвоенные речевые клише и многократное повторение их в разнообразных монологических и диалогических

Основные термины (генерируются автоматически): иноязычная речь, иностранный язык, преподаватель, занятие, носитель языка, студент...

Основные аспекты обучения говорению на занятиях по русскому...

русский язык, монологическая речь, речевая деятельность, аудирование, говорение, устная речь, студент, монолог, иностранный язык, процесс обучения.

Проблема воспроизведения устного речевого сообщения...

русский язык, монологическая речь, речевая деятельность, аудирование, говорение, устная речь, студент, монолог, иностранный язык, процесс обучения. Аудирование — один из главных компонентов обучения... взаимосвязью.

К вопросу об использовании технологий Web 2.0 в обучении...

иностранный язык, монологическая речь, видеоматериал, аутентичный видеоматериал, учебный процесс, студент, монологическое высказывание, профессиональный иностранный язык, устная речь, обучение.

Способы обучения пониманию рецептивной устной иноязычной...

русский язык, монологическая речь, речевая деятельность, аудирование, говорение, устная речь, студент, монолог, иностранный язык, процесс обучения.