Библиографическое описание:

Авсиевич В. Н. Модель системы управления учебно-тренировочным процессом юношей, занимающихся пауэрлифтингом, на основе учета биологического возраста спортсменов [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 21-23.



Статья затрагивает одну из составляющих системы управления учебно-тренировочным процессом спортсменов в пауэрлифтинге, а именно необходимость учета физиологического развития опорно-двигательного аппарата и биологического возраста юношей при занятиях пауэрлифтингом.

Ключевые слова: управление, тренировочный процесс, пауэрлифтинг, юноши, биологический возраст.

Для организации системы управления тренировочным процессом юношей в пауэрлифтинге и дальнейшего ее совершенствования нужно обеспечить системный подход, при котором в первую очередь должны быть определены конкретные тренировочно-соревновательные цели и соответствующие их достижению задачи тренировочной деятельности.

Управление тренировочным процессом юношей осуществляется тренерским составом и специалистами сопровождения (физиологами, врачами, диетологами и т.д) при активном участии юных спортсменов и предусматривает две важнейших составляющих:

 сбор данных о состоянии организма юных спортсменов и уровне их биологического развития, реакции физиологических функциональных систем на тренировочные нагрузки, степень нагрузки на соревнованиях и т. д.;

 анализ полученных данных на основе сопоставления фактических спортивных результатов, разработка, планирование и распределение тренировочной нагрузки обеспечивающей достижение заданного тренировочного эффекта при полном сохранении уровня здоровья.

Для управления тренировочным процессом основным моментом служат данные о функциональных возможностях организма юных спортсменов, изменениях их физиологического состояния, информация о которых поступает от специалистов, наблюдающих за состоянием организма спортсменов к тренеру.

Рис. 1. Основные составляющие методики управления тренировочным процессом юношей, занимающихся пауэрлифтингом

Как видно из рисунка 1, разработанная методика управления тренировочным процессом включает в себя 5 основных составляющих.

Центральное место в методике управления тренировочным процессом занимает метод разделения юношей по биологическому возрасту. Оптимальность тренировочной нагрузки, а также ее интенсивность определяются темпами биологического развития и уровнем функционального состояния организма спортсмена. Учет биологического возраста необходим для индивидуализации тренировочных нагрузок и является важнейшим условием эффективности управления тренировочным процессом юношей в пауэрлифтинге.

Уже на этапе отбора спортсменов необходимо учитывать темп биологического развития каждого спортсмена. Формировать группы исключительно из акселератов, как показали исследования не целесообразно. Группы должны включать спортсменов всех типов биологического развития, с дальнейшем распределением тренировочной нагрузки, как в соревновательных, так и во вспомогательных упражнениях пауэрлифтинга.

Постоянный контроль за функциональным состоянием организма юных спортсменов является основной составной частью системы управления тренировочным процессом в пауэрлифтинге и обеспечивает эффективность воздействия тренировочной методики, направленной на достижение не только высоких спортивных результатов, но и на сохранение уровня здоровья.

Функциональная подготовка включает в себя развитие таких систем организма, как ОДА, ССС и дыхательная система за счет соотношения средств ОФП и СФП, а также включения комплекса упражнений на развитие общей и специальной силовой выносливости, общих скоростных и скоростно-силовых способностей, а также упражнений на развитие гибкости.

Наиболее информативными и приемлемыми средствами и методами функционального контроля являются следующие показатели: рост и масса тела, ЧСС, СОК, МОК, ЖЕЛ, ИМТ, ОКГ.

Врачебно-педагогический контроль включает в себя комплекс диагностических наблюдений на основе ИФСС и профилактические меры, направленные на минимизацию спортивного травматизма.

Техническая подготовка основывается на учете анатомо-физиологического строения организма юношей при различных темпах биологического созревания, с дальнейшей коррекцией выполнения соревновательных упражнений пауэрлифтинга в зависимости от развития функциональных систем.

Психологическая подготовка используется, прежде всего как основа системы воспитания юношей, а затем уже как способ повышения готовности к тренировочной и соревновательной деятельности.

При различных темпах биологического развития, юноши специализирующиеся в пауэрлифтинге определяются различными антропометрическими данными и медико-биологическими показателями физиологических систем организма (ОДА, ССС, ЦНС), собственно силовыми и скоростно-силовыми показателями, различным уровнем общей и специальной силовой выносливости, а также гибкости и координационных способностей, что следует учитывать в тренировочном процессе и выборе отдельных видов силовых упражнений, определении объема и интенсивности физических нагрузок как в общефизической, так и в специальной подготовке. Управление тренировочным процессом и практическую реализацию тренировочных планов рекомендуется осуществлять с учетом установленных фактов взаимосвязи динамики морфофункциональных (физиологических) показателей юных спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом с темпами биологического развития. Указанный фактор следует также учитывать на этапе отбора спортсменов. Темп развития возрастных физиологических перестроек в организме, связан с воздействием тренировочных нагрузок в пауэрлифтинге и находится под определенным влиянием темпов биологического развития юношей. Характеристики, обусловленные темпами биологического развития организма в данный момент, тесно переплетаются с признаками психологического развития юношей, возникающими в результате эффекта тренированности и адаптации организма к силовым нагрузкам [1].

Развитие силовых способностей должно проходить в особом, щадящем режиме, когда к обычным требованиям к тренировочному процессу добавляется ещё одно — соблюдение максимальной осторожности при выполнении силовых упражнений, приводящим к микротравмам опорно-двигательного аппарата — которые, накапливаясь в формирующемся организме юношей, могут через несколько лет стать причиной серьёзного ухудшения состояния их здоровья.

Основные методические разработки представлены нами ранее [2–4].

Разработанная методика управления тренировочным процессом юношей в основе, которой лежит учет темпов их биологического созревания позволяет оптимизировать процесс развития собственно-силовых и скоростно-силовых способностей в тренировочном периоде, без ущерба для физиологических данных характеризующих уровень возрастного развития и физического состояния организма, занимающихся пауэрлифтингом.

Высокая эффективность разработанной методической системы развития силовых способностей у юношей подтверждает гипотезу нашего исследования. Ее значение подтверждается существенным повышением уровня развития силовых способностей юношей и результатом в соревновательных упражнениях. Полученные результаты настоящего исследования могут быть использованы в силовой подготовке юношей, различных вариантов биологического развития в пауэрлифтинге, тяжелой атлетике и других силовых видах спорта, как основа для подготовки спортсменов высокого класса.

Разработанная методика,включающая в себя определенные тренировочные параметры во всех трех соревновательных упражнениях пауэрлифтингадля каждого темпа биологического возраста, является более эффективной, по сравнению с традиционной методикой подготовки юных спортсменов и существенно снижает вероятность риска травмирования межпозвоночных дисков и связочно-суставной системы, так как снижается величина давления на опорно-двигательный аппарат.

Литература:

  1. Авсиевич В. Н. Метод распределения тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, с учетом биологического возраста // Молодой ученый_. — 2016. — № 3. — С. 1018–1021.
  2. Авсиевич В. Н. Методика тренировки становой тяги у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, на основе учета биологического возраста // Молодой ученый_. — 2016. — № 4. — С. 318–321.
  3. Авсиевич В. Н. Методика развития силовых способностей в приседании со штангой в пауэрлифтинге с учетом биологического возраста юношей // Молодой ученый_. — 2016. — № 5. — С. 761–765.
  4. Авсиевич В. Н. Методика развития силовых способностей в жиме лежа в пауэрлифтинге с учетом биологического возраста юных спортсменов // Молодой ученый_. — 2016. — № 5. — С. 765–768.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle