Автор: Ядрышников Константин Сергеевич

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)

Библиографическое описание:

Ядрышников К. С. Педагогический инструментарий преподавания правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере кейс-технологии) [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 150-154.



Данная статья посвящена анализу педагогических технологий и методов обучения в сфере профессионального образования, направленных на изучение правовых дисциплин. Автор анализирует имеющиеся педагогические технологии и методики, отмечая наиболее эффективные относительно преподавания правовых дисциплин и предлагаю критерии оценки их эффективности.

Ключевые слова: кейс-технология, педагогическая технология, педагогический метод, правовое образование, право, профессиональное образование, цели правового обучения.

Обучение — это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни [1].

Необходимость дифференциации процесса обучения относительно преподаваемой дисциплины полностью согласуется с принципами государственной политики, декларируемыми статьей 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1], которые предусматривают, помимо прочего, предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания.

Действительно, выбор педагогической технологии или метода обучения является одним из ключевых вопросов, отвечающих на вопрос «как».

Метод — это способ познания педагогических явлений, процессов и закономерностей, и их практического осуществления [2].

Существуют более или менее универсальные методы преподавания (например, словестные методы), однако правовые дисциплины стоят неким особняком относительно других учебных предметов и дисциплин.

Право, несмотря на относительную изученность и формальную определенность, остается весьма специфичной дисциплиной, достаточно сложной для познания. Вместе с тем, право — часть жизни любого человека, вне зависимости от места жительства, окружающей среды и политического строя государства. На сегодняшний день, в науке нет даже единого определения данному понятию [3].

Методика правового обучения представляет собой специфические частные закономерности обучения правовым дисциплинам, технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности [4].

Достижение целей преподавания конкретной правовой дисциплины, а как следствие — совершенствование образовательного процесса в целом, напрямую зависит от выбранной методики преподавания.

Перенимая успехи педагогов-правоведов, практически любой педагогический работник и воспитатель сможет помочь обучающимся избежать частых ошибок в профессиональной и личной жизни. Правовые знания, полученные обучающимися позволят им состоятся профессионально, быть полноценными и полноправными гражданами Российской Федерации, сформировать гражданское общество.

Целеполагание как системообразующий элемент образовательного процесса — это те результаты, на которые ориентируется общество в разработке содержания образования, в построении воспитательных программ, конечных целей учебно-воспитательного процесса [2].

Цель любого обучения должна стоять на фундаменте принципов — базовых положений, наличие которых определяют постановку целей.

Так, можно выделить следующие принципы обучения праву, выделенные исследователем Кропаневой Е. М.:

вариативность и альтернативность моделей правового обучения — позволяет говорить о широком спектре подходов при обучении правовым дисциплинам и отсутствием догматичности в процессе обучения правовым дисциплинам;

личностно-ориентированный подход — индивидуализирует обучение, относительно возможностей и наклонностей каждого обучающегося;

максимальная система активизации познавательной деятельности обучающихся с опорой на их социальный опыт — дает возможность обучающимся не просто получать готовые знания, но самостоятельно их генерировать на учебном занятии, используя ситуации реальной жизни;

образование на основе положительных эмоциональных переживаний субъектов процесса обучения в режиме диалогового сотрудничества «преподаватель — обучающийся» — партнерские отношения между преподавателем и обучающимися мотивируют обучающегося на конструктивную работу, позволяет преподавателю увлекать, но не принуждать выполнять задания;

выстраивании профессионально грамотной и апробированной вертикали правового образования, которая носит многоступенчатый характер — преемственность правовых знаний по схеме: школа — ссуз — вуз, позволяет избежать «провалов» у обучающихся в знании фактического материала, делает понятней новые правовые дефиниции;

внедрение исследовательского компонента — совместная с преподавателем или индивидуальная исследовательская работа обучающегося (даже на достаточно примитивном уровне), позволяет обучающемуся самостоятельно получить новые знания, систематизируя и анализируя их;

использовании современных методов правового обучения — речь идет, как о технических возможностях обучения, так и о увеличивающейся роли самостоятельного обучения студентов (например, в форме проекта) [3].

Цель правового обучения, в несколько общей форме, но уже обозначены государством — это правовая грамотность граждан, следствием которой, безусловно, является правовая культура, проявляющая себя, как в профессиональной деятельности, так и в межличностном общении.

В Российской Федерации правовая грамотность обучающихся является одним из приоритетов развития современного гражданского общества и правового государства в соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденными Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 г. № Пр-1168 [7].

Государственная программа объявляет важнейшей задачей государства пропаганду и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважение прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.

Решение, утвержденной Президентом Российской Федерации, задачи, главным образом ложится на образовательные организации страны, которые, вне зависимости от уровня, получаемого гражданами образования, призваны обеспечить надлежащее по качеству правовое обучение и воспитание обучающихся. Данная функция прямо закреплена п.12 государственной программы, как один из факторов, оказывающих влияние на формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения, а именно: «качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания».

Исследователи данной проблематики к целям правового обучения также относят:

 повышение уровня правовой культуры общества;

 воспитание гражданина, способного отстаивать и защищать свои и чужие законные интересы, формирование его активной гражданской позиции;

 формирование навыков правомерного поведения, уважения законов страны и международного права;

 формирование нетерпимости к насилию, войнам, преступлениям;

 изучение национальных и демократических традиций и ценностей, на базе которых происходит совершенствование права или формирование его новых установок и проч. Современная интеграция России в мировое сообщество позволила обратить особое внимание на правила международного права и те демократические завоевания, которые удалось отстоять людям в борьбе с беззаконием, злом и насилием [3].

Говоря о конкретных педагогических методах и технологиях, применяемых при преподавании правовых дисциплин, можно сказать о достаточно широком их спектре. При чем, одна и та же методика может подойти одному педагогу и не подойти другому. В данной работе, мы постарались несколько универсализировать гамму методик, используя достаточно распространенную классификацию методов обучения по источнику получения знаний. Так, отметим следующие:

  1. Словесные методы — источником знаний является слово (произнесенное, посредством устной речи, либо напечатанное). Несмотря на то, что рядом педагогов данный метод считается несколько архаичным, думается, что словесные методики будут максимально действенными еще долгое время (учебные занятия ряда педагогов в устной форме справедливо рассматриваются как хрестоматийные примеры для подражания, например, упомянутые выше лекции Ю. М. Лотмана в Тартуском университете).

При преподавании правовых дисциплин с использованием словесных методов, наиболее востребованными педагогами являются:

 рассказ, как устное изложение правового материала;

 объяснение, толкование преподавателя правовых норм, судебных решений и т. д.;

 беседа (например, эвристическая беседа), в ходе которой преподаватель, исходя из имеющегося у обучающихся правового багажа знаний, подает новую информацию, формулирует и (или) закрепляет новый материал;

 дискуссия — предполагает обмен мнениями по схеме «педагог — обучающийся» либо «обучающийся — обучающийся». Целесообразен к применению к обучающимся старших классов школы, ссуза или вуза, так как требует наличия определенных знаний, умения выстраивать логические цепочки, самостоятельно анализировать и делать выводы.

  1. Наглядные методы — источниками знаний будут наглядные пособия, аудио-видео материалы, сама нормативно-правовая база и т. д.

При преподавании правовых дисциплин с использованием наглядных методов, можно отметить следующие:

 метод иллюстраций — показ обучающимся иллюстративных материалов (схемы, плакаты, таблицы и т. д.;

 метод демонстраций — как правило используется при показе тематических отрывков и художественных либо документальных фильмов, телевизионных программ и т. д.

  1. Практические методы — группа методов, основанная на практической деятельности обучающихся. Здесь нужно говорить о работе с первоисточником — законом, подзаконным нормативно-правовым актом, судебным решением, выполнение устных, письменных, графических, ситуационных заданий.

 работа с первоисточниками — может включать в себя: конспектирование, составление документа (например, договора), составить таблицу «тонких» и «толстых» вопросов и т. д.;

 устные задания — направлено на развитие внимательности, правильной речи (правильного изложения своих мыслей), логики мышления;

 письменные задания — предполагают закрепление знаний в области права и выработки соответствующих умений при их применении;

 графические задания — исходя из целей задания, могут носить воспроизводящий, тренировочный и творческий характер;

 ситуационные задания — это практическая работа обучающихся, стимулирующая процесс познания у обучающихся и связана с анализом события, принятием решения, имитирующего деятельность в реальной жизненной ситуации, необходимого для принятия решения, как в профессиональной деятельности, так и на уровне межличностного общения (форма ситуационных заданий: ситуация — инцидент, разыгрывание ситуации в ролях, решение правового кейса).

Несомненно, что возникающие в современном обществе проблемы многочисленны и их скорейшее разрешение приоритетно для социума, а, следовательно, и для государства. Не случайно главный уполномоченный орган исполнительной власти, отвечающий за подготовку «высокообразованных профессионалов» — министерство образования и науки Российской Федерации, на своем официальном интернет-сайте именуемое как «министерство будущего». Ведь именно они — как главные футурологи страны должны прогнозировать будущее, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных и иных тенденций или предсказывать будущие тенденций, а вместе с ними профессии и специальности будущего (как, например, Атлас новых профессий, созданный Агентством стратегических инициатив (АСИ) и Московской школой управления СКОЛКОВО).

Государство и общество должны быть уверены в положительном результате от реализации образовательными организациями образовательных программ, и история реформирования систем образования показывает нам, как изменялись типы образовательных организаций, формы и содержание образовательных программ, методы обучения и воспитания, чтобы достичь необходимого обществу и государству результата.

Подводя итог настоящей работы, можно сделать вывод, что перечень педагогических технологий и методов в арсенале преподавателя весьма велик, а академические права и свободы педагогического работника, предусмотренные ст.47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» позволяют свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания. Безусловно, большинство педагогических технологий и методик, в том числе и классическая лекция продолжают быть актуальными и сегодня, однако требования времени заставляют педагогическое сообщество использовать методики с максимальным коэффициентом полезного действия.

В этой связи, одну из технологий отметим особо, так как именно она позволяет не просто привлечь обучающегося к учебному процессу, но одновременно с этим готовит его к успешной профессиональной деятельности, формирует те нравственные приоритеты, которые позволят обучающемуся стать достойным членом общества, гражданином и патриотом. Мы говорим о кейс-технологии, которая, будучи по сути, инновационной педагогической технологией [5], позволит, при преподавании правовых дисциплин:

  1. Быть более эффективным (на определенном этапе), с точки зрения эффективности преподавания как общих, так и профессиональных дисциплин, относительно, например, такого излюбленного в организациях профессионального образования вида учебного занятия, как лекция. Обучающиеся, рассматривая с преподавателем конкретные ситуации, в сфере своей будущей профессиональной деятельности, не просто получают академические знания, но осуществляют подготовку к будущей профессии.
  2. В отличие от большинства педагогических технологий, учит способности анализировать различные объемы информации, строить логические цепочки причинно-следственных связей, делать выводы.
  3. Формирует умение обучающихся принимать решения, на основании полученной от преподавателя и проанализированной информации.
  4. При коллективном обсуждении, способствует формированию коммуникативных навыков у обучающихся, положительно влияет на их дальнейшую социализацию.

Можно приводить много достоинств данной педагогической технологии, которые, при создании определенных педагогических условий [6], представляют собой дополнительные аргументы, подтверждающие универсальность данного кейс- технологии.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2015 год. — Москва: Эксмо, 2015. — 160 с. — (Законы и кодексы).
  2. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. — М.: Высш. шк., 2004.
  3. Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 400 с.
  4. Кропанева Е. М. Теория и методика обучения праву: Учеб. Пособие. — Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. Проф.-пед. Ун-та, 2010.
  5. Быстрицкая Е. В., Ядрышников К. С. Методический инструментарий инновационных технологий в образовании (на примере кейс-метода) // Вестник Мининского университета. — 2015. — № 1. — URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/1–9.
  6. Ядрышников К. С. К вопросу о педагогических условиях преподавания правовых дисциплин в учреждения среднего профессионального образования // Успехи современной науки, 2015, № 2.
  7. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168) // «Российская газета», N 151, 14.07.2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle