Библиографическое описание:

Тремаскина Е. В., Уривская Н. С. К проблеме формирования личности в юношеском возрасте [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 12-14.



В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для педагогов по воспитанию и правильному формированию личности подростков юношеского возраста.

Ключевые слова: воспитание, личность, юность, переходный возраст.

Важное место в процессе формирования личности занимает юношеский возраст. Как известно, существенная его часть приходится на старшие классы средней школы. Этот возраст важен тем, что именно на этом этапе заканчивается физическое созревание человека, закладываются главные черты его миропонимания, происходит нелегкий выбор, самостоятельное самоопределение профессии. В этом возрасте в роли главных выступают вопросы о смысле жизни, о принятии себя и окружающего мира. Именно поэтому проблема формирования личности в юношеском возрасте особенно актуальна в наше время.

Эту проблему разрабатывали как отечественные ученые, такие как Л. И. Божович, С. М. Рогожникова, Н. Л. Прохорова, Е. Ю. Григоренко, Е. П. Киселева, так и зарубежные, такие как С.Холл, Э. Кречмер, А. Гезелл, К. Левин.

Период юности, который лежит между детством и взрослой жизнью, имеет свои сложности. В этом возрасте происходит физическое созревание и развитие человека как личности, задатки которых формируются еще в младшем подростковом возрасте. Появляется собственная точка зрения по отношению к людям и самому себе, возрастает ответственность за свои поступки, стремление найти свое место в кругу сверстников и взрослых. При этом проблема принятия себя как личности выходит на первый план. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми становятся более напряженными, так как складываются личные моральные установки и требования. Эти требования прежде всего подростки предъявляют к самим себе. При этом возникает расхождение между требованиями к себе и удовлетворением этих требований. Появляется чувство неуверенности в себе и в свои силы. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии мотивов и воли ребят, возрастают духовные и умственные силы, углубляется интерес к науке. В коллективных делах старшие подростки способны к большой активности, полны энергии и заинтересованности. Чем насыщеннее и напряженнее их жизнь, тем больше она им нравится [3, с. 84].

Л. И. Божович признает юношеский возраст как старший школьный, и уделяет особое значение мотивационной сфере личности: старшеклассник стремится найти свое место в жизни и внутренней позиции, в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, которое влияет на познавательную сферу, самосознание и нравственное сознание. По мнению Л. С. Выготского именно самосознание играет важную роль в этом возрасте. Самосознание он называл «самой верхней и последней из всех перестроек», но цепь новообразований не замыкал этой инстанцией. Личность юноши — говорил Л. С. Выготский — это значительно новый фактор, который вступает в развитие с формированием самосознания. Суть в том, что персона обхватывает то единство поведения, характеризующееся показателем овладения им [4, с. 61].

Особое внимание этому возрасту уделяли так же зарубежные психологи. Так американский психолог А. Гезелл определял возраст от 11 до 21 года как юношеский, и особое внимание уделял первым пяти годам (от 11 до 16 лет). Самым мятежным возрастом он считал 11 лет, так как происходит перестройка организма, а это влечет частую смену настроения, импульсивность, негативизм по отношению к сверстникам и взрослым. Тарбулентный период частично проходит к 12 годам, негативизм сменяется позитивным отношением к миру, возрастает автономность подростка от семьи, а так же влияния сверстников. Главный признак 13-летнего возраста — это интровертированность, обращение внутрь себя, самокритичность и чувствительность к критике. Ближе к 14 годам на смену интроверсии приходит экстраверсия, подросток становится более экспансивным, энергичным, общительным, уверенным в себе, появляется интерес к людям и их личностям. 15-летний возраст отличается тем, что быстро нарастают индивидуальные различия. Возрастает дух независимости, который усложняет отношения подростка в школе и семье, растет сознательность самовоспитания и самоконтроль. Равновесие вновь наступает лишь к 16 годам: подросток вновь становится жизнерадостным, внутренне самостоятельным, эмоционально уравновешенным, общительным, устремленным в будущее [6, с. 144].

Юношеский возраст, как известно, захватывает часть переходного возраста. По мнению К. Левина главными процессами переходного возраста являются расширение круга общения личности, ее жизненного мира, принадлежности к группе и людям, на которых она ориентируется. Поведение в этом возрасте прежде всего зависит от маргинальности положения в обществе. Так как переходя из детства к взрослости, подросток еще не принадлежит полностью ни к тому ни к иному миру. Такая социальная ситуация действует на психику подростка, в результате чего возникают внутренние противоречия, высокая застенчивость и одновременно агрессивность, склонность к принятию крайних позиций и точек зрения. Эта напряженность и конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости и чем важнее разделяющие их грани.

Личность юноши никогда не бывает однозначна, ей свойственны противоречивость и изменчивость. В основном самой типичной и распространенной ошибкой учителей является неумение разглядеть внутренние способности и свойства старшеклассника, оценка его по каким-то внешним показателям, таким как школьная успеваемость и дисциплинированность. Самосознание и внутренняя позиция личности играют при этом важную роль. От внутренней позиции зависит структура отношения подростка к действительности, окружающим и самому себе. Самосознание так же выполняет важную роль. Один, осознав свою физическую слабость, пассивно смиряется с ней или начинает испытывать гнетущее чувство неполноценности. Другой прибегает к достижениям в другой сфере. Третий исправляет сам физический недостаток. Выбор этих вариантов во многом зависит от позиции взрослых, родителей и учителей. Как писал в свое время К. Д. Ушинский, «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности». Как бы ни совершенствовались объективные методы психолого-педагогического исследования и какое бы значение ни придавали мы коллективным формам воспитания, этот принцип остается незыблемой основой прогрессивной педагогики, будь то А. С. Макаренко, Я. Корчак или В. А. Сухомлинский [2, с. 186].

Воспитание старшеклассника процесс многогранный. На этом этапе заканчивается процесс первичной социализации. Следовательно, перед школой встают три не простые задачи. Во-первых, она должна подготовить старшеклассника к труду, во-вторых, к созданию семьи, и, в-третьих, к общественной жизни, к выполнению гражданских обязанностей. Все эти задачи могут решаться только воедино. А это означает, что нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание должны быть едины в рамках комплексного подхода, при этом во всех вопросах помимо школы участвуют и другие общественные институты. Расхождение в решении этих задач приводит к возникновению школьных конфликтов [6, с. 185].

Иногда школьные конфликты влекут за собой весьма серьезные психологические последствия. Так ученый-педагог Т. В. Шадрина, исследовав группу молодых рабочих на их отношение к образованию, выяснила, что это отношение прежде всего зависит в очень высокой степени от прошлого школьного опыта личности и ее взаимоотношений с учителями. Отрицательный опыт в прошлом очень трудно преодолеть. Следовательно, к замечаниям старшеклассников в адрес школы нужно относиться самым серьезным способом, даже если они не совсем справедливы [5, с. 106].

Но школа, к сожалению, это не всегда учитывает. Старшеклассники наибольшее количество претензий к школе предъявляют в том плане, что в ней недостаточно развиты творчество и самостоятельность. Это касается и организации учебного процесса, где ребята жалуются на недостаточно активные методы обучения и школьного самоуправления, которое часто бывает формальным. Учителя же объясняют такое положение пассивностью и инфантильностью самих старшеклассников, не проявляющих инициативы и чувства ответственности. Однако это — прямое следствие соответствующего стиля воспитания. Нельзя внушать ребенку, что дорогу осилит идущий, и одновременно не позволять ему ходить.

Современная педагогика четко дает понять, что формирование личности ребенка, тем более юноши, понять невозможно, если следовать традиционной схеме «учитель-ученик», даже дополненной такими факторами, как ученический коллектив и семья. Изучение отдельно взятых факторов и институтов социализации перерастает в их системное исследование, своего рода «экологию ребенка», где должны найти надлежащее место и соседские взаимоотношения, и региональные особенности данной местности, и все прочие условия, в которых развертывается жизнедеятельность ребенка и окружающих его людей [3, с. 178].

В юношеском возрасте появляется склонность к самоанализу и самоутверждению. Одной из важных психологических характеристик юности, по мнению ученых, является самоуважение, принятие, одобрение себя или непринятия, неудовлетворенность собой. В это же время происходит решающий этап в формировании мировоззрения. Мировоззрение в юности связано с решением смысложизненных проблем и возникновением таких вопросов, как «для чего я живу?» и «как жить?».

Ведь подростки в этом возрасте более наблюдательны и улавливают противоречия в позициях старших, болезненно относясь к расхождениям между их словами и делами. Они все более настойчиво начинают требовать от старших уважения к себе, к своим мнениям и взглядам. Главное для них — утвердить себя как личность в глазах окружающих: родителей, друзей, учителей.

Юношеский возраст — не просто некоторая фаза «подготовки к жизни», но и весьма важный, обладающий самостоятельностью этап жизненного пути. Взрослость, если рассмотреть смысл этого понятия более глубоко, означает не только приспособление человека к различным жизненным условиям и способности их воспроизводить. Оно включает так же способность предпринимать что-то новое, самостоятельность, умение реализовывать свои идеи в практической деятельности. В психологии была установлена синонимичность понятий личности, творчества и свободы. Свободы не обычном смысле слова, а в смысле развитой способности личности преодолевать препятствия, которые казалось бы сложно преодолеть, и делать это легко, артистично, а значит каждый раз действовать не по уже известным эталонам и стереотипам, а индивидуально подбирать способы действия к индивидуально-неповторимым ситуациям, особенностям материала. Личность есть только там, где есть свобода и творчество. Это — важнейшее требование к условиям ее формирования.

Литература:

  1. Бажович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПБ. 2008, с. 73
  2. Крупская Н. К. Воспитательная роль учителя. — Пед. Соч. М., 1998, т. 3, с. 265–266
  3. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1980, с. 192
  4. Макаренко А. С. Избранные педагогические произведения, 2004, с.81
  5. Роджерс Карл. О становлении личности. М.: «Прогресс», 2007, с. 147
  6. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. — Собр. Соч. М.- Л., 1992, т. 8, с. 442

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle