Библиографическое описание:

Маскалюк Р. М. Информационно-коммуникативные технологии как средство активно-познавательной деятельности учащихся на уроках географии [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 88-90.



В данной работе приведены методические рекомендации использования ИКТ в организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, электронные образовательные ресурсы.

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовании открывают возможности его модернизации. Эти технологии стимулируют и побуждают каждого ученика к активной деятельности в учебном процессе, способствуют успешному изучению данного предмета и позволяют разнообразить виды деятельности учащихся на уроках географии. Именно такие уроки привлекают учащихся, побуждают у них интерес к предмету и активизируют познавательную активность. При этом уроки географии становятся увлекательными, познавательными, наглядными.

В ряде публикаций последних лет отмечается, что использование информационно-коммуникативных технологий открывает широкие возможности для модернизации образования Российской Федерации. Компьютерные программы по географии направлены не только на формирование знаний, умений, но и на выработку опыта творческой деятельности. Применяя ИКТ на уроках географии, я поняла, что именно в них заложены огромные возможности повышения эффективности и результативности учебного процесса.

Основные формы работы с применением ИКТ:

 непосредственное применение ИКТ на уроках географии;

 применение ИКТ для организации внеклассных мероприятий по географии;

Наиболее часто используемые средства ИКТ:

 электронные энциклопедии и справочники;

 тесты и тренажеры;

 образовательные ресурсы Internet;

 интерактивные карты и атласы;

 метод проектов;

 презентации.

Деятельность учащихся в ходе проведения уроков географии и в ходе выполнения домашних заданий может быть разнообразной и очень интересной. В строке мгновенных сообщений можно проводить географические диктант (http://www.rgo.ru/ru/page/dictant_check). По необходимости можно обратиться к разным источникам в поисках нужной информации (i-classe-уроки и InternetUrok.ru).

Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении учебных программ по географии следует помнить, что:

 на уроке освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;

 на уроке закрепления целесообразно использовать программы-контролёры, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы;

 на контрольном уроке, используя персональный компьютер, можно тщательно проверить, на сколько ученик усвоил большой объём пройденного материала.

Самой удобной формой учебных программ является — комбинированная. Включаю в программу дифференцированные упражнения, задания в игровой форме, что облегчает восприятие учеником учебного материала, прививает интерес к изучению предмета, совершенствует творческие способности.

В ходе разработки урока с применением компьютера, выделяю следующие этапы:

Постановка задач, активизирующих учебную деятельность.

  1. Определение методов решения задач (картина, графика, эксперимент).
  2. Составление сценария работы с компьютером.
  3. Составление и анализ алгоритмов (последовательности действий со строго определёнными правилами выполнения).
  4. Кодирование и испытание программ (запись на формальном, простейшем языке, а затем трансляция, то есть перевод языка машины).
  5. Получение результатов решений и внедрение программ.

Диалог ученика с машиной осуществляется с помощью вывода на экран дисплея формулировок заданий, сообщений о способе их решений и, непосредственно, само выполнение задания и его оценка. Я думаю, что степень объективности контроля высока. Для разнообразия процесса контроля при правильных ответах ученика на экране высвечиваются слова: «Молодец!», «Умница!», при неправильных ответах: «Неудача», «Очень жаль, но вы не правы». В оценке деятельности ученика используется и музыкальное оформление. Возможен и такой вариант: «Не смог справиться со всей серией заданий». В этом случае в программном обеспечении предусмотрено появление сообщений на экране дисплея, которые информируют ученика о темах, повторение которых необходимо для более успешного ответа на вопросы задания. Кроме того, появление диалогового окна «Найди и исправь свою ошибку» и анализ результатов работы с учеником показывает мне: была ли ошибка случайной или же это пробел в знаниях. Таким образом, машина помогает мне провести индивидуальный анализ уровня знаний ученика и дать объективную и справедливую оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний учеником.

Эффективно проходят уроки по теме «План местности». На экране дисплея ученик читает описание местности, затем, где это возможно, вместо слов рисует топографические знаки, раскрашивая их в разные цвета, что особенно нравится шестикласснику. Из предложенных топографических знаков сочиняет рассказ.

В ходе изучения темы «Атмосфера» ученики могут выполнять на компьютере следующие задания: на экране дисплея ученик видит таблицу с данными температуры воздуха, по которым он строит график изменения температуры воздуха за определённый период.

В курсе географии «Материки и океаны» также по данным таблиц ученики вычисляет среднесуточную и среднемесячную температуру воздуха, читают климатические карты отдельных материков и государств. Целесообразно проводить контроль знаний и умений по отдельным материкам с помощью программ-контролёров. Существующие программные контрольные упражнения, как правило, не рассчитаны на выполнение их в течение урока. Обычно с ними можно справиться за 15–20 минут. В конце учебного года учащимся нравится игра «Найти их Родину», в которой изображения растений и животных перемещаются с помощью курсора на «Родной материк».

Важную роль в изучении предмета играет иллюстративный материал. Невозможно изучение географии без географических карт. Для формирования навыков работы с картой у учащихся незаменимым помощником являются интерактивные карты, которые обладают бесспорным преимуществом, по сравнению с печатными носителями информации. Так компьютерные программы позволяют не только быстро «раскрыть» необходимую информацию, но и выбрав интересующий в данный момент участок, рассмотреть его в другом масштабе, перейти от составных элементов иллюстрируемой системы к её целостному восприятию и наоборот. Карты использую из серии электронных образовательных ресурсов: «Дрофа» и «Живая география», а также на сайте twiddla и http://planetolog.ru/.

Большое предпочтение отдаю демонстрации презентаций учебного материала. Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу PowerPont.Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Удобно применение компьютерных презентаций ещё тем, что появляется возможность подбирать наглядный материал в необходимом объёме, что способствуют формированию верных географических представлений.

Специфика географии как предмета заключается в том, что она имеет практическую направленность. Выполнение практических работ занимает определённую часть уроков географии и является неотъемлемой частью программного материала по предмету. В реализации практической части программы незаменимым помощником является программа Excel. Данная программа позволяет учащимся без труда построить график хода температуры воздуха, «розу ветров», диаграмму осадков.

Для проверки знаний учащихся по изученной теме использую электронные тесты и тренажёры из серии 1С. Также использую ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, размещённых на сайте http://school-collection.edu.ru/.

Мой педагогический опыт подтверждает, что при условии правильно организованного учебного процесса с использованием ИКТ, учащиеся легче овладевают навыками решения практических задач; приобретают измерительные навыки, представления о величине и протяжённости, расположении и перемещении объектов, а также умения ориентироваться во времени. Они учатся использовать приобретённые практические умения в социуме.

Литература:

  1. Анохин С. Ю. Стоит ли бояться Интернета. «Здоровье детей». 2011.
  2. Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007 г.
  3. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. Издание второе. — М., РИТМ, 2005 г.
  4. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.
  5. Таможня Е. А. Компьютерные технологии: возможности использования. География в школе. 2004. № 4. с. 64–69.
  6. Трайнев В. А., Трайнев И. В. Информационно-коммуникативные педагогические технологии. М., Дашков и Ко, 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle