Библиографическое описание:

Хушбахтов А. Х. Специфика процессов адаптации студентов военной кафедры [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 198-202.



Статья раскрывает требования федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения к выпускникам военной кафедры высшего учебного заведения, адаптационные процессы, которые проходят курсанты в процессе освоения ФГОС ВПО, этапы разработки и внедрения преподавателей военной кафедры комплексной адаптационной программы «Введение в специальность» и результаты ее апробации.

Ключевые слова: адаптация, метод обучения, общие, профессиональные, общепрофессиональные и профессионально-специализированные компетенции, комплексная адаптационная программа «Введение в специальность».

В процессе педагогической деятельности часто применяется понятие адаптация, которое является многофункциональным. Каждый человек способен менять свое отношение к окружающей среде, чтобы сохранить состояние внутреннего равновесия и успешно выжить в различных экономических и социально-психологических средах существования. Кроме того, он воздействует на психологические, социальные и профессиональные процессы вокруг себя, с помощью убеждения, побуждения к действию и умению вести за собой. Это относится и к процессу обучения студентов военных кафедр вузов и их последующей адаптации в служебной деятельности.

Адаптационные процессы сопровождают студентов вузов с момента поступления до окончания. Главной и основной задачей педагогического коллектива военной кафедры является применение таких методов обучения, которые позволят сформировать у студентов способности, которые необходимы для выполнения определенных видов деятельности в узкоспециальной области знаний, предметных навыков, специфического образа мышления и чувства ответственности за свои действия, действия подчиненных, их жизнь и здоровье.

Для будущего военного необходимо обладание специфическими профессиональными качествами в соответствии с основными должностными обязанностями:

Организаторскими, которые предусматривают наличие развитых организаторских и познавательных способностей, т. е. умения ориентироваться в сложной обстановке, выделения главного и принятия правильных решений в короткий срок, для чего необходимо обладать инициативностью, самообладанием, ответственностью, требовательностью, принципиальностью, самостоятельностью и ясной, разборчивой речью.

Сенсорно-гностическими, предусматривающими наличие точности и быстроты зрительного и слухового восприятия, точного глазомера, т. е. устойчивости и концентрации внимания, оперативной памяти, быстроты мышления, умения выделить главное в информации, координации движений руками, ответственности и аккуратности.

Сенсорными — острым слухом и зрением, точностью зрительного и слухового восприятия, устойчивостью внимания и оперативной памятью, развитым чувством ритма, выносливостью и подвижностью нервной системы, правильной дикцией, разборчивым почерком, подвижностью кистей и пальцев рук.

Сенсомоторными, предусматривающими наличие распределения и устойчивости внимания, быстрой сенсомоторной реакции, подвижной нервной системы, двигательной памяти, координации движений как руками, так и ногами.

Моторно-волевыми — координацией движений, ловкостью, физической силой, выносливостью, решительностью, самообладанием, сообразительностью, смелостью, развитым наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением, общеобразовательной и технической грамотностью. [1]

С введением нового федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2, ст. 2] роль педагога в современной системе высшего образования полностью поменялась. Если ранее требовалось давать знания, то сейчас необходимо научить студента получать знания самому.

В основу закона положены, по нашему мнению, два основополагающих принципа:

 принцип развивающего обучения и индивидуального подхода Константина Дмитриевича Ушинского. Ушинский полагал, что содержание и формы обучения должны учитывать особенности развития и формирования физиологических особенностей и развития психики учащихся. Процесс обучения должен содержать общеразвивающие и практически полезные знания, умения, навыки и определяться развитием науки, организацией учебной деятельности. Также он считал, что лучшим способом нравственного воспитания является моральное поощрение, которое развивает в учащихся стремление идти вперед. Особое воспитательное воздействие, которое невозможно заменить ни учебниками, ни наказаниями, ни моральными установками, ни поощрениями, оказывают личность учителя и семья.

 принцип свободы выбора учащегося Льва Николаевича Толстого. Толстой утверждал, что нельзя принудительно воспитывать в учащихся общепринятые принципы, необходимо предоставлять свободу выбора, развивать природу учащегося, помогать ему в осознании ценностей науки и общества [3, с. 90–147].

Как личность, преподаватель должен обладать высокими морально — этическими качествами, понимать смысл, значение и свою роль в учебно — воспитательном процессе, высказывать мнение о ценностных ориентирах по отношению к курсантам и обществу, осуществлять индивидуально — личностные концепции в педагогической деятельности, владеть творческими методами работы.

Как педагог, преподаватель должен иметь высокий уровень профессионального мастерства, владеть инновационными педагогическими технологиями, уметь организовывать и проводить учебно-воспитательную работу, осуществлять специализированную подготовку обучающихся с использованием новейших технологий и по последнему слову научно-технической мысли. Кроме того, преподаватель обязан разрабатывать, внедрять, анализировать и корректировать комплекс методических материалов для обеспечения учебного процесса, применять дидактические средства в процессе работы и т. д.

Данным принципам полностью соответствуют требования федеральных государственных стандартов высшего образования третьего поколения, основанных на принципах освоения видов профессиональной деятельности, общих и профессиональных компетенций, которые их образуют. Причем образование студенты могут получать в соответствии с их потребностями. Изучив выбранный вид деятельности, они имеют полное право получить сертификат о полученной специальности и работать по ней. При необходимости можно продолжить образование и получить все виды профессиональной деятельности по выбранной специальности и иметь высшее образование.

Для выполнения закона «Об образовании в РФ» разрабатывается учебно-методический комплекс (УМК) материалов, который способствует освоению курсантом военной кафедры учебной программы, предусматривающей освоение военно-учетной специальности. УМК состоит из:

 плана учебного процесса военно-профессионального цикла,

 рабочих программ учебных дисциплин,

 программы учебных сборов,

 календарного учебного графика,

 методических материалов, позволяющих обеспечить выполнение требований ФГОС ВПО, в рамках которого проводится обучение на военной кафедре.

В военно-профессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) федерального государственного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) входят общевоенные дисциплины, военно-технические дисциплины, тактические дисциплины, физическая подготовка, стажировка.

Выпускники военной кафедры (офицерская должность) осваивают следующие виды деятельности: управленческие, эксплуатационные, обучающие и воспитательные.

В рамках освоения ОПОП курсанты должны приобрести военно-профессиональные компетенции (ВПК), которые подразделяются на общие (ОК), общепрофессиональные (ОПК), профессиональные (ПК) и профессионально-специализированные (ПСК) компетенции [4, с. 3–7] (Таблица 1).

Таблица 1

ВПК-ОК1.

Обладает способностью к пониманию закономерностей развития, специфики и характерных черт Вооруженных Сил РФ, рода войск, военно-педагогического наследия русских полководцев и его значения для использования в служебной деятельности офицера в современных условиях.

ВПК-ОК2.

Обладает способностью к обучению и воспитанию личного состава подразделения, к использованию различных методов и форм воспитательной работы в воинском коллективе, применению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении целей при выполнении поставленных задач.

ВПК-ОК3.

Обладает способностью к применению коммуникативных технологий в сфере военно-профессионального общения, методов изучения личности, пониманию социально-психологические процессов, протекающих в коллективе.

ВПК-ОПК1.

Обладает способностью к пониманию особенностей развития отечественного военного искусства в различные исторические периоды, учету военно-исторического опыта прошлых войн и вооруженных конфликтов, причин возникновения, способов развязывания, особенностей военного искусства в вооруженных конфликтах и локальных войнах второй половины XX — начала XXI веков.

ВПК-ОПК2.

Обладает способностью к пониманию основных направлений развития современной военной истории, умению противостоять фальсификации российской военной истории.

ВПК-ОПК3.

Обладает способностью к работе в многонациональном воинском коллективе, в качестве командира подразделения, формированию целей деятельности, принятию организационно-управленческих решений и нести за них ответственность.

ВПК-ОПК4.

Обладает способностью соблюдения в профессиональной деятельности требований нормативных и правовых документов МО РФ.

ВПК-ОПК5.

Обладает способностью определения способов безопасной эксплуатации вооружения и техники в различных условиях.

ВПК-ПК1.1.

Обладает способностью управлять подразделением при выполнении и задач организации повседневной деятельности в военное и мирное время.

ВПК-ПК1.2.

Обладает способностью организовывать тактические действия подразделения, принимать управленческие решения, определять порядок выполнения поставленных задач, контролировать их выполнение и управлять подразделением в бою.

ВПК-ПК1.3.

Обладает способностью разрабатывать и вести боевые документы подразделения.

ВПК-ПК1.4.

Обладает способностью к обеспечению сохранения государственной тайны в ходе выполнения мероприятий повседневной деятельности.

ВПК-ПК1.5.

Обладает способностью к разработке планов и организации работ по безопасной эксплуатации штатного вооружения подразделения, контролю их выполнения.

ВПК-ПК2.1.

Эксплуатирует, проводит испытания и ремонт технологического оборудования специальных объектов.

ВПК-ПК2.2.

Осуществляет надзор за всеми видами работ, связанными с эффективным и бесперебойным функционированием технологического оборудования специальных объектов.

ВПК-ПК2.3.

Владеет компьютерными технологиями сбора, хранения, обработки и использования информации, применяемыми в сфере военно-профессиональной деятельности.

ВПК-ПК3.1.

Организовывает и проводит занятия с подразделением по предметам боевой подготовки, по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих в повседневной деятельности.

ВПК-ПК3.2.

Проводит воспитательную работу в подразделении.

ВПК-ПСК1.

Организовывает и выполняет работы по реконструкции и эксплуатации систем энергообеспечения объектов специального назначения в мирное время

ВПК-ПСК2.

Применяет правила и технологии монтажа, наладки, испытания и сдачи в эксплуатацию оборудования систем тепло- и электроснабжения специальных объектов

Ни для кого не секрет, что профессионализм выпускников вузов всех специальностей оставляет желать лучшего, в том числе и военных кафедр. Основные замечания работодателей (командиров подразделений) заключаются в отсутствии достаточного профессионализма по специализации, завышенная самооценка курсантов, заниженный уровень коммуникативных способностей. В процессе освоения компетенций курсанты проходят этапы адаптации при освоении общенаучных, профессиональных, социально-психологических, управленческих и военно-специальных знаний, умений, навыков и получение опыта по будущей специальности.

В настоящее время на нашей военной кафедре обучаются юноши по военно-ученым специальностям: 121000 «Применение смешанных воинских частей и подразделений связи», 121200 «Применение подразделений со средствами радиосвязи» с получением специальности командир взвода смешанных подразделений связи; и девушки по ВУС 129000 «Организация фельдъегерско-почтовой связи» с получением специальности офицер подразделений фельдъегерско-почтовой связи.

По психофизиологическим и психологическим показателям юноши и девушки, поступающие на военную кафедру, отличаются. Для юношей характерно образное мышление, тогда как девушки обладают развитым конкретно-логическим мышлением.

Юноши имеют аналитический склад ума, скептицизм, самокритичность, что помогает им успешнее преодолевать начальный этап адаптации, который длиться около двух месяцев. Сильно выраженные морально-волевые качества, целеустремленность, смелость, мужество, выносливость девушек могут приводить к снижению успеваемости, повышенной заболеваемости и нервно-психической устойчивости. Это обусловлено потребностью быстрого освоение нового материала и принятию новых норм поведение.

На втором этапе адаптации — до окончания пятого семестра обучения (первого на военной кафедре) — наблюдается пассивность и итровертированность, как у юношей, так и у девушек. Их появление обусловлено ностальгией по прежнему образу жизни и приводит к снижению успеваемости.

На третьем этапе адаптации — шестой семестр — медленно, но стабильно повышается нервно-психическая устойчивость, успеваемость, снижается заболеваемость практически у всех студентов.

Для уменьшения адаптационных периодов и успешного освоения программ обучения в нашем университете ведется совместно с военным комиссариатом профориентационная работа среди учащихся школ, начиная с 6 класса. Учащиеся 7–9 классов, желающие в последующем иметь военно-учетную специальность, проходят на военной кафедре специально разработанный курс «Радио дело». В качестве примера можно привести учеников МОУ СОШ № 34 г. Комсомольска-на-Амуре (2 группы — 7 классов и 8 классов), МОУ СОШ № 23 Комсомольска-на-Амуре (2 группы — 7 классов, 8–9 классов).

За счет часов вариативной части профессионального цикла разработана и проходит процесс освоения комплексная адаптационная программа для вновь принятых студентов «Введение в специальность» объемом — 56 часов. Целью программы является быстрая адаптация к обучению на военной кафедре и подготовка выпускника военной кафедры, уровень сформированности общих и профессиональных компетенций которого составляет от 85 % до 100 %. В настоящее время средний уровень сформированности компетенций по военным кафедрам в стране составляет не более 75 %.

Программа разбита на этапы и составляет полный адаптационный курс, решающий задачи:

 развития личностных и творческих качеств курсантов,

 удовлетворенности курсантов выбором специальности,

 потребности культурного, интеллектуального, нравственного и социального развития,

 сформированности устойчивой мотивации у курсантов к будущей специальности,

 успешного освоения всех этапов обучения,

 обеспечения информационно-профессиональной среды воспитания и обучения курсантов,

 полное методическое обеспечение учебного процесса.

Данная программа рассчитана на выявление социально-экономических, психологических и профессиональных факторов, влияющих на адаптацию студентов военных кафедр к процессу обучения и получение навыков для успешной последующей адаптации в служебной деятельности.

Литература:

  1. Приказ от 26.01. 2000 г. № 50 Минобороны РФ «Об утверждении Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации» (с изменениями на 12 мая 2005 года). Письмо Минюста России от 17 февраля 2000 года N 1009-ЭР — 46 с.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: опубликован: 31 декабря 2012 г. в «РГ» — Федеральный выпуск № 5976.

3. Максимюк С. П. Педагогика. /Электронный учебник/ URL:http://uchebnikionline.com/pedagogika// К. Д. Ушинский — основоположник научной педагогики и народной школы в России. Педагогические взгляды Л. Н. Толстого. — 147 с.

  1. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников (дополнение к Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования), МО РФ, М: 2014. — 21с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle