Библиографическое описание:

Асророва М. У. Современные психолого-педагогические технологии обучения [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 156-159.



В данной работе даются разъяснения специальным методам и технологиям обучения. Они способствуют оптимальному управлению в педагогических системах. Они же способствуют более эффективному обучению за счёт повышения интереса и мотивации к нему у учащихся.

Ключевые слова: активные методы, формы обучения, педагогическая технология, технологии обучения, интерес и мотивация, групповое обучение, обучающие игры, технология обучения, интерактивное обучение, дистанционное образование, инновационные игры, деловая игра, психологические игры.

Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. Технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических умственных ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий. Понятие «педагогическая технология» шире, чем понятие «методика обучения». Технология отвечает на вопрос, как наилучшим образом достичь целей облучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения. Многочисленные исследования доказали, что от выбранной педагогической технологии и степени ее правильности и приемлемости контингенту учащихся во многом зависит качество обучения. «Веер» технологий может раскрываться и складываться в руках опытного педагога, потому что условия их применимости зависят от множества факторов; к тому же технологии между собой тесно взаимосвязаны. И наряду с этим в педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин — «интерактивное обучение». Современная наука об образовании приблизилась к потребности в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе — развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. В общем виде процесс обучения представляет собой процесс управления, т. е. воздействия на педагогическую систему, организацию знаний.

Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся. В настоящее время существует множество психолого-педагогических технологий, различающихся по целям, задачам, структуре: методики ускоренного обучения: групповое обучение, обучающие игры и др. Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в других сферах.

Развитие игровой ситуации является основным условием обучения. Под развитием понимается изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Для повышения эффективности обучающей игры технология ее применения должна отвечать определенной совокупности требований: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении обучающихся в игру; принцип развития игровой динамики; принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств обучающихся);принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос смысла игровых действий в реальный жизненный опыт играющих; принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил — от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания — к игровой инициативе, от локальных игр — к играм-комплексам, от возрастных игр — к безвозрастным, «вечным». Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как учащимся, так и наставникам. В процессе игры можно широко применять групповые и индивидуальные виды работы, проводить совместное обсуждение ситуации, осуществлять тестирование и опрос участников, создавать новые нестандартные ролевые ситуации, Иными словами, игра органично сочетает и позволяет использовать различные методы обучения, в том числе анкетирование, социометрию, “мозговой штурм” и другие.

Дистанционное обучение возникло относительно недавно и именно благодаря этой новизне оно ориентируется на лучший методический опыт. Дистанционными принято считать такие формы обучения, которые предоставляют возможность исключить непосредственный личный контакт преподавателя с учащимися (или значительно ограничить), независимо от природы применения технических и прочих средств. В системе дистанционного образования студентам предоставляются все необходимые учебники и учебные пособия (иногда в виде видеокассет). Уровень подготовки специалистов достаточно высок и дает право получения квалификации бакалавра, магистра, доктора по искусствоведению, социальным и естественным наукам, по технологиям, математике, педагогике. Главное в дистанционном обучении — не просто использование компьютеров и других технических средств обучения, а разработка четких и продуманных обучающих программ, учебников и учебных пособий.

Поскольку в настоящее время обучающие игры и дистанционное обучение вызывают особый интерес, именно их хотелось рассмотреть в данной работе. В методике выделяются следующие виды педагогических игр: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и т. д. Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий обучения. В настоящее время в зависимости от сферы применения существуют различные модели обучающих игр. Так, в процессе обучения применяются лексические игры, для студентов существуют сюжетно-ролевые игры, для бизнесменов и руководителей — специальные тренинги.

В процессе обучения применяются обучающие игры. Для повышения эффективности обучающей игры ее технология должна отвечать определенным требованиям: Игра должна соответствовать целям обучения; Имитационно-ролевая игра должна затрагивать практическую педагогическую (психологическую) ситуацию; Необходима определенная психологическая подготовка участников игры, которая бы соответствовала содержанию игры; Возможность использования творческих элементов в игре; Преподаватель(психолог) должен выступать не только в роли руководителя, но и как корректор и консультант в процессе игры.

Любая обучающая игра состоит из нескольких этапов:

  1. Создание игровой атмосферы. На данном этапе определяется содержание и основная задача игры, осуществляется психологическая подготовка ее участников;
  2. Организация игрового процесса, включающая инструктаж — разъяснение правил и условий игры участникам — и распределение ролей среди них;
  3. Проведение игры, в результате которой должна быть решена поставленная задача;
  4. Подведение итогов. Анализ хода и результатов игры как самими участниками, так и экспертами (психологом, педагогом).

Метод проектов — это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления. Исследовательский метод обучения очень часто лежит в основе проектной деятельности учащихся, как в рамках обычных, так и телекоммуникационных учебных проектов. Основная идея исследовательского метода обучения заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи. Вместе с тем, в педагогике игровой метод имеет некоторую специфику. В процессе обучения игра зачастую используется как вспомогательный элемент, дополнение к теоретическому материалу и не может выступать в качестве основного метода обучения.

Исходя из методов, целей и особенностей обучающих игр можно выделить следующие их разновидности: имитационные игры используются в профессиональном обучении при формировании определенных производственных навыков. Операционные игры. Помогают отработать выполнение каких-либо специфических операций (например, сформировать навык работы с электронной почтой или пользования поисковой системой). Игры проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Исполнение ролей. Отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Разрабатывается модель — пьеса со сценарием, между участниками распределяются роли. В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.

Сюжетно-ролевые. В их основе лежит конкретная ситуация — жизненная, деловая или иная. Игра в этом случае напоминает театральную постановку, где каждый участник выполняет(играет) определенную роль. Это игры творческие, в которых сюжет — форма интеллектуальной деятельности, поэтому в данном случае большое значение играет подготовка участников и разработка сценария игры.

Инновационные игры. Их основное отличие от других видов состоит в их подвижной структуре и проведении игры в нескольких обучающе-развивающих «пространствах» — например, с использованием компьютерных программ. Инновационные игры направлены на получение качественно иного знания с использованием новейших педагогических и информационных технологий. Если вышеперечисленные виды игр различались по методу, то принцип выделения последних — это цель, назначение игры, состоящая в формировании определенных навыков управления конкретной ситуацией.

Организационно-деятельностные. В них акцент ставится на диагностике игровой ситуации и обосновании выбора вариантов решения проблемы. С точки зрения методов здесь больше внимания уделяется диалогу, общению участников и другим формам групповой работы. Следует также отметить, что формы обучающих игр отличаются разнообразием и могут сочетаться и взаимодополнять друг друга– например, может быть ролевая деловая игра, инновационно-имитационная и т. д. Ярким примером сферы применения такого вида игр является обучение русскому языку. В этом случае в играх сочетаются различные методы, направленные на совершенствование навыков владения языком. Так, в игре «Презентация» студентам необходимо представить свою «фирму» на получение «кредита от банка» на русском языке. Они воспроизводят различные ситуации делового общения, что дает им не только возможность языковой практики, но и позволяет развить определенные деловые качества и творческие способности, которые могут быть полезны в их будущей профессии.

Игры могут быть деловыми, позиционными, инновационными, организационно-обучающими, обучающими, организационно-мыслительными, организационно-деятельностными и другими. Но всё же выделяют несколько основных видов психологических игр.Игровые оболочки, игры-проживания, игры-драмы, проектные игры и др. Самыми популярными и эффективными играми приняты следующие из них: это замечательная игра «Телепатия», основной направленностью которой является самопознание, осознание себя и развитие своих скрытых способностей. На развитие умения слушать и внимательность есть прекрасная игра, которая называется «Заблудившийся рассказчик». Она, затрагивает и межличностные отношения. Хорошая игра на доверие и взаимопонимание — «Монета». В ней происходит тесное взаимодействие участников, что позволяет им глубже изучить психологические особенности друг друга. С помощью подобных игр люди, стремящиеся к успеху и самосовершенствованию, развивают свои сильные качества и работают над слабыми. И это на самом деле делает их более сильными и развитыми личностями, повышает их эффективность и результативность, делает взаимодействие с окружающим миром и самими собой более глубоким и гармоничным.

Завершая рассмотрение деловых игр, отметим, что они обучают: сопоставлять свое мнение с мнением других; оценивать свои амбиции и возможности, уровень авторитета и степень доверия со стороны коллектива; находить выход из конфликтных ситуаций в деловой сфере и межличностном общении; осознавать свои поведенческие и психологические установки; выполнять различные функциональные роли и др. Итак, роль обучающих игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. Говоря о роли деловых игр, известный отечественный педагог и психолог М. И. Махмутов отмечал, что значение этой технологии состоит в развитии познавательной, социальной и профессиональной активности учащихся, формирования у них навыков участия в деловых играх.

Литература:

  1. Атутов П. Р. Технология и современное образование / П. Р. Атутов // Педагогика. — 1996. — № 2.
  2. Бадмаев Б. Ц. Психология и методика ускоренного обучения.М,1998
  3. Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения. /Материалы научной конференции. СПБ,1996
  4. Захарова И. Г. Информационные технологии для качественного и доступного образования// Педагогика, № 1,2002
  5. Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб, 2000
  6. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B. C. Кукушина. — Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. — 336 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle