Библиографическое описание:

Кривомлина О. В., Чабаненко К. Р. Система работы с музыкально-одарёнными детьми в дошкольной образовательной организации [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 47-49.



Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.

В связи с этим в МАДОУ «Детский сад №221» стала необходимость создания проекта, способствующего максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.

Оценка ребенка как одаренного не является самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им психологической помощи и поддержки.

Целью нашей работы стало: создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Задачи:

 Создать условия для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;

 Провести диагностические обследования детей на предмет выявления одаренности, определить их творческий потенциал, интересов и способностей;

 Максимально развить способности и творческие потенциалы одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области художественного творчества, музыкального, совершенствовать традиционные и внедряемые в образовательный процесс новые педагогические технологии;

 Создать единое образовательное пространство, обеспечивающее необходимые условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, а также обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Работа строилась по следующим этапам:

I этап — организационный: предполагал открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, воспитателей и других людей, имеющих контакт с ребенком. Знакомя родителей с возрастными особенностями детей, педагоги вместе с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью определения его индивидуального пути развития.

Выявление одаренного ребенка на первом этапе возможно при использовании методов наблюдения и метода экспертных оценок.

II Этап: предполагал уточнение выявленной одаренности ребенка, проведение психолого-педагогического обследования. На этом этапе осуществлялся сбор дополнительной информации от специалистов ДОО, родителей, изучалась специальная литература для уточнения выявленной одаренности ребенка. В ДОО был организован и проходил психолого -педагогический консилиум, на который приглашались все педагоги, работающие с детьми. Члены консилиума осуществляли обобщение всей информации о ребенке, определяли организацию сопровождения и условия для развития одаренного ребенка. Специалисты сопровождения устанавливали конкретные задачи для каждого субъекта сопровождения, разрабатывали индивидуальные программы и рекомендации по сопровождению одаренного ребенка.

III этап: завершающий: контроль и анализ достигнутых результатов, определение проблем, возникших, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении. Организация в ДОО разнообразных форм и презентаций результатов развития одаренного ребенка: выставки авторских работ, концерты, театрализация, фестивали, конкурсы и др.

Реализация содержания работы с одарёнными и перспективными детьми опирается на следующие психолого-педагогические концепции:

 самоценности дошкольного периода развития (концепция А. В. Запорожца);

 идентификации одарённых детей («Психология музыкальных способностей» Б. М. Теплова, «Психология общих способностей» В. Н. Дружинина, «Онтогенез музыкальных способностей» К. В. Тарасовой);

 «Рабочей концепции одарённости» (Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков);

 взаимосвязи развития музыкальных, художественно-творческих и интеллектуальных способностей ребёнка.

В МАДОУ «Детский сад №221» была разработана программа «Музыкально-дарённые дети», в основу которой были положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

 Системный подход

 Личностный подход

 Деятельностный подход

 Полисубъектный (диалогический) подход

 Культурологический подход

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с творчески одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

В соответствии с программой работа в МАДОУ осуществляется по следующим направлениям:

 обогащение жизненных и музыкальных впечатлений — создает основу для импровизации, стимулирует заинтересованное отношение к музыке;

 знакомство со способами творческих действий. С этой целью дети сравнивают несложные пьесы, песни, сходные по ладовым интонациям, но контрастные по настроению. На основе разучиваемого материала предлагаются образы музыкального творчества;

 овладение способами творческих действий. Вначале их показывает сам педагог, после совместного анализа песни продумывает вслух план ее исполнения, аргументирует целесообразность того или иного творческого решения. На примерах хорошо знакомых мелодий он объясняет дошкольникам, как сочетание одних и тех же ступеней лада позволяет создать различные музыкальные образы, как характер музыки зависит от совокупности средств музыкальной выразительности.

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями в развитии певческих навыков.

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

В работе с воспитателями используются открытые просмотры, консультации, беседы, круглый стол, семинары, где педагоги детского сада знакомятся с программными задачами, методами и приёмами обучения детей пению. С каждым воспитателем индивидуально разучивается песенный репертуар, даются рекомендации по использованию знакомого музыкального репертуара на других занятиях и в повседневной жизни детского сада.

Воспитатели оказывают действенную помощь в обучении детей пению, они умело организовывают предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей детей. В группах есть центр музыкального развития, диски и кассеты с музыкой для детей, в том числе музыкой для режимных моментов: колыбельные песни, музыка разного характера.

Работа с родителями.

Понимание в семье высокого потенциала детей является одним из важных условий для развития их одарённости, а его отсутствие ведёт за собой «обнищание мысли» (А. М. Матюшкин, Ю. С. Багимов и другие). Однако даже самые лучшие побуждения родителей могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль в развитии одарённого ребёнка. Поэтому главная цель в работе с родителями — помощь в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка. Формы работы с родителями одарённых детей:

  1. Беседы и семинары. Тематика: особенности одарённого ребёнка, влияние стилей детско-родительских отношений на его развитие, роль понимания взрослыми одарённости, ступени становления детской одарённости и др.
  2. Деловые игры, тренинговые занятия, индивидуальные консультации.

Результаты работы с музыкально-одаренными детьми в МАДОУ выражаются в следующих показателях:

 наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

 владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

 проявление навыков вокальной деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова — артикулировать при исполнении);

 умение двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене, выразительно исполняет репертуар;

 развитое стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

 умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия — подголоски.

 вокально-хоровые навыки: владеет навыками звукообразования, дыхания; соблюдает культуру хорового пения; поёт в дуэте, трио.

 импровизация в пении: проявляет самостоятельность, импровизирует в пении.

Литература:

  1. Битус А.Ф. «Певческая азбука ребенка». Минск: ТетраСистемс, 2007.
  2. Кацер О.В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г
  3. Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» № 1-2005г., с.2
  4. Тютюнникова Т.Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, № 5, 2004.
  5. Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель»№ 5-2005г, № 1-2006г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle