Библиографическое описание:

Пигарева В. Э. Роль семьи в воспитании приемных детей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 208-211.



В последнее время в нашей стране отмечается рост количества сирот и беспризорных детей. Вместе с тем наблюдается и прирост усыновленных детей, и появляются новые формы устройства сирот, лишенных родительского попечения или родительских прав (семейные детские дома, патронатные семьи, деревни SOS, дома малютки, безвозмездная помощь от полноценных и благополучных семей «родители выходного дня для детей сирот» и др.). [2]

Приемные семьи часто сталкиваются с целым комплексом проблем при воспитании приемных детей. Таким семьям незамедлительно требуется квалифицированная помощь психологов, психиатров, социальных работников для первичной диагностики и психологической коррекции не только индивидуальных особенностей и свойств мышления ребенка, но и внутрисемейных отношений, функционирования приемной семьи в целом. [3]

Характер детско-родительского взаимодействия определяется 3-мя главенствующими факторами:

 наличием или отсутствием тайны усыновления и отношением приемных родителей к родным (биологическим) родителям ребенка;

 мотивом усыновления (основание для принятия такого жизненно важного решения);

 степенью гибкости-негибкости семейной системы. [3]

Рассмотрим «корыстные» и не благие мотивы усыновления детей, которые могут привести к определенным трудностям привоспитании приемныхдетей, а иногда и непоправимым трагедиям.

Взаимоотношения родителей с приемными детьми в зависимости от«недобрых» мотивов усыновлениявыглядят следующим образом:

Мотив первый.В истории семьи была скоропалительная грудная смерть родного ребенка, или драматическая случайность, которая произошла более в старшем возрасте и родители стремятся «залечить» эту потерю. В этом конкретном случае детско-родительские отношения можно охарактеризовать симбиотическим взаимодействием, ребенок непременно должен соответствовать определенным ожиданиям со стороны родителей, которые не берут во внимание его индивидуальные и психологические особенности. У ребенка, как правило, наблюдается негативное отношение к самому себе, низкая самооценка, он страдает от недостатка ласки, заботы, эмоциональных контактов с родителями. Такая семья имеет безоговорочные внешние границы и расплывчатые внутренние. Для членов семьи характерна негибкость в выборе ролей, ригидность, также это затрагивает и семейные правила. В семье присутствует большое количество правил, регулирующих коммуникацию, вероятны как скрытые, так и открытые конфликты между супругами. [6]

Мотив второй. Семья не может иметь детей по медицинским показаниям, поэтому решает усыновить ребёнка. Здесь отношения между родителями и приемным ребенком характеризуются чересчур сильной опекой, большим количеством ожиданий, возлагаемых на ребенка. В таких семьях часто встречаются проблемы в супружеских отношениях. Сплоченность семьи высокая, причем мать с ребенком крепко объединены, а отец располагается на периферии. Как частный вариант можно выделить такие случаи, при которых нет детей определенного пола, и приемный ребенок «отбирается» по половой принадлежности. Особенностью этого частного случая является еще большее количество ожиданий и фантазий о приемном ребенке, как в момент усыновления, так и в ходе воспитания и взросления приемных детей. [5,с.107–110]

Мотив третий.Семья хочет «сделать благотворение», взять в семью ребёнка, заботится о нем и о детях вообще и, желает делом и своим личным положительным примером помочь им в личностном становлении. При этом детско-родительские отношения связывает симбиотическая привязанность, потребность для родителей перманентного выражения благодарности за их милосердный поступок. Для приемных родителей типична значительная необходимость в любви, ее нехватка, что связано с дефицитом любви в супружеской подсистеме. [2]

Мотив четвертый. Семья берёт приёмного ребёнка для реализации педагогических способностей и планов, желая с помощью благополучного воспитания сделать из «трудного» ребёнка порядочного и приличного. Для приёмных родителей этого типа свойственно постоянное тревожное ожидание «проявления неблагоприятного генофонда», недоверие к себе как к родителю, идеализация семейной ситуации. При этом можно отметить два варианта поведения родителей, при воспитании приемных детей. В первом случае родители нередко прибегают к помощи врачей и психологов, довольно часто их дети прибывают в больницах на лечении. Во втором случае родители ставят воспитание на ключевое место, они яро и активно изучают литературу, наносят визиты и являются организаторами различных сообществ, в которых «солью» дискуссии становятся темы, связанные с воспитанием и обучением приемных детей. Здесь имеет место быть скептицизм к себе как к достойному родителю, панические атаки, страх оказаться плохим родителем, стремление непрерывно показывать и доказывать на деле свою любовь, ласку и заботу к ребенку. [1]

Мотив пятый.Одинокая женщина, не сумев создать собственной семьи, решает восполнить этот «пробел» путем усыновления ребёнка в неполную семью. Симбиотическая привязанность в данной семье является «каркасом», возникают трудности сепарации (отделение ребенка от матери). На ребенке «лежит» ведущая, можно сказать, центральная обязанность сделать счастливой и жизнерадостной приемную мать, ведь для этого его и взяли. Ребенок на подсознательном уровне функционально и психологически играет роль «несостоявшегося» супруга, границы между детской и родительской подсистемой нечеткие и туманные. У ребенка могут возникать трудности «отрывания от пуповины матери» в подростковом возрасте. Он нагружается ожиданиями и мечтами, которые должны предъявляться супругу. Например, должен быть всегда с матерью, мать всегда должна быть на 1 месте, поддерживать ее во всем и т. д. [6]

Существенна также связь между индивидуальными и психологическими особенностями ребенка, характером его взаимоотношений с приемными родителями и наличием в семье тайны усыновления, а также отношением приемных родителей к биологическим родителям ребенка. [4,с.14–141]

Семья — тот пласт общества, тот «улей рабочих пчел», из которых и вылетают приспособленные к труду и медоношению «умные и молодые пчелы». Многие дети этим «родным улеем» считают детский дом или дом малютки. Но каждый малыш мечтает приобрести настоящую крепкую и дружную семью. Приемные дети выделяются от остальных своим поведением, манерами и просто бездонными глазами, которые смотрят на будущих родителей с неподдельной искренностью и любовью. Родные дети не всегда оправдывают надежды родителей, а порой и бросают их в старости. Но приемный ребенок, до конца своих дней, благодарен тем людям, которые вырастили из «колючего кактуса с шипами» «душистую и ароматную георгину». К родителям, конечно, предъявляются как юридические, экономические, так и педагогические требования. В первую очередь у ребенка должна быть отдельная комната или оборудованное место для проживания, обязательно предусмотрены предметы быта такие как: кровать, шкаф для хранения одежды, письменный стол, стул, развивающие игры, игрушки, если ребенок совсем маленький, настольная лампа, средства личной гигиены и многое другое. Но даже если ребенок ни в чем не будет нуждаться, если не будет родительской любви и ласки, то все благосостояние этого не заменит. Дети, как автоответчик на телефоне, дословно повторяют слова и выражения родителей, копируют их поведение, мимику, даже примеряют на себя «образ жизни». Родителям нужно тщательно следить за собой, не позволять в присутствии детей вольного стиля общения, не допускать криков, хамства и ругательных высказываний. Приемные родители, может быть, и не заменят родных, но могут дать высокий старт в светлое будущее. Быть опорой и поддержкой своему ребенку, дать ему все самое лучшее, показать светлую сторону жизни, научить добру, почитанию взрослых, милосердию, привить любовь к братьям нашим меньшим. И наконец, заложить бетонный фундамент для строительства интеллекта, нравственности и морального облика ребенка. Посаженные умелыми руками «фермера» ростки «дикорастущего клевера» преобразятся со временем в богатую минеральными компонентами «культуру люцерны». [5,с.107–110]

Помните, сделав доброе дело, поселив добро в детских сердцах, вы навсегда обретите мир и покой на многие тысячелетия вперед. Не нужно проходить мимо или открещиваться, а просто протянуть руку посильной для каждого из вас помощи или поддержки. Чистота души начинается с сеяния добрых лучей света, с проявления сострадания, человеколюбия и гуманности. Так давай же будем творить добрые дела вместе, пусть у каждого брошенного и оставленного без попечительства ребенка будет крепкая и любящая семья! [1]

Литература:

  1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика.-СПб.:«Питер»,2011.- 400 с.
  2. Альжев. Д.А Социальная педагогика: Конспект лекций.-М.: ЗАО ЛА «Научная книга», 2008.-128 с.
  3. Василькова Ю. В. Методики и опыт работы социального педагога. М., Издательский центр «Академия», 2001. — 160 с.
  4. Вайзман Н. П. Реабилитационная педагогика. — М.: Аграф, 1996.-с.140–141
  5. Проблемы семьи и детства в современной России. Ч.1. — М.: Прометей, 1992.-с.107–110.
  6. Филонов Л. Б. Технология установления контакта с дезадаптивированными подростками в процессе их реабилитации // Проблемы, методика и опыт реабилитации подростков в современных условиях. М., 1994. с. 124.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle