Автор: Севба Елена Васильевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)

Библиографическое описание:

Севба Е. В. Становление нравственно-ценностной позиции студентов лесного техникума имени Н. В. Усенко [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 140-142.



In article the problem of formation of a moral and valuable position of students of forestry technical school through which analysis value of this position in professional and activity reveals is considered.

Keywords:formation, values, moralandvaluableposition.

Проблема становления нравственно-ценностной позиции обучающихся лесного техникума актуальна в современной педагогике, можно сделать вывод, что данный процесс заключается в достижении студентом субъектности, то есть придании личностного смысла и формировании нравственно-ценностных ориентаций в будущей профессиональной деятельности. Становление нравственно-ценностной позиции личности является нравственное развитие, формирование личностной позиции, потребности в нахождении собственных смыслов деятельности.

Особо важным периодом в развитии ценностей является студенческий возраст. Ценностные ориентации, профессиональная позиция студента — это та первооснова, которая в течение всей его последующей жизни определяет профессиональную направленность и успех педагогической деятельности. В настоящее время у будущих специалистов не на должном уровне сформирована позиция и качества, характеризующие нравственное отношение к обществу, людям, труду и самому себе. Происходящие экономические и социокультурные изменения не всегда оказывают позитивное влияние на становление личности, ее идеалы и ценности, нравственные ориентиры и установки. Поэтому студенческая молодежь нуждается в особом педагогическом внимании и создании условий по становлению нравственно-ценностной позиции. Данная проблема рассматривалась в аспекте философских, психолого-педагогических и аксиологических знаний. Рассмотрением различных аспектов данной проблемы занимались такие ученые как Н. М. Борытко, Л. В. Ведерникова, В. П. Бездухов, В. А. Сластенин.

В своем исследовании Л. В. Ведерникова указывает, что процесс становления личности можно определить как целостный процесс движения человека в сторону субъектности [4,51]. То есть, становление — процесс и результат развития человека, обеспечивающий раскрытие новых личностных характеристик через достижение субъектности. Субъектность, как отмечал Н. М. Борытко, это утверждение самости. Речь идет о субъекте, способном не только реализовывать деятельность, но и выделять для себя собственный смысл этой деятельности. Выделение смысла деятельности является показателем сформированности личностной позиции студента [2, 56]. Поэтому, осознав ценности и смысл профессиональной деятельности, их значимость для себя, студент способен выстроить собственную систему личностных ценностей, через которую происходит нравственное саморазвитие и становление нравственно-ценностной позиции.

Нравственно-ценностная позиция студентов лесного техникума понимается нами как интегральная характеристика личности студента, определяющая направленность на созидание собственного смысла и нравственно-ценностных ориентаций в профессиональной деятельности в лесной отрасли.

Профессиональное самоопределение человека в мире профессий является личностным аспектом формирования профессионала. Профессиональное самоопределение сопровождается формированием внутренней готовности к осознанному и самостоятельному представлению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя субъектом, развивающимся во времени, и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Самоопределяющаяся личность — это субъект, осознавший, чего он хочет (свои цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности), чего от него ждут коллектив, общество.

Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров, особенно в условиях объявленной модернизации, в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям экономики в кадрах определенной профессии.

Тем самым категория социальной активности является поведенческим воплощением нравственно-духовных ценностей, практической реализацией активной жизненной позиции, выражающейся в инициативности, отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела, способности сознательно принимать решения и нести ответственность за свои поступки и действия [3, с.14–15; 5, с. 14; 8, с. 5], что необходимо учитывать в аспекте психолого-педагогической инструментовки процесса аксиологического развития личности.

Сущность аксиологического подхода заключается в том, что он нацелен на раскрытие смыслов значений, объектов, на формирование способности учащихся к осмыслению на основе соотнесения с явлениями социально- нравственной жизни общества, построение собственного поведения школьников, исходя из существующих у них патриотических ценностей. По мнению И. И. Дереча ценности это «предпочтения определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения» [6, с.10].

Н. И. Бондырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой — то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [9, с. 102].

Развивающийся аксиологический потенциал студентов наряду с комплексом элементов, включающему: гуманистические установки и требования, предъявляемые обществом к современному специалисту; ведущие идеи компетентностного, средового и личностно ориентированного подходов; сущность конкурентоспособности специалиста; результаты диагностических констатирующих срезов, дающих представление о качествах личности студентов и уровне их профессионально-образовательных потребностей образуют основы формирования конкурентоспособности будущего специалиста на этапе его обучения в лесном техникуме, как подвижный и технологичный элемент системы образования, позволяет реализовать данные основы в виде целостной педагогической модели формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста, если обеспечивает следующие условия:

– формирование социально и профессионально значимых ценностных ориентаций в системе учебно-воспитательной работы техникума;

– актуализацию и развитие профессионально-личностных потребностей студентов (в самореализации, деятельности, коммуникации и проч.);

– формирование у студентов установки на профессионально-личностное саморазвитие и самообразование как основу конкурентоспособности.

Задача образования состоит в создании условий обретения студентом личностных смыслов, ценностей и целей своего развития. Реальным результатом образования в этих условиях является развитие способности студента чувствовать образ меняющего мира и себя как части этого мира; готовность к встрече с неожиданностями и умение ответить на эти встречи позитивной инновационной деятельностью.

Личность, осуществляя совместную деятельность с другими людьми, становится субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя. Активность субъекта проявляется в постоянном разрешении противоречия между той организацией, которую представляет личность, включая ее цели, мотивы, притязания, и внешними условиями и требованиями.

«Важнейшее из всех качеств человека — быть субъектом, то есть творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути. Это значит инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфической активности, творческой и нравственной (творческой, нравственной и свободной), добиваться необходимых результатов», — пишет К. А. Абульханова-Славская. При этом активность определяется ею как «способ самовыражения и самоосуществления личности, при котором обеспечивается и сохраняется ее субъективность» [1,c. 14].

В современных условиях возрастают требования к каждому человеку как специалисту в определенном виде деятельности. Успешность во многом зависит от наличия у студентов способностей и склонностей к этому роду деятельности, от его профессиональной направленности. Профессиональная направленность понимается как избирательное положительное отношение к профессии (А. В. Кирьякова, Г. А. Мелекесов, В. А. Сластенин) и представляет собой интегральное динамическое свойство личности, которое выражает доминирующие осознаваемые и неосознаваемые отношения к любой профессии (в том числе и технической), предопределяющие и подготовку к предстоящей деятельности, и успешность ее осуществления [7].

Аксиологический подход выступает своеобразным «мостом» между теорией и практикой в процессе формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в лесной отрасли Направленность личности в профессиональной подготовке будущих специалистов лесного хозяйства связана с исследовательской, проектной деятельностью, проявляется в интересах, установке, мотивации, потребностях, ценностных ориентациях. Ценностное отношение к профессии будущего специалиста лесного и лесопаркового хозяйства рассматривается как результат осмысления полученных знаний, умений, отношений.

Литература:

  1. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избранные психологические труды / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. — 224с
  2. Борытко, Н. М. Педагогика [Текст] ∕ Н. М. Борытко, И. А. Словцова, А. М. Байбаков.-2-е изд.- М.:Академия,2009.-496с
  3. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л.С
  4. Ведерникова, Л. В. Теория и практика становления и развития исследовательской компетентности педагогов [Текст]: моногр. ∕ Ведерникова Людмила Васильевна, Рындина Юлия Валерьевна. — Ишим: ИГПИ им. П. П. Ершова, 2012. — 128 с.
  5. Глебова, Л. С. Педагогический энциклопедический словарь / Л. С. Глебова, О. Д. Грекулова. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 527 с.
  6. Дереч И. И Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе: автореф. канд. пед. наук.- Тюмень, 2005. -26с.
  7. Кирьякова, А. В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике: монография / А. В. Кирьякова [и др.]. — М.: Дом педагогики. ИПК ГОУ ОГУ, 2008. — 578 с. — ISBN 978–5-7410–0706–8.
  8. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Академия, 2003. — 176 с.
  9. Липский, И. А. Основные парадигмы воспитания Текст. / И. А. Липский // Педагогическое образование и наука. 2009. —№ 5. — С. 4–10.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle