Библиографическое описание:

Бахарева Г. Н. Когнитивно-поведенческий подход в реализации коррекционно-развивающей программы «Прыжок в другое Я» по развитию социальной компетентности у школьников с легкой умственной отсталостью [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 111-113.



В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью, одним из требований к выпускникам является возможность их успешной социализации и интеграции в систему социальных отношений.

С этой целью актуальным считаем выявление и коррекцию недостатков развития навыков конструктивного взаимодействия умственно отсталых школьников с окружающими людьми.

По итогам психологического исследования среди учащихся с легкой умственной отсталостью в КГКОУ Школа 3 г. Комсомольска-на-Амуре, проводимого с помощью цветового теста Люшера (профессионального инструментария «ИМАТОН»), Шкалы социальной компетентности А. М. Прихожан, Карты наблюдений Стотта были выделены особенности развития личностной, поведенческой и коммуникативной сферы данной категории учащихся:

 внутренний дискомфорт, эмоциональная неустойчивость;

 склонность к фрустрациям, увеличивающие ведомость в общении со сверстниками, неумение проявить лидерские качества;

 проявления агрессии в контактах с окружающими;

 трудности анализа ситуации, недопонимания причинно-следственных связей в коммуникативной деятельности;

 наличие слабо развитой регуляции в общении, высокого уровня развития конфликтности;

 трудности в выражении собственного мнения, своей позиции;

 стереотипное использование речевых и поведенческих штампов;

 недоразвитие самооценки и самоконтроля и проявление аффективных и неадекватных реакций на оценку результатов своей деятельности.

Все это в дальнейшем может оказать отрицательное влияние на развитие социальной компетентности у школьников с легкой умственной отсталостью.

Для преодоления перечисленных трудностей в школе проводится коррекционно-развивающая работа с учащимися 5–9 классов по авторской программе поведенческого тренинга «Прыжок в другое Я», направленной на трансформацию неконструктивных форм поведения подростков в конструктивные.

Методология поведенческого тренинга базируется на когнитивно-поведенческом (А. Бандура, А. Бек) подходе, позволяющем формировать осознанное отношение к взаимодействию подростков с другими людьми, отрабатывать поведенческие и коммуникативные навыки. Когнитивный компонент используется для переосмысления дезадаптивных мыслей и изменения негативных установок. Поведенческий тренинг строится с учетом возрастных особенностей (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), фундаментального положения о законах развития ребенка с отклонениями в развитии (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн), базовых потребностей (В. Сухомлинский, Ш. Амонашвили) подростка, технологий тренинговой работы (Фопель К., Лидерс А. Г.).

Когнитивно-поведенческий подход ориентирован на психологическую подготовку подростков к различным непредвиденным обстоятельствам, возможность освоить новые образцы поведения, преодолеть трудности в выражении собственного мнения, снизить уровень негативных реакций на оценку своей деятельности.

Психолого-педагогическая программа поведенческого тренинга «Прыжок в другое Я» учитывает индивидуальные особенности формирования социальной компетентности умственно отсталых подростков и динамики их продвижения в социальном развитии.

Преимущество групповой работы состоит в возможности тренировать независимое поведение в безопасной ситуации, получить обратную связь и поддержку других участников.

Тематическая насыщенность программы тренинга позволяет разнопланово нарабатывать способы выражения негативных состояний и чувств, развивать контроль над деструктивными эмоциями, проявлениями агрессивности, модифицировать и заменять дезадаптированные формы поведения на адаптированные модели и закреплять положительные поведенческие реакции.

В процессе занятий учащимся демонстрируются адекватные формы поведения в ситуации социального взаимодействия («Я поступлю так…), транслируются позитивные психологические установки («У меня все получится»), отрабатываются алгоритмы поведения («Формулы поведения»), направленные на развитие основ социальных ценностей.

Многообразие техник способствует варьированию в выборе способов социального поведения и изменению негативных эмоциональных состояний.

Особое внимание в поведенческом тренинге уделяется учащимся с крайне низким уровнем развития всех компонентов социальной компетентности, проявляющим:

 равнодушие к социальным проблемам,

 неспособность к сопереживанию сверстнику,

 проблемные формы поведения (агрессивность, конфликтность, обидчивость и др.)

Тематическое планирование занятий

Подготовительный этап. Диагностика эмоциональных состояний с помощью цветового теста Люшера (профессиональный психологический инструментарий «ИМАТОН»), Шкалы социальной компетентности А. М. Прихожан, Карты наблюдений Стотта.

Основной этап.

  1. Я — это интересно! Цель: установление контактов между участниками. Создание атмосферы доверия и безопасности. Принятие правил. — 1 занятие
  2. Владей эмоциями! Цель: Осознание собственных эмоций и эмоций другого человека. Коррекция и развитие адекватного выражения эмоций. — 1 занятие.
  3. Уверенное поведение. Цель: Приобретение способности действовать уверенно, ослабление ведомости в общении со сверстниками. Развития навыков отстаивать собственное мнение, свою позицию. — 2 занятия.
  4. Я вне агрессии. Цель: Коррекция негативные сторон поведения. Снятие конфликтности. Трансформация использования речевых и поведенческих штампов. — 2 занятия.
  5. Научись разрешать конфликты. Цель: Коррекция и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Решение конфликтных ситуаций вербальными средствами. — 2 занятия.
  6. Научись действовать в команде. Цель: Развитие способности взаимодействовать с другими людьми и получать от этого удовольствие. — 1 занятие
  7. Принимай решения! Цель: Отработка навыка самостоятельного принятия решения. Коррекция и развитие личностного качества — целеустремлённость, настойчивость. — 2 занятия.
  8. Прыжок в другое Я. Цель: Развитие самооценки и самоконтроля и коррекция поведенческих реакций на оценку результатов своей деятельности. — 1 занятие
  9. Незнакомый Я. Цель: Формирование интереса к себе как к личности — 2 занятия.

Итоговый этап. Повторная диагностика эмоциональных состояний, личностных качеств с помощью цветового теста Люшера (профессиональный психологический инструментарий «ИМАТОН»), Шкалы социальной компетентности А. М. Прихожан, Карты наблюдений Стотта.

Оптимальное число участников тренинга — от 7 до 12 человек.

В процессе поведенческого тренинга выяснилось, что учащиеся с легкой степенью умственной отсталости с помощью оригинальных приемов терапевтического, исправляющего и развивающего воздействия при выполнении действий по алгоритму способны усилить самоконтроль («Стоп кадр»), стремление к общению («Диалог») и повысить уровень формирования личностного потенциала («Я — это интересно!»).

Опираясь на достигнутый уровень социально-личностного развития, педагог-психолог поощряет усилия учащихся в реализации новых образцов поведения. Для выражения своего мнения подростки используют технику «Я-сообщение»: начинают свое заявление с местоимения «Я». Далее говорят о своих чувствах — «Я сердит», «Мне больно». Затем объясняют причину переживаемых чувств: «Я сердит из-за того, что меня обидел одноклассник».

В ролевых играх отрабатываются техники позитивного общения и поведения.

Ролевая игра используется как путь к получению конструктивного опыта поведения и новых речевых оборотов в конфликтных ситуациях. Регулярно тренируемый навык проявления доброжелательности в общении снижает внутренний дискомфорт и закрепляет новые формы поведения.

После каждой ролевой игры учащиеся совместно с педагогом-психологом анализируют ситуацию, выстраивают причинно-следственные связи и отмечают результат взаимодействия к коммуникативной ситуации. Педагог-психолог поощряет учащихся, указывает на позитивные аспекты их поведения и области улучшения, стараясь при этом выделить позитивные преобразования в поведении подростков над негативными.

В условиях группового тренинга школьники осознают, что и другие подростки испытывают подобные чувства и эмоции. Это обстоятельство способствует динамичному формированию навыков социальной перцепции:

 оценке своего состояния («Мое настроение»);

 пониманию сверстника («Мой друг сердит, когда…»);

 его эмоциональных состояний («Угадай эмоцию»);

 активизации эмпатийных переживаний («Я тебя понимаю»).

Количественно отработанные в тренинге конструктивные поведенческие реакции школьников обеспечивают переход к качественно новым формам поведения. Осознание эмоциональных состояний, проговаривание правил поведения приводит подростков к позитивному самопринятию и формированию положительного образа «Я». Естественно, новые стереотипы поведения закрепляются в переносе полученных навыков в реальную жизнь и оцениваются результаты развития социальной компетентности подростков.

В итоге коррекционно-развивающей работы, направленной на поддержку процесса социализации детей и подростков с легкой умственной отсталостью значительно расширился репертуар средств и способов реагирования в новых ситуациях, частично компенсировался коммуникативный опыт, обогатился активный словарный запас.

Положительные результаты итоговой диагностики доказывают эффективность использования метода поведенческой тренинга в коррекции личностных, поведенческих, коммуникативных нарушений и развитие социальной компетентности школьников с умственной отсталостью.

Метод когнитивно-поведенческой терапии, реализуемый в коррекционно-развивающей программе «Прыжок в другое Я», оказывает положительное системное воздействие на развитие социальной компетенции у подростков с умственной отсталостью, позволяя вовлекать их в новую ситуацию и предлагая доступные средства для освоения и реализации способов взаимодействия с окружающими людьми.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle