Библиографическое описание:

Дрегалкина А. А. Роль самостоятельной работы студента в подготовке врача-стоматолога [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 163-166.



Возрастающая конкуренция на рынке труда требует формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. Выполнение функциональных обязанностей на работе требует от специалистов наличие у них самостоятельного, аналитического мышления, гибкого реагирования на меняющиеся условия социальной среды [14]. В решении данной проблемы важную роль отводят активной самостоятельной работе будущего специалиста [7].

В настоящее время вопросы организации самостоятельной работы студентов (СРС) являются одними из наиболее активно обсуждаемых преподавателями высшей школы. Это объясняется значительным увеличением доли СРС в вузах России [5]. В ФГОС третьего поколения значительно увеличены нормативы времени на СРС, что предполагает индивидуализацию учебного процесса [10, 16, 17].

Современная система высшего медицинского образования призвана готовить специалистов с высоким уровнем теоретической подготовки по специальности, способных быстро и эффективно реагировать на современные достижения медицинской науки, владеющих клиническим мышлением, готовых внедрять новые технологии в практическое здравоохранение [17].

В трактовке понятия «самостоятельная работа студента» до сих пор не выработано единого подхода. Рядом исследователей под СРС понимается активная творческая работа, в основе которой лежат его умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, самому видеть проблемы, ставить новые задачи и находить подходы к их решению [1, 2, 6, 15].

По мнению Л. Н. Разумовой, СРС — это организованная система обучения под руководством преподавателя [12]. П. И. Пидкасистый считает, что в организационном и содержательном плане СРС — это разнообразные типы учебных, производственных и исследовательских заданий, выполняемых под руководством преподавателя с целью усвоения различных знаний, приобретения умений и навыков, опыта творческой деятельности и выработки систем поведения [11]. Следовательно, СРС можно рассматривать как средство организации познавательной деятельности, непосредственно связанной с ее содержанием [7].

По мнению В. И. Загвязинского, трактовка сущности СРС, ее целей зависит от общей концепции учебного процесса [4]. Данный подход требует от преподавателя высшей школы переосмысления своего отношения к организации СРС [3].

При изучении любой клинической дисциплины СРС представляет собой единство трех взаимосвязанных форм: аудиторная СРС, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя; внеаудиторная СРС; творческая, в т. ч. научно-исследовательская работа [13].

Аудиторная самостоятельная работа.СРС в учебное время включает работу на лекциях и практических занятиях, которую можно проводить в различных формах: «мозговой атаки», дискуссий, обсуждения конкретных ситуаций и т. д. Преподаватель ставит проблемные задачи перед студентом, определяет конкретные клинические ситуации, контролирует и направляет самостоятельное решение [8, 9].

Другой формой СРС являются клинические ситуационные задачи. Умение добиваться положительного результата в решении ситуационных задач позволяет оценить уровень «знаний» и «умений» студента на данном этапе обучения.

Особое значение в подготовке врача-стоматолога имеет выработка практических навыков, которая занимает большую часть практических занятий. Внедрение в процесс обучения современной техники для фантомного и симуляционного обучения позволяет сформировать и повысить уровень умений студентов, увеличить их заинтересованность в практической деятельности, снизить страх перед приемом пациентов и значительно поднять уровень профессиональной подготовки специалистов с целью улучшения оказания стоматологической помощи [10].

Особый интерес представляет внеаудиторная СРС, которая позволяет студенту корректировать ранее полученные знания. Внеаудиторное приобретение знаний может быть получено различными способами [10, 17].

В современном образовательном процессе большое значение имеет и самостоятельная работа в Интернете. Новые информационные технологии могут использоваться для поиска информации в сети, организации диалога в сети, использование электронной почты, синхронных и отсроченных телеконференций, создания тематических web-страниц.

Одним из современных методов обучения, при организации СРС, является метод портфолио, который позволяет развивать у студентов способности к самостоятельному активному поиску теоретической и практической информации, определять проблемы и пути их рационального решения, развивать способности критического анализа полученных знаний. Портфолио представляет собой набор работ, публикаций и различных материалов студента, который связывается при изучении дисциплины в целостную картину. Данный вид работы требует от студентов большего времени на самоподготовку, но в конечном итоге экономит время при подготовке к экзаменам [10, 17].

Для анализа использования форм и методов СРС было проведено анкетирование 9 преподавателей кафедры, среди них 5 (55,6 %) мужчин и 4 (44,4 %) женщины. Возраст респондентов варьировал от 26 до 62 лет, педагогический стаж составлял от 1 года до 35 лет.

Большинство респондентов (55,6 %) относят СРС к основному методу освоения дисциплины, по 2 (22,2 %) респондента отнесли СРС к дополнительным методам и назвали СРС необязательной частью освоения дисциплины. По данным анкетирования методы СРС используют постоянно и иногда по 4 (44,4 %) респондента и 1 (11,1 %) чел. никогда не использует методы СРС.

Их аудиторных форм СРС наиболее часто используются решения ситуационных задач (100 %) и 6 (66,7 %) респондентов используют отработку практических навыков на фантомах и биомоделях.

Наиболее часто используемой формой внеаудиторной СРС на кафедре является выполнение УИРС. Реферирование и конспектирование как метод СРС постоянно используют 3 (33,3 %) и 2 (22,2 %) преподавателя соответственно. Один (11,1 %) респондент отметил, что использует СРС как составление ситуационных задач.

Вариантом СРС в интернете является, в большинстве случаев, поиск информации в сети. Только 3 (33,3 %) респондента отметили, что используют также организацию диалога в сети.

Метод портфолио никогда не использовался в педагогической практике большинством сотрудников (55,6 %), трое (33,3 %) используют его иногда и один (11,1 %) респондент очень редко. Большинство преподавателей (66,7 %) считают, что СРС значительно повышает эффективность обучения, и 3 (33,3 %) респондента отмечают, что использование методов СРС повышает эффективность обучения незначительно.

Таким образом, анализ результатов анкетирования показал, что большинство преподавателей кафедры правильно оценивает значимость СРС, считая ее одним из основных форм обучения. До данным анкетирования, преподаватели кафедры постоянно используют аудиторную и внеаудиторную формы СРС. Однако в преподавании недостаточно широко используется все разнообразие методов и форм СРС. Так из аудиторных вариантов СРС не используются ролевые игры, при этом именно этот метод СРС наиболее интересен студентам. Кроме того, ролевая игра включает в работу несколько человек или всю группу обучающихся.

Отработка практических навыков на фантомах и биомоделях используются иногда. Однако, учитывая особенности будущей специальности студентов-стоматологов, этот метод СРС должен быть использован на каждом практическом занятии любой дисциплины, изучаемой на кафедре.

Внеаудиторные формы СРС на кафедре также используются недостаточно широко. Наряду с конспектированием и реферированием, рекомендуется при самостоятельном изучении специальной литературы использовать также аннотирование статей, монографий и т. д. Этот метод позволяет не только оценить качество изучения материала студентом, но и тренирует умение кратко формулировать полученную информацию.

Необходимо более широко использовать инновационные методы СРС с использованием интернета, особенно интерактивные, диалоговые формы (создание web-страниц, проведение вебинаров и др.).

Практически не используется на кафедре портфолио студентов. Применение данной формы может значительно разнообразить СРС. Тематические, цикловые, семестровые, дисциплинарные портфолио позволяют преподавателю подвести итог СРС за определенный период или по определенной тематики, что повышает объективность оценивания знаний и умений в целом. Студент, создавая портфолио, обучается оценить собственную работу, продемонстрировать полученные знания и достижения. Умение «показать себя» имеет огромное значение в условиях современного рынка труда.

Подводя итог, необходимо отметить огромную роль СРС. Наша цель не только и не столько обучить профессии будущего специалиста, это и невозможно за период обучения в ВУЗе. Наша цель — сформировать профессиональные компетенции студента, выработать у него мотивацию к желанию постоянно получать новые знания, совершенствовать умения, именно это будет необходимо в течение всей профессиональной жизни.

Литература:

  1. Алханов А. Ф. Самостоятельная работа студентов//Высшее образование в России. 2005. — № 11. — С.86–89.
  2. Волчанский М. Е. Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе: методические рекомендации для преподавателей и студентов очной и заочной форм обучения. Волгоград, 2004. — 10 с.
  3. Гетман Н. А. Организация самостоятельной работы студентов в образовательной среде медицинского ВУЗа//Педагогическое образование в России. 2014. — № 3. С.16–22.
  4. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. М.: Академия, 2001. — 192 с.
  5. Иванова М. А. СРС: всегда ли она действительно самостоятельна?//Высшее образование в России. 2010. — № 6. — С. 159 -163.
  6. Ковалевский И. В. Организация самостоятельной работы студентов// Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С.114–115.
  7. Коновалова С. В. Самостоятельная работа студентов медицинского вуза// Высшее образование в России. 2010. — № 6. — С.156–159.
  8. Кругликов В. Н. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности. СПб., 2006. — 190 с.
  9. Наумов Л. Б. Учебные игры в медицине. Ташкент: Медицина, 1986. — 320 с.
  10. Петрова Т. Г., Абрамкина Э. С., Кожевникова В. Ф., Попова Л. Г., ВанюнинаВ. В. Организация самостоятельной работы студентов на кафедре терапевтической стоматологии //Медицина и образование в Сибири. 2012. — № 6. — C. 56–59.
  11. Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 112 с.
  12. Плотникова О. С. Самостоятельная работа студента: деятельный аспект// Высшее образование в России. 2005. — № 1. — С.178–179.
  13. Покушалова Л. В. Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза//Молодой ученый. 2011. — № 4. Т.2. — С.115–117.
  14. Поликарпова М. Ж. Самостоятельная деятельность студентов как условие формирования их готовности к будущей профессиональной деятельности// Молодой ученый. 2015. — № 22. — С.856–859.
  15. Разумова Л. Н. Активизация самостоятельной работы студентов вузов в процессе профессиональной подготовки. Челябинск: УВВАКИУ, 2008. 158 с.
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 060201 «Стоматология». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 марта 2011 г. N 20358.
  17. Ходжаян А. Б. Особенности организации эффективной самостоятельной деятельности студентов в медицинском ВУЗе//Фундаментальные исследования. 2011. № 11. — С.149–153.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle