Библиографическое описание:

Юрченко Л. Ю. Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 66-67.



Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом. Знания в нашей жизни являются непостоянной переменной, они быстро становятся неактуальными и обновляются, увеличиваясь в объёме. Поэтому перед сегодняшними дошкольниками, а завтра перед сформированными членами нашего общества, растут требования к таким качествам как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. Другими словами — это качества, которые основываются на базе детского творчества.

Воспитание творческой личности — это одна из основных задач педагогической теории и практики в настоящее время. В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Федеральный государственный стандарт нацелен на главный результат — социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха [6].

Педагоги и психологи акцентируют внимание на неординарность изобразительной творческой деятельности детей дошкольного возраста. Они так же сообщают, что в совокупности оптимальных условий организационной системы и квалифицированного обучения определяется интерес к изобразительной творческой деятельности, вследствие которой в дальнейшем основывается художественный вкус человека.

Обучить дошкольника сознательно применять разные примитивные основы изобразительной науки, употреблять их выражения в своих представлениях окружающего мира, передавать настроение в своем изображении, состояние и характер рисунка, показывать свое отношение к нему — это одна из многих задач развития творческих способностей. Только вопрос состоит в том, как выявить и развить творческие способности ребенка. Во-первых, требуется уделять достаточное внимание поиску и формированию условий для развития богатой духовно и мыслящей творчески личности. Во-вторых, развитию и выявлению этих способностей у каждого, с учетом его наклонностей, интересов и тяготений.

Одним из способов построения воспитательного процесса и разностороннего развития личности является формирование условий для самостоятельной изобразительной деятельности в детском саду. Самостоятельная изобразительная деятельность дает возможность реализовать себя, использовать и развивать свои творческие способности. Мы считаем, что многие педагоги-художники оказывают давление на создание детьми их творческих замыслов. Эксклюзивность (содержание, своеобразие) изобразительных решений детей часто недооценивается. На первое место выдвигают живописные моменты. Художественная ориентация педагога нередко мешает детскому творчеству и ограничивает его в непосредственности и искренности.

Доминирующий в настоящее время, личностно-ориентированный подход, в современной отечественной педагогике и психологии актуализировал две взаимозависимых проблемы, активно изучаемые и обсуждаемые в данное время в изобразительной дидактике: это развитие художественных, творческих способностей и индивидуализация обучения. Новаторские изыскания, проистекающие сегодня в психолого-педагогической науке и практике, учитываются в разработках программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Анализы, опубликованных на данный момент, программ дает возможность отобрать в области изобразительной деятельности и ее методике образовавшуюся общую тенденцию: поиск новых подходов и наиболее мягкое и осторожное внедрение прямых методов обучения.

Мы считаем, что изобразительной деятельности на занятиях можно противопоставить самостоятельную изобразительную деятельность. Она возникает как игра — по инициативе самого ребенка и осуществляется, в большей степени, в свободное от занятий время. В данном виде деятельности ребенок свободен в выборе материала и продолжительности работы. Его проявление себя идентифицируется как субъект деятельности: самостоятельная постановка и средства достижения целей. Тем не менее, уровень самостоятельной изобразительной деятельности у детей различен. Корень проблемы в овладении деятельностью и субъективных условиях, в которых протекает развитие (отношения с взрослыми, качество получаемого обучения) и связанных с ними объективных возрастных психофизических возможностей.

Для того чтобы у ребенка старшего дошкольного возраста по собственному желанию и художественным пристрастиям имел место выбор из различных вариаций художественной деятельности, проявление творческого подхода к осуществлениям личного замысла, требуется наличие основательных знаний, сформированных определенных навыков и умений. Нужен базис или другими словами — фундамент, для предстоящей самостоятельной деятельности. К шести годам ребенок должен иметь четкое представление об определенных материалах для изобразительной деятельности, их отличительных особенностях и способах создания изображения. Владеть базовыми представлениями о цветоведении, основах пространственной перспективы и композиции; о специфике организации рабочего места. Так же ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь описать последовательность изображения, присваивать объектам характерные признаки; грамотно совмещать художественные способы для выражения замысла изображения.

Мы еще раз подчеркиваем, что ребенок, как личность, правильно развивается в условиях самостоятельной творческой практики. При создании подходящих условий, формируется довольно высокий уровень самостоятельной изобразительной деятельности. Формирование впечатлений от окружающей его действительности, является залогом правильной самостоятельной изобразительной деятельности. Вследствие этого он может вносить в изображение элементы творчества; осуществлять собственный замысел; выполнять коллективную работу; использовать на организованных занятиях, знания и умения, приобретённые в процессе познавательно-практической и предыдущей самостоятельной изобразительной деятельности. При анализе природы самостоятельной изобразительной деятельности, формируется информация, которая помогает педагогу в определении характера познавательной деятельности ребенка на занятии. Индивидуальный опыт ребенка, проявляемый в самостоятельной деятельности, может позволить построить изобразительную деятельность на занятии на репродуктивно-вариативном и творческом уровне. Помогая педагогу опустить этап сообщения детям готовых способов деятельности и знаний. И напротив, может обнаружиться, что в самостоятельной деятельности ребенок чувствует полную беспомощность в изображении явлений. В данном аспекте эта проблема является основой постановки должных учебных задач в дидактике.

Литература:

  1. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 208 с.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. (М. Просвещение.1991. — 93 с.
  3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность / Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина // Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьякова. — Москва, 1969. − С. 90–124.
  4. Комарова Т. С. Развитие изобразительного творчества в дошкольном возрасте / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. — 1983. — С. 34–37.
  5. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: для специальности «Педагогика и психология (дошкольная)»: программы высших педагогических учебных заведений / Е. К. Брыкина, Г. Г. Григорьева, О. О. Дронова, Р. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Л. В. Компанцева, Р. А. Мирошкина. — Москва: МГОПУ, 1997. — 98 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2013.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle