Библиографическое описание:

Булавко О. В., Иваницкая М. В., Мурий Н. П. Инклюзивное образование в условиях современной образовательной организации СПО [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 123-125.



Законодательство Российской Федерации в области образования согласно международным нормам предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в образовании обучающихся с особыми образовательными потребностями:

 дифференцированное обучение с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях;

 интегрированное обучение в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;

 инклюзивное обучение, когда обучающиеся с особыми образовательными потребностями обучаются в аудитории вместе с обычными студентами.

На сегодняшний день система образования для обучающихся с особыми образовательными потребностями находится на пороге неизбежных изменений.

Основная задача сформулирована Д. А. Медведевым, премьер-министром: «Мы просто обязаны, создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы ребята могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных учреждениях и не чувствовали себя изолированными от общества».

Сегодня инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Последние ФГОС СПО особое внимание уделяет вопросу инклюзивного образования.

Инклюзивное образование — процесс обучения и воспитания с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях. Основа инклюзивного образования — идеология, которая исключает любую дискриминацию.

Цель инклюзивного образования — поддержать образование для всех слоев населения, уделяя особое внимание снятию препятствий для участия в обучении малоимущих, студентов-инвалидов и обучающихся, не посещающих образовательные учреждения.

Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех обучающихся в общеобразовательную систему и обеспечить их равноправие.

Инклюзивное образование стремится развивать методологию, направленную на студентов и признающую, что все обучающиеся — индивидуумы с различными задатками и потребностями в обучении. Инклюзивное образование разрабатывает подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все обучающиеся (не только студенты с особыми потребностями).

Основные принципы инклюзивного образования:

 добровольность участия инвалидов, лиц с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей);

 обеспечение условий обучающимся инвалидам, с ОВЗ для получения ими профессионального образования, социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

 создание адаптированной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение обучающихся инвалидов, с ОВЗ в образовательный процесс, их личностную самореализацию;

 создание материально-технической базы для беспрепятственного доступа обучающихся инвалидов, с ОВЗ к получению ими профессионального образования;

 подготовленность педагогических кадров к работе с обучающимися инвалидами, с ОВЗ в рамках инклюзивного образования;

 информационно открытое пространство [3].

Основные ценности инклюзивного образования можно найти во всех культурах, философских системах и религиях, они отражены в большинстве основных статей международных документов о правах человека.

К таким ценностям относят:

 взаимное уважение;

 толерантность;

 осознание себя частью общества;

 предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;

 взаимопомощь;

 возможность учиться друг у друга;

 возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

Наша образовательная система, как, впрочем, и общество в целом, зачастую оказывается неготовой к работе с людьми с ограниченными возможностями. Естественно, здесь требуются особые условия организации учебного процесса, а также соответствующие специалисты. Но в условиях постоянного обновления современного образования это достаточно сложно и затратно.

Как образовательной организации обеспечить реализацию инклюзивного образования при минимуме ресурсов и базовом педагогическом коллективе сотрудников?

Первое — привлечь к данной работе людей неравнодушных, являющихся носителями гуманистических ценностей и идеалов, профессионалов, энтузиастов своего дела, которые смогут способствовать адаптации и учебе обучающихся с ограниченными возможностями. Они должны не только применять все возможности педагогической этики, но и уметь решать и разрешать нетривиальные педагогические ситуации.

Второе — организовать учебный процесс, включая и материально-техническую составляющую, так, чтобы данная категория обучающихся чувствовала себя комфортно, но в тоже время по возможностям не отделять их от остального коллектива.

Третье — соблюдать базовые принципы инклюзивного образования:

 ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

 каждый индивид способен чувствовать и думать.

 каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

 все люди нуждаются друг в друге.

 истинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

 все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

 все обучающиеся могут скорее достигнуть прогресса в том, что они могут делать, а не в том, что они не могут.

 разнообразие усиливает все стороны жизни человека. [1]

В нашей образовательной организации немало обучающихся с ограниченными возможностями. Естественно, в связи с этим возникает ряд трудностей. Но ориентируясь на указанные принципы, нам удалось организовать учебный процесс и создать условия, способствующие социализации этих ребят. Различные проблемы, разный уровень подготовки, поэтому необходим индивидуально-личностный подход для наиболее успешного формирования основных и профессиональных компетенций.

Одной из самых актуальных проблем современной российской системы образования является организация профессиональной подготовки и трудоустройства для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создания образовательного пространства, соответствующего различным потребностям. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах.

В СПО получают профессиональное образование некоторое число молодых людей, имеющих различные виды инвалидности. Обучение имеет инклюзивный характер — студенты занимаются вместе со здоровыми однокурсниками.

Инклюзивное образование в процессе своего внедрения сталкивается проблемами: материальная подготовленность среды обучения (наличие пандусов, переоборудование мест общего пользования) и обеспечение необходимыми специальными средствами обучения, но и с неготовностью преподавателей и студентов принять интеграцию. Инклюзивная форма обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья предполагает создание в коллективе учебного заведения атмосферы толерантности и пропаганду равного права на обучение всех студентов. Развитие толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья является актуальной потребностью современного общества и является одной из составляющих их успешной интеграции [1].

Институт кураторства, как часть воспитательной системы, играет большую роль в формировании толерантности, так как именно процесс воспитания способствует развитию ценностных ориентаций и установок, терпимости к особенностям людей.

Одной из основных задач куратора является изменение отношения к студентам с ограниченными возможностями здоровья и принятие их всеми студентами, формирование позитивного отношения к проблемам лиц с ограниченными возможностями в коллективе, а также достижение высокого уровня социальной активности студентов с особыми потребностями. Это достигается благодаря организации совместной деятельности со здоровыми однокурсниками, использованием тренингов, ролевых и деловых игр. Включение студентов с ограниченными возможностями здоровья во внеучебные мероприятия помогает их успешной интеграции и самореализации, создает основу для дальнейшего общения между студентами. [2].

Активное участие в общественной жизни способствует накоплению положительного опыта общения со сверстниками и создает фундамент для дальнейшей успешной трудовой деятельности в коллективе. Кураторы оказывают помощь в составлении индивидуального распорядка дня, в правильной организации рабочего места и учебного процесса.

Совместно с психолого-педагогической службой изучаются особенности адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья, уровень социально-психологической комфортности всех субъектов образовательной среды, включенных в инклюзию.

Другим важным направлением деятельности куратора в процессе профессионального образования студентов с ограничениями здоровья является взаимодействие с преподавателями дисциплин, контроль посещения учебных занятий, текущих и итоговых аттестаций. При этом необходимо учитывать состояние здоровья студента, осложняющее обучение в обычном режиме. Результатом должен стать подбор оптимальных технологий обучения, с составлением, при необходимости, индивидуальных графиков или с использованием дистанционных методов.

Кураторство следует рассматривать как незаменимую и эффективную систему, которая учитывая особенности здоровья студентов и используя взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и партнерстве, играет важную роль в успешной инклюзии студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, цель современной образовательной организации — помочь каждому обучающемуся, способствовать его социализации.

Литература:

  1. Гладилина Л. С.Влияние социальной дистанции между здоровыми студентами и лицами с ОВЗ на степень толерантности в социуме// Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2014.
  2. Коновалова О. Ю.Развитие толерантности как социально-педагогическая проблема// Инклюзивное образование: методология, практика, технология. — 2011. Материалы международной научно-практической конференции 20–22 июня 2011: под ред. С. В. Алехиной. — М.: МГППУ, 2011.
  3. Электронный журнал об образовании «Аккредитация в образовании».//http:www.akvobr.ru/problemy _inkluzivnogo _obrazovania.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle