Библиографическое описание:

Федотова Е. Г. Использование информационно-коммуникационных технологий как средства повышения интереса учащихся к предмету «химия» [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 103-106.



Процесс вхождения школы в мировое образовательное пространство привел к серьёзной переориентации компьютерно-информационной составляющей. Лавинообразный рост объёмов информации, принял характер информационного взрыва во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании.

Наиболее доступной формой автоматизации обучения являются информационно-коммуникационные технологии. В Законе Российской Федерации «Об образовании» информатизация образования определена как одно из основных направлений государственной образовательной политики. В настоящее время разработаны концепции и программы информатизации образования, реализуется большое число программ и проектов, методических рекомендаций в этой области. Но проблемадля учителязаключается в освоении более эффективных методов использования электронных ресурсов на уроках химии и включение их в различные этапы урока.

Одним из важнейших способов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих школьнику успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.

Ещё на рубеже XIX века, известный методист С. И. Шохор-Троцкий писал, что для “… обогащения интеллекта учащихся … знаниями необходимо, чтобы учащийся испытывал живые эмоции интереса и удовольствия как по поводу удовлетворения этого интереса, так и по поводу движения работы вперёд и преодолевания её трудностей.”

Один из важнейших видов интересов можно рассматривать познавательный интерес.

Познавательный интерес — избирательная направленность личности на предметы и явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.

По статистике более 80 % российских школьников не успешны в изучении химии. И так как интерес является основной движущей силой обучения, возникают, вопросы: «Как повысить интерес учащихся к предмету?», «Какие необходимы условия стимулирующие развитие познавательного интереса школьников к предмету химии?»

Изучив педагогическую литературу, я пришла к выводу, что существуют

Существует три группы условий, стимулирующие развитие познавательных интересов:

Первая– к ней относится новизна содержания, обновление уже усвоенных фактов, исторический подход к сообщаемому материалу.

Вторая– различные формы самостоятельной работы, проблемное обучение, исследовательский подход к изучаемому материалу, творческие работы.

Третья — относят способности учащихся, увлеченность преподавания самого учителя, его готовность прийти на помощь ученикам, вера в их силы и возможности.

Действие практически всех этих условий в значительной степени зависит от учителя, его знаний, умений и мастерства. Учитель не определяет содержание химического образования, но он может обогатить его, за счет использования ИКТ. Активное внедрение информационных технологий в учебный процесс приумножает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио и видео поддержку и контроль, что в целом способствует повышению уровня преподавания.

Традиционно важными на этапе педагогической реализации остаются оценка текущих результатов и коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей.

Целью химического образования является усвоение учащимися основ химической науки и овладение методами познания окружающего мира. Химическое образование направлено на развитие интеллекта учащихся, логического, образного, теоретического и других форм мышления. Активность мыслительных процессов напрямую связана с интересом к предмету. Именно ИКТ заставляют современного школьника удивляться, поражают его воображение.

Одним из средств повышения эффективности обучения, и повышения интереса учащихся к предмету химии является использование мультимедиа.

«Мультимедиа»компьютерная технология, использующая для представления информации не только текст, но и графику, цвет, звук, анимацию, видеоизображения в любых сочетаниях.

Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

На своих уроках довольно часто применяю презентации, что, по моему мнению, позволяет упорядочить наглядный материал. Можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки.

Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л. С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика».

Незаменимым приложением, которое используется мной на уроках химии, является Microsoft Word. Весьма простым и даже увлекательным делом становится создание контролирующего материала. Пример карточки индивидуального задания при помощи которых учащиеся отрабатывают не только навыки составления химических формул, но и навыки работы в Word.

Рис. 1.

Другое используемое приложение Microsoft Office которое используется мной на уроках химии– электронные таблицы Microsoft Excel.

В электронной таблице можно составить индивидуальные контролирующие задания, используя логические функции электронной таблицы (например, по расчету относительной молекулярной массы веществ).

Рис. 2.

Рис. 3. Периодическая система элементов Д. И. Менделеева, которая является основой химии и используется мной на уроках

Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Формы контроля, применяемые учителями, очень разнообразны, но наиболее часто используются письменный или устный опросы. К сожалению, эти формы не лишены недостатков. В современной школе все большее значение приобретают различные формы тестов в связи с тем, что основной формой сдачи экзаменов является тестирование. Реальность требует формировать у учащихся навык работы с тестовыми заданиями в течение года. Во время таких тренировок развиваются соответствующие психотехнические навыки саморегулирования и самоконтроля. Тестирование ставит всех учащихся в равные условия, практически исключая субъективизм преподавателя. Одним из основных достоинств тестирования является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля. При тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста.

С целью обеспечения самостоятельной работы всех учащихся контрольные задания (тесты) лучше составлять в 25–30 вариантах.

Тестовые задания могут выполняться в Word, или на их основании учитель может составить тестовые задания в программах Test 2000, UTC, ADTester2.88.4, MyTestХ. Мной были созданы тесты в программе MyTestХ по всем разделам курса «Химия 8 класс», а также тесты по подготовке учащихся к ЕГЭ с подбором заданий А1-А30, прорешивая которые учащиеся отрабатывают навыки в решении заданий. Результатом использования таких тестов является успешная сдача экзамена выпускниками школы по химии в форме ЕГЭ.

Использование тестовых заданий на уроках химии является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.

Важность использования ИКТ в обучении химии не вызывает сомнений. Использование информационных технологий дает в руки учителя мощнейшие инструменты поиска и обработки информации, и это не может не отразиться на содержании образования. Использование ИКТ повышает интерес к предмету, способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала.

Конечно, ИКТ в школьную практику не решит всех проблем образования. но смогут оказать помощь учителю и ученику вписаться в модернизированный учебный процесс, повысит его эффективность, сделает его более интересным и разнообразным.

Литература:

  1. Габриелян О. С. Химия 8 класс Учебник для общеобразовательных учебных заведений.
  2. Габриелян О.С Настольная книга для учителя. Химия 8 класс. Дрофа. Москва 2002.
  3. Кулагин В. Г., Найханов В. В., Овезов Б. Б., Роберт И. В.Информационные технологии в сфере образования. 2004.
  4. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. Щукина Г. И. М., «Педагогика», 1979.
  5. Методические рекомендации «Основные пути реализации концепции модернизации образования в Сахалинской области». Составили: Кочегарова Л. В, И Евгений Борисович. Южно-Сахалинск, 2003.
  6. Информатизация образования. Роберт И. В. 2002 № 12 с. 2–6.
  7. Использование информационных технологий на уроках химии. Г. В. Щелканова. //Химия. Методика преподавания. — 2004 — №.8.
  8. Использование компьютеров в обучении химии. В. И. Махонина, Е. В. Мещерякова. // Химия. Методика преподавания. –2002 — № 6.
  9. Информатизация школьного курса. Дорофеев М. В. «Химия» Издательский дом «Первое сентября». 2002 — № 37.
  10. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов. Брыксина О. Ф. //Информатика и образование. — 2004. — № 5.
  11. http://www.curator.ru/news/ Новости образования.
  12. http:// www.5ballov.ru Методические аспекты использования тестирования для текущего контроля знаний учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle