Библиографическое описание:

Асророва М. У. Модульные технологии обучения в вузе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 154-156.



В данной статье рассматриваются вопросы апробации и внедрения в учебный процесс инновационные педагогические технологии в частности, технологии блочно-модульного обучения. Даётся разъяснение понятиям проблемного и модульного обучения, которые помогут преподавателям освоить методы и приёмы модульного обучения.

Ключевые слова: блочно-модульное обучение, проблемное обучение, учебная проблема, мыслительные способности, проблемные вопросы, деятельный модуль.

Во многих вузах сейчас применяется технология модульного обучения, повышающая эффективность процесса обучения и отвечающая всем требованиям процесса образования. Отличительные особенности модульного обучения по сравнению с другими системами обучения определяются такими общеизвестными параметрами, как его цели и содержание, формы и методы, способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студента. Характер обучения в вузе во многом зависит от тех идей, которые лежали в его основе и успешной реализации их в практике с помощью соответствующих технологий. Но модульное обучение в какой-то степени воплощает в себе все эти идеи.Применение модульной технологии позволяет развивать самостоятельность, планировать и контролировать освоение того или иного предмета и произвести самооценку. Сущность его заключается в том, что студент самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий. Ведь для сегодняшних юношей и девушек это особенно важно, ибо их ждёт не простая жизнь, где всё надо уметь делать самому. Концепция модульного обучения разработана американским исследователем Дж. Расселом, который определяет модуль как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписывающим обучающемуся действия. Обучаемый, выполняя их в индивидуальном темпе, полностью овладевает учебным материалом. Модульное обучение предполагает замену официальных учебников и жестких программ профессиональными методическими материалами, помогающими преподавателю и студенту в их совместной работе. Отличительными чертами модульного обучения являются: — четкая структуризация содержания обучения, которое представлено в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках); — вариативность обучения, адаптация процесса обучения к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся; Принципиальное отличие модульного обучения от других форм состоит в том, что материал разбивается на отдельные модули (блоки), каждый из которых является не только источником информации, но и методом для ее усвоения.

Блок — определенная часть целостной деятельности, представляющая собой совокупность функционально объединенных модулей. Модуль — это завершенная часть курса (темы, разделов), которая заканчивается контролем. Модуль может состоять из подмодулей (пакетов обучающих модулей), подмодули состоят — из более мелких единиц учебных элементов (УЭ). Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать полнота учебного материала. Это означает, что в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации; дается разъяснение к этой информации; определяются условия погружения в информацию; приводятся теоретические задания и рекомендации к ним; указаны практические задания. Исследователи в области модульной технологии так формулируют цели модульного обучения:

  1. Главная цель — достижение высокого уровня конечных результатов.
  2. Комфортный темп работы обучаемого.
  3. Определение обучаемым самим своих возможностей.
  4. Гибкое построение содержания обучения.

Таким образом, модульный подход — это, по сути, интенсивный путь решения образовательных задач.

В зависимости от объема учебного материала в модульном обучении выделяют:

– модульное занятие;

– модульные программы.

Модульное занятие имеет свои особенности. Каждое модульное занятие целесообразно начинать с процедуры мотивации — это может быть обсуждение темы занятия, использование входного теста с самопроверкой, небольшого «словарного» диктанта (проверка ключевых понятий) и т. п. Готовить модульные занятия непросто. Требуется большая предварительная работа. Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимально 7). Основными мотивами внедрения в образовательный процесс модульной технологии являются:

– гарантированность достижения результатов обучения;

– возможность работать обучающихся в группах, в парах;

– паритетное отношение преподавателя и студента;

– возможность обучения с одногруппниками;

– возможность работать в индивидуальном темпе;

– знание конечных результатов обучения;

– контроль в процессе освоения учебного материала.

Проведение занятий по данной технологии способствует приобретению обучающимися уверенности в своих возможностях, исчезновению боязни получения неудовлетворительной оценки; овладению (особенно при работе в парах или малых группах) организационными и коммуникативными навыками, постепенному вовлечению в учебную деятельность даже отстающих студентов.

При анализе работы группы на практическом занятии преподаватель проверяет контрольные задания, проводит рефлексию. Обучающиеся должны оценить свою работу на занятии, определить, что эта работа им дала. Рефлексию следует проводить в трех измерениях «дело», «Я», «мы».

1. Как я усвоил материал? («дело»)

Получил прочные знания, усвоил весь материал — 9–10 баллов. Усвоил новый материал частично — 7–8 баллов. Мало что понял. Необходимо еще поработать — 4–6 баллов.

2. Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли я своей работой? («Я»).

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой — 9–10 баллов. Допустил ошибки — 7–8 баллов.

3. Как работала группа, учебная пара? («Мы») Дружно, совместно разбирали задания — 9–10 баллов. Не все активно участвовали в обсуждении — 78 баллов Работа была вялая, неинтересная. Много ошибок — 4–6 баллов. Студенты постепенно привыкают к модульной технологии обучения и дают объективную оценку своей деятельности и деятельности своих товарищей.

Проводилось анкетирование по следующим вопросам

  1. Что дает мне модульное обучение?
  2. Отвлекаюсь ли я на занятии?
  3. Хотели бы вы работать и дальше по этой системе?

На эти вопросы обучающиеся отвечали, что занятия проходят интересно, легко работается, глубоко усваивается содержание материала. Это позволяет сделать вывод о том, что данная технология повышает уровень преподавания и уровень обученности студентов, происходит развитие их творческих способностей.

Следует сказать и о проблемах, связанных с модульной технологией: большие затраты на ксерокопирование модульных занятий, недостаточность подготовки студентов к самостоятельной работе. Структурирование учебной информации требует огромных трудозатрат, нужно пересмотреть большое количество материала, который нужно адоптировать в качестве иллюстраций в модульной технологии.

Сегодня всё чаще стало встречаться понятие блочно-модульного обучения — один из видов программированного обучения, известного уже с 1960-х годов. В настоящее время технология модульного обучения применяется в различных вариантах и исследуется с начала 1980-х годов.Блочно-модульное обучение имеет в своей первооснове несколько концепций. Блочно-модульное обучение унаследовало и основные принципы классно-урочной (традиционной) технологии обучения: принципы наглядности, последовательности, регулярности, контроля и некоторые другие, в том числе и в использовании учебной материальной базы. Разработка модульной технологии способствует искоренить некоторые существующие недостатки в обучении. В модульном обучении главным является индивидуализация обучения. С точки зрения Дж.Рассела, наличие выборочных модулей и свободный их выбор позволяет всем обучающимся хорошо изучить учебный материал и главное — в индивидуальном порядке. Важно, чтоб задания для обучающихся были сложными для их выполнения, но, вместе с тем, чтоб не было навязчивого педагогического руководства. Такой переход от традиционного к модульному и дистанционному образованию предполагает использование разных технологий обучения. И в связи с этим разработаны множество различных технологий. Одной из них является технология блочно-модульного обучения. Такое обучение разработано не только для преподавания «технических» учебных дисциплин, но и для такого гуманитарного предмета в вузе, как практический курс русского языка. Процесс обучения современного специалиста не должен заканчиваться в вузе, он должен быть непрерывным. Очень важно обучать специалистов поиску самостоятельных знаний, умению находить правильные ответы на проблемные вопросы и использовать их для получения новых знаний. Блочно-модульная технология сегодня считается оптимальной во всех планах формой преподавания сложных и трудных тем по специальности вузовского курса русского языка. Основной задачей преподавателя высшей школы является обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучения, позволяющим решить эту задачу, являются современные педагогические технологии, которые, как известно, подразделяются на проблемные, дидактивно-игровые, совместного обучения и др.видов.

  1. Проблемное обучение

Проблемное обучение возникло в результате больших изменений, которые произошли в ходе развития педагогической науки, в процессе поиска учителями путей активизации обучения. Исследования в этой области ведутся уже давно. Новые проблемы возникают в связи с использованием достижений теории индивидуализации и компьютеризации обучения, с применением различных форм группового обучения и др. Принятие учеником проблемы, заданной учителем в виде проблемного вопроса или проблемной задачи, связано с функциональным содержанием проблемы. В связи с этим возникает вопрос: «каковы же основные функции учебной проблемы? Ответ на этот вопрос содержится в анализе практики, основанной на выводах научных исследований, в которых отмечается две основные функции научной (учебной) проблемы: определение направления научного исследования. В отличие от научной, учебная проблема для учителя является средством управления познавательной деятельностью ученика, способом формирования его мыслительных способностей. В деятельности ученика учебная проблема служит средством активизации мышления, а процесс ее решения — способом превращения знаний в убеждения. Практика выдвигает эту задачу еще и потому, что не всякая проблема может быть использована учителем в качестве средства активизации учебного процесса. Можно сформулировать шесть основных требований к учебной проблеме, с учетом которых учитель может создавать наиболее эффективные типы проблемных ситуаций. Учебная проблема должна быть взаимосвязана с изучаемым материалом и естественным путем, логически вытекать из него, а также из деятельности ученика по анализу фактов и явлений, вызвавших проблемную ситуацию. Учебная проблема должна отражать противоречивость информации. Основным своим содержанием проблема должна указывать дорогу познавательному процессу поиска, призывать находить пути ее решения. Неизвестное какими-то переходами должно быть связано с известным ученику знанием. Проблемы должны быть посильными, то есть не должны быть слишком трудными для решения, иначе они не вызовут интереса и учащиеся попытаются их просто обойти. Но они не должны быть и слишком легкими: легкие проблемы быстро решаются и недостаточно активизируют мыслительную деятельность учащихся или вовсе не воспринимаются как проблемы. Формулировка проблемы должна содержать слова, которые указывают на известные ученику понятия, в которых содержатся элементы, имеющие связь с неизвестным в самой проблеме. Проблемные вопросы, задачи и учебные задания, а также примеры, приводимые учителем при постановке проблем, должны оказывать воздействие на эмоциональное состояние ученика, заинтересовать его в учебном материале, побуждать к активной деятельности. Учебная проблема должна иметь такие свойства, которые помогают осознанному восприятию учеников и развить заинтересованность в ее решении. Задача воспринимается учеником тогда, когда цель, которая может быть достигнута путем решения проблемы, становится для ученика очень важной и значительной. Знание учителем основных требований к учебной проблеме считается одним из важнейших условий успешной постановки проблемы и организации самостоятельной деятельности учащихся.

Литература:

  1. Олешков М. Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. — 144 с.
  2. Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения [Текст]: методическое пособие/ М. А. Чошанов. — М.: Нар. образование, 1996. — 160с
  3. Кроше Э. Руководство по модульной системе профессионально-технического обучения / Э. Кроше -Женева: Бюро проф.-тех обучения Международной организации труда. — 1998.
  4. Ильясов И. И. Структура процесса учения. М., 1986. С. 84 [Стратегия2001].
  5. Шамова Т. И. Основы технологии модульного обучения. // Химия в школе. 1995, № 25.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle