Библиографическое описание:

Махмудов М. М. Психологическая подготовка спортсменов высшей квалификации перед решающими поединками [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 171-172.



Актуальность исследований в области психологии спорта определяется возрастающей сложностью и стрессогенностью» спортивной деятельности, предъявляющей высокие требования к мышлению, психической работоспособности, эмоциональной устойчивости и другим психическим качествам, и свойствам спортсмена. Недаром ныне четко проявляется тенденция к «психологизации» не только педагогических, но и медико-биологических, биохимических и других исследований.

Это вполне естественно, учитывая, что психика является центральным звеном управления поведением и деятельностью человека, оказывая существенное воздействие на протекание всех физиологических процессов и работоспособность спортсменов. Как справедливо отметил в конце 60-х годов прошлого века известный психолог Б. Г. Ананьев, " выдвижение проблемы человека в качестве общей проблемы всей современной науки коренным образом изменяет положение психологии в системе наук, поскольку именно психология становится орудием связи между всеми областями изучения человека, средством объединения различных наук в новом синтетическом человекознании».

В спортивной науке, изучающей человека в условиях специфической деятельности и являющейся одной из прикладных отраслей этого «синтетического человекознания», психологии надлежит занять одно из ведущих мест.

Современный спорт предъявляет к физическим и психическим качествам занимающихся особые требования, достигающие масштаба предельных нагрузок. Этим во многом определяется действенность спорта, но это же и обязывает к особо квалифицированному использованию его в качестве средства и метода физического воспитания.

Особенно остро стоит вопрос об определении требований к функциональной подготовке спортсменов. Отсутствие однозначной зависимости между показателями двигательной активности и психофункциональными изменениями в организме не позволяет при определении требований к планированию подготовки исходить только из спортивных результатов.

В целом ряде исследований показано, что для эффективного управления тренировочным процессом обязательным является наличие сведений о состоянии основных систем организма спортсмена, а разработка системы контроля за состоянием организма является одной из центральных задач управления процессом тренировки. При этом, коррекция тренировочного процесса на отдельных этапах подготовки, правильный выбор средств психолого-педагогических воздействий на спортсменов возможен лишь при наличии данных о состоянии спортсмена. Важно подчеркнуть, что контроль за состоянием спортсменов может служить способом исследования закономерностей повышения уровня спортивного мастерства, приобретения спортивной формы, совершенствования средств и методов тренировки, управления системой подготовки.

Многообразие этих приемов можно сгруппировать следующим образом:

1. Комплекс упражнений разных типов, цель которых расслабить мышечную напряженность, в качестве средства борьбы против излишнего нервного напряжения.

2. Применение разминки как средство в борьбе против неблагоприятных форм предстартовых состояний (стартовая лихорадка, апатия) причем в зависимости от состояния спортсмена соответственно выбираются характер, темп, продолжительность упражнений.

Одной из форм регуляции психического состояния в условиях соревнования, является самовнушение методом аутогенной тренировки. Следует иметь в виду, что одни и те же приемы само регуляции не у всех спортсменов дают одинаковые результаты. Причины этого часто заключаются в особенностях типа нервной системы спортсмена.

В частности, мы исследовали перечисленные выше комплексы упражнений в следующей последовательности:

1. Оценка и самооценка состояния тренированности спортсмена перед соревнованиями.

2. Постановка цели и задачи участия в соревнованиях.

3. Программирование и визуализация предстоящей деятельности.

4. Формирование уверенности спортсмена и эмоционального оптимального состояния перед соревнованиями.

5. Использование приемов саморегуляции в момент соревнований:

а) аутогенная тренировка;

б) дыхательные упражнения;

в) виды массажа и самомассажа;

г) направленное переключение внимания на раздражители положительного эмоционального значения.

Эффективность используемой методики определяется по следующим критериям:

 результат в соревнованиях

 эмоциональное состояние

 физическое состояние

Предварительные исследования проведенные в период подготовки команды РГАФК к турниру свидетельствуют о том, что результаты участников экспериментальной группы были выше чем в контрольной группе на 20 %.Причем одним из факторов обеспечивших успешное выступление участников эксперимента в соревнованиях по их мнению было:

 достижение оптимального эмоционального состояния

 обретение уверенности в победе

 снижение отрицательных эмоций.

Формирование оптимальных психических состояний является одной из ведущих задач подготовки спортсменов к соревнованиям, а их психологические критерии полученные на основе динамических обследований, имеют существенное значение в системе управления подготовкой и подведением спортсменов к конкретному спортивному результату.

Литература:

  1. Виленский М. Я., Зайцев А. И., Ильинич В. И. Физическая культура для студентов: Учебник для вузов. — М.: Гардарики,2001. (имеется в библиотеке ЯФ АТ и СО).
  2. Массовая физическая культура в ВУЗе. Под ред. В. А. Маслякова, В. С. Матяжова. М., Высшая школа. 1991.
  3. Студенческий спорт и жизнь. В. И. Ильинич. М. 1995.
  4. Физиологические основы двигательной активности Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. М., ФиС. 1991.
  5. Физическое воспитание. Под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова, А. В. Коробкова. М., Высшая школа. 1983.
  6. Гигиена физического воспитания. Я. С. Вайнбаум. М., Просвещение. 1986.
  7. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе. М. Я. Виленский. М. 1982.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle