Библиографическое описание:

Аблитарова А. Р., Саганджиева Э. Ш. Базисные экономические представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 36-39.



Постановка проблемы. Современным детям и подрастающему поколению предстоит жить в постоянно изменяющихся условиях окружающего мира. Им предстоит осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе из экономики, философии, социологии. Современное общество и умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.

Присутствие в жизни дошкольников элементарных экономических понятий и сведений способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Проблема содержания экономического воспитанияиобразованиядошкольников весьма неоднозначна и связи с этим возникает противоречиемежду необходимостью повышения уровня развития экономической образованности детей и недостаточно разработанной системы занятий для дошкольников по развитию базисных экономических представлений. Традиционное экономическое воспитание и образование как единый процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применимо к дошкольникам в силу возрастных особенностей их психического развития.

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития памяти, внимания, речи, формирования творческих представлений, а также экономической социализации детей. Анализ детских игр, вопросов свидетельствуют об интересе детей к проблемам, связанным с экономикой. Причинами этого считается проникновение экономики, прежде всего, в жизни семьи, где ребенок и сталкивается с экономическими проблемами, которые чаще всего обсуждают члены семьи. Чем старше дети, тем активнее они в решении многих экономических вопросов: распределении семейного бюджета, составлении меню, оборудовании квартиры и тому подобное.

Экономическое воспитание детей — это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания дошкольников. В процессе её осуществления дети осваивают понятия об организованной и эффективной экономике, развитии производительных сил и производственных отношений. Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций [1, с. 8].

Цель экономического воспитания — раскрыть ребенку окружающий его предметный мир духовных и материальных ценностей как части общечеловеческой культуры и в процессе познания сформировать соответствующее поведение (на доступном уровне осознать, что в каждую вещь, предмет вложен труд многих людей).

Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ 1990-х годов, и стремления нашей экономики к рыночным отношениям. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию.

Созданные благоприятные, комфортные условия в группе позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, потому что данная проблема как отрасль экономического воспитания дошкольников формирует мировоззрение, ценностное отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера, поэтому опыт работы может быть использован воспитателями в своей профессиональной деятельности [5, с. 12].

Доминирующими формами работы педагога с ребёнком в рамках личностно-центрированной модели взаимодействия между людьми является игра. Созданные благоприятные условия помогают каждому дошкольнику найти свой путь в экономику через игру, математику, рисование, обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию. Математическое развитие детей, прежде всего, направлено на освоение ими предметно-специфического содержания, формирование познавательных и творческих способностей; вооружает ребёнка средствами рационального познания мира. Элементарные вычисления, счёт, измерения — это те способы, которые ребёнок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания [2, с. 25].

Вместе с другими отраслями образования и воспитания (физическое, трудовое, умственное, эстетическое) экономическое выступает как сравнительно молодое. Первые упоминания об экономическом образовании детей дошкольного возраста можно проследить уже в работах Я. А. Коменского в «Материнской школе», Макаренко А. С. «Семейное хозяйство» и «Педагогическая поэма», в трудах Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Крупской Н. К., В. А. Сухомлинского, в практике М. Монтессори. На современном этапе данная проблема рассматривается в трудах Л. М. Клариной, Е. А. Курак, А. Д. Шатовой, А. А. Смоленцевой, которые раскрывают роль и значимость знакомства детей с окружающей действительностью и экономическими отношениями. В этих исследованиях поднимаются вопросы формирования у детей экономических представлений (о труде, о деньгах, о профессиях, о бюджете семьи, о качествах хозяйственного человека).

Таким образом старшие дошкольники учатся оперировать экономическими понятиями (категориями), непосредственно применять их в различных видах деятельности. Результатами этих исследований являются парциальные программы по экономическому воспитанию дошкольников, а также учебно-методические пособия. Вместе с тем, как показал анализ теоретических и методических подходов к проблеме экономического воспитания дошкольников ее решение в аспекте нравственного развития детей рассматривается недостаточно [там же].

Элементарные знания по экономике ребенок получает на бытовом уровне — в общении со сверстниками обсуждая свои или чужие покупки, когда слышит разговор родителей о планировании семейного бюджета, абсорбируя в себе информацию, поступающую из телевизора. По мнению психологов и педагогов, экономическое воспитание детей лучше всего начинать в старшем дошкольном возрасте. И делать это необходимо комплексно — воспитатель в детском саду, а родители дома, но не стоит перегружать ребенка теорией, оторванной от реальной жизни, которая вводит дошкольника в заблуждение.

Нравственная сторона играет особую роль в экономическом воспитании. Одно лишь наличие знаний и представлений об экономике не может говорить о том, что ребенок умеет правильно их применять в жизни. Здесь срабатывает сразу другая сторона — нравственная, которая помогает ребенку разобраться в сложившейся ситуации. Актуальной задачей дошкольной педагогики является поиск эффективных путей развития личности дошкольника, в том числе и его нравственно-экономического воспитания. Общепризнанным в отечественной дошкольной педагогике и психологии является тот факт, что развитие ребенка осуществляется в процессе его активной деятельности.

Игровая деятельность как ведущий вид деятельности дошкольника заключает в себе огромные возможности для решения многих воспитательных задач. Влияние игры на становление личности дошкольников подтверждается многими психологами и педагогами. В связи с этим игровая деятельность должна быть основной в формировании качеств, играющих большую роль в развитии личностной сферы ребенка.

Классически при реализации задач экономического воспитания в дошкольном образовательном учреждении выделяют четыре направления работы [5, с.10]:

  1. Ознакомление детей с экономическими терминами, подача знаний о труде и обо всем, что с ними связано, согласно с основными программами развития, воспитания и обучения в ДОУ. Реализация задач экономического воспитания возможна при условии полноценного решения задач трудового воспитания во всех возрастных группах дошкольного учреждения, потому что труд — основа, ведущая категория экономической науки.
  2. Ознакомление детей с простейшими экономическими терминами: экономика, бюджет, цена, деньги, товар, стоимость, банк, реклама, хозяин, конкуренция, продукция, ярмарка и др.; с новыми профессиями, такими как менеджер, предприниматель, бизнесмен, финансист, рекламодатель, фермер и др. Закрепление знаний из области категорий, связанных с трудом (предметы труда, результаты труда, индивидуальная, коллективная работа); ознакомление с понятиями: дороже — дешевле, выгодно — невыгодно, выиграл, проиграл, поменял; формирование знаний об аккуратном и экономном человеке, хорошем хозяине; обучение правилам честной, справедливой игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнера.
  3. Формировать у детей экономическое мышление путем вовлечения старших дошкольников в процесс сюжетно-ролевых игр, настольно-печатных, дидактических; чтение художественной литературы.
  4. Педагогически взаимодействовать с родителями, проводить просветительскую работу по вопросам экономического образования дошкольников и активно их привлекать к процессу формирования экономических знаний детей в условиях дошкольного учреждения и семьи.

На основе современных исследований существуют

специальные разработанные программы, благодаря которым дети знакомятся с экономическими понятиями, категориями, законами, в которых учитываются психолого-физиологические особенности дошкольников. Исследования последних лет, реформы в системе образования, социальные факторы свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования именно в период дошкольного детства, о создании соответствующих программ (парциальных) в дошкольных учреждениях. В детском саду формируют общие математические понятия и формируются элементарные математические представления. Вопрос об экономическом образовании детей дошкольного возраста становится актуальным в современных условиях развития общества [4, с. 6].

Проблема включения экономического образования в систему общего образования рассматривается исследователями как одно из основных базисных направлений воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Экономическое образование детей дошкольного возраста — часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса. Выделяют следующие методы и приемы экономического воспитания детей дошкольного возраста:

Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

Чтение художественной литературы. Сказка — литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями.

В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.

Занятия расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам.

Занятия по ручному труду являются важными составляющими экономического воспитания, т. к. продуктивные виды деятельности представляют собой большие возможности для формирования основ экономического мышления.

Математическое развитие детей прежде всего направлено на освоение ими предметно-специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей. Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области. Естественное соединение математических и экономических знаний следует осуществлять уже на начальной ступени их изучения.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Литература:

  1. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. — М., 2002.
  2. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг нас. — М., 1993.
  3. Котюсова И. М., Лукьянова Р. С. Экономика в сказках и играх. Пособие для воспитателей. — Н.Новгород, 1994.
  4. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. — М., 1993.
  5. Смоленцева А. А., Моисеева М. А. Экономическое воспитание дошкольника. Методические рекомендации. — Н.Новгород, 1999.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle