Библиографическое описание:

Хаустова В. Н., Гладкова Н. А., Панкова О. М. Активизация мыслительной деятельности на уроках посредством методов управления учебной работой школьников [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 34-36.



Активизация мыслительной деятельности на уроках посредством методов управления учебной работой школьников

Активизация мыслительной деятельности оказывает влияние на понимание принципа наглядности В ходе обучения школьник постепенно овладевает некоторыми отвлечёнными понятиями, но помимо усвоения вводятся новые, носящие ещё более отвлечённый характер, и опять возникает необходимость делать конкретным их содержание, используя различные средства наглядности. Считаем необходимым включать систематические упражнения в использовании наглядных пособий в процессе самостоятельной работе, когда от ученика требуется не только понять предъявленный чертёж, но и самому, там, где это полезно, составить такой чертёж.

Необходимо в единстве рассматривать методы организации учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и методы контроля. Т. е. выделяются 3 группы методов, каждая из которых выполняет, прежде всего, свою функцию и в то же время находится в тесной взаимосвязи с методами других групп.

  1. Группа методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учитывает организацию познавательной деятельности учащихся:
  2. Особое значение имеют методы стимулирования учебной деятельности.
  3. Группа методов контроля и самоконтроля.

При выборе методов на уроке в центре внимания должны быть такие вопросы:

 Решение о выборе методов самостоятельного изучения темы или под руководством учителя;

 Решение о выборе репродуктивных или поисковых методов;

 Решение о выборе индуктивных или дедуктивных методов;

 Решение о сочетании словесных, наглядных, практических методов;

 Решение о выборе методов стимулирования учебной работы;

 Решение о выборе методов контроля и самоконтроля;

 Продумывание запасных вариантов сочетания методов.

Покажем на примере нескольких уроков в 1 классе процесс выбора и обоснования возможности использования тех или иных методов. Рассмотрим урок по теме: «Сложение и вычитание. Составление таблицы+1». Прежде всего, учитель должен решить вопрос о выборе методов управления учебной работой учащихся при изучении новой темы. Здесь возможна или работа под руководством учителя (коллективное составление таблицы), или самостоятельная работа, или работа с учебником. Содержание данной темы достаточно просто для учащихся, т. к. случаи сложения и вычитания рассматривались на протяжении все темы «Нумерация». Учащиеся, безусловно, подготовлены к самостоятельной работе. Задача учителя — продумать приёмы организации этой работы. Можно, например, использовать такой приём: каждому ученику предлагается карточка с вырезанными окошками (перфокарта). Можно составить 4 варианта, чтобы учесть все случаи + 1.

Задание: вставьте в окошки числа и знаки, чтобы полученные записи были верные. (Каждый ученик самостоятельно выполняет задание)

Далее организуется самостоятельная работа с учебником. Рассматривается таблица +1, предлагается прочитать только те примеры, которые отсутствуют в карточке. Аналогично рассматривается таблица -1. Данный приём сравнения таблиц с примерами на карточках способствует формированию непроизвольного внимания учащихся, а также формирует умение организовать работу в соответствии с заданием учителя. Частично-поисковый метод используется и при выполнении задания № 1. При изучении такой несложной темы, связанной с прибавлением и вычитанием 1, можно предложить учащимся задание, которое бы потребовало от них творчества, наблюдательности, например: Кто быстрее назовёт ответ? Что вы заметили? Чем похожи между собой эти примеры?

Дидактические игры и физкультминутки также содействуют повышению активности детей. Включая в урок загадки о цифрах (числах), задачи-шутки, скороговорки. Важный фактор, влияющий на активность детей в процессе обучения — наглядность. Привлекая наглядность, иногда целесообразно предлагать задачи с недостающими данными. Тогда дети с большим вниманием относятся к содержанию задачи, например: на доске 2 картинки, перевёрнутые обратной стороной. Против них — числовые данные задачи — 5 км/ч; — 50 км/ч. Учитель спрашивает: «Чья это может быть скорость?» Дети называют различные движущиеся тела, затем открывают картинки, и рассуждение, связанные с составлением и решением задачи продолжаются.

Позволяет активизировать учебную деятельность и составление примеров самими учащимися. Опыт показывает, что при решении готовых примеров дети иногда выполняют задания механически, не сознавая достаточно глубоко, какому арифметическому закону они подчиняются. Словесную форму заданий полезно иногда дополнять определённым условным образом, например: 10 + * = (к 10 прибавить любое однозначное число); * + ** = 20 (к однозначному числу прибавить двузначное число так, чтобы сумма была равна 20).

Значительно оживляют уроки и различные занимательные, нестандартные вопросы, задачи с несколькими решениями. Для развития мышления известное значение имеет приём, когда обычный ответ оказывается неверным и решение приобретает неожиданно новый смысл или оттенок. Этот приём знакомит учащихся с суждениями-парадоксами. Вышеперечисленные задания формируют общепредметные компетенции: умение извлекать пользу из раннее приобретённого опыта; устанавливать взаимосвязь между понятиями; вносить свой вклад в решение задачи; находить рациональные способы решения; развивать математически грамотную речь; мотивировать ответ.

Можно выделить средства и приёмы, способствующие повышению активности детей в процессе учебной деятельности на уроках математики:

 Выполнение заданий практического характера, связанных с рисованием предметов, с выкладыванием различных геометрических фигур из палочек, заменой одних монет другими, с отгадыванием загадок, с участием в дидактических играх.

 Умелый подбор и правильное использование наглядных пособий на уроке.

 Правильная постановка вопросов на любом этапе урока.

 Проявление самостоятельности в учебной работе.

 Применение коллективных форм обсуждения проблемных ситуаций.

 Поощрение малоактивных детей за достижение даже небольших успехов.

 Подключение воображения при решении учебных задач.

Вопрос активизации мыслительной деятельности решается не только при помощи хорошо подобранного материала, а главным образом в области целенаправленного и творческого использования всех педагогических условий урока. Непременные условия этого — активность и самостоятельность самого учащегося в изучении материала, его умение думать.

Литература:

  1. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме./ В.А Болотов,. В. В. Сериков «Педагогика». 2003, № 10.
  2. Волошкина, М.И Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики./ М. И. Волошкина. «Начальная школа» 2002, № 10.
  3. Ермаков, Д. Компетентность в решении проблем./ Д.Ермаков «Народное образование», 2005, № 9.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle