Автор: Сайфулин Денис Владимирович

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)

Библиографическое описание:

Сайфулин Д. В. Организация вокально-инструментального ансамбля в педагогическом колледже как средство повышения интереса студентов к музыкальным занятиям [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 135-137.



В последние годы у учащихся музыкального отделения педагогического колледжа, в котором я работаю преподавателем, наблюдается повышенный интерес к современной эстрадной, джазовой и рок-музыке. На основных музыкальных дисциплинах, таких как вокал, фортепиано, сольфеджио и хор, студенты исполняют в основном классические произведения, что даёт им хорошую базовую музыкальную подготовку. Однако это не удовлетворяет интерес и стремление учащихся к современным тенденциям в музыкальной культуре. Бурное развитие новых информационных технологий, средств связи, обработки и передачи информации, послужили объективной причиной для роста популярности среди молодёжи такого жанра музыкального коллективного творчества, как вокально-инструментальный ансамбль. Электромузыкальные инструменты широко используются не только в профессиональных коллективах, но и получают всё более широкое распространение в повседневном обиходе, как инструменты любительского музицирования. Как писал советский музыковед А. Д. Петров: «ВИА — это детище века НТР и массовых коммуникаций. Это единство трех компонентов — творческого (композитор, поэт и звукорежиссер), исполнительского (голоса и инструменты) и технического (аппаратура усиления и преобразования звука)» [1, с 46].

В колледже я преподаю предмет «Дополнительный инструмент», обучаю игре на гитаре, синтезаторе и являюсь руководителем ВИА, созданного из студентов музыкального отделения. В процессе обучения игре на гитаре и синтезаторе было замечено, что подготовка к выступлениям на различных мероприятиях и конкурсах, которые проходят в нашем колледже, гораздо больше повышает интерес студентов к занятиям, чем просто музицирование в классе. Поскольку не все учащиеся в силу своих исполнительских и психологических качеств могут выступать как солисты, как более удачная форма для вовлечения их в творческую деятельность был выбран ансамбль. Сначала это были дуэты из студентов, из преподавателя и студента, трио из учителя и двух учеников. В ансамблях использовались различные сочетания инструментов: две гитары; синтезатор и гитара; синтезатор, гитара и аккордеон; гитара и блок-флейта и т. д. Исполнялись в основном инструментальные произведения отечественных и зарубежных авторов, но иногда, в качестве репертуара, студенты предлагали песни современных популярных исполнителей. Идея создания вокально-инструментального ансамбля возникла, чтобы привлечь к коллективному творчеству как можно больше учащихся. Вопросам организации и создания ВИА в колледже уделяется основное внимание в данной статье.

Работа по созданию ВИА в колледже имеет свои особенности и состоит из нескольких пунктов: набор и музыкальная подготовка участников, материально-техническое оснащение, «репетиционная база», подбор репертуара, организация концертов и выступлений, профессиональный уровень руководителя и использование современных информационных технологий. Рассмотрим каждый пункт по отдельности:

  1. Набор участников коллектива — первое, что необходимо осуществить на пути создания ВИА. Каждый ансамбль обязательно предполагает художественную согласованность и общность эстетических намерений всех его участников. Коллектив следует комплектовать из учащихся, близко стоящих друг к другу по характеру, вкусам, интересам, уровню развития и по степени владения музыкальным инструментом. Частые репетиции и выступления, помимо профессиональных, исполнительских качеств, требуют от музыкантов и психологическую совместимость. Поэтому в нашем случае в коллектив было решено набрать студентов из одной группы. Были выявлены самые активные и творчески одарённые студенты, уже проявившие себя в различных мероприятиях колледжа, которые сформировали «костяк» коллектива и нашли среди учащихся своей группы единомышленников. Позднее к ансамблю примкнули студенты из других групп музыкального отделения.
  2. Материально-техническое оснащение ВИА имеет определённые требования. В наше время почти в каждом учебном заведении имеются микрофоны и звукоусиливающая аппаратура. Однако для ВИА необходим набор определённых музыкальных инструментов. Это одна-две электрогитары, бас-гитара, синтезатор и ударная установка. Для гитар желательно иметь комбоусилители, а для соло-гитары необходим процессор гитарных эффектов. Для игры на акустической ударной установке требуется специальное репетиционное помещение с хорошей звукоизоляцией, и в случае его отсутствия имеет смысл приобрести электронную ударную установку, громкость которой регулируется с помощью микшерского пульта. Заниматься и разучивать партии на такой установке можно даже в наушниках, не мешая при этом учебному процессу в соседних кабинетах.
  3. Для «репетиционной базы» требуется подходящее помещение с хорошей акустикой. Это может быть актовый зал или просторный класс. В случае отсутствия специальных звукоизоляционных материалов, чтобы звук не «летал» и был более разборчивым, на стены класса можно повесить шторы из плотной ткани. Так же необходимо составить расписание занятий, удобное для всех участников ансамбля.
  4. Музыкальная подготовка участников коллектива определяет в целом его профессиональный уровень. Для функционирования ВИА, помимо общих репетиций, требуются индивидуальные занятия с каждым музыкантом. Это необходимо для приобретения профессиональных навыков и разучивания партий.

Чтобы ансамбль качественно исполнял сложные в техническом плане произведения, желательно подбирать участников с соответствующей музыкальной подготовкой. Например, прежде чем ученик сможет играть в ВИА на гитаре, он должен овладеть основными приёмами игры на этом инструменте. Соло-гитаристу необходимо освоить приёмы игры, характерные для электрогитары, и дополнительно к классическому репертуару разучивать гитарные соло с использованием минусовых фонограмм. Проигрывать мажорные, минорные гаммы и пентатонику.

Ритм-гитару лучше доверить студенту, знающему достаточное количество аккордов и владеющему приёмом «баррэ». Все гитаристы ВИА должны уметь играть как пальцами (перебором), так и освоить технику игры медиатором. На бас-гитаре можно обучать студентов, имеющих подготовку по классу классической гитары, скрипки, домры и других струнных инструментов. Помимо гамм, бас-гитарист должен уметь играть октавами, знать арпеджио трезвучий и септаккордов. За синтезатор лучше поставить студента, хорошо владеющего фортепиано и читающего с листа нотный текст. Барабанщику необходимо острое чувство ритма и умение играть ровно под метроном, поскольку ударные и бас-гитара составляют ритмическую основу любого музыкального произведения.

Вообще, чувство ритма и знание нотной грамоты требуются всем участникам коллектива, не зависимо от того, на каком инструменте они играют. На всех этапах обучения игре на гитаре, синтезаторе и других инструментах, используемых в ВИА, во время индивидуальных занятий необходимо уделять большое внимание привитию навыков ансамблевой игры, что поможет коллективу звучать более слаженно.

  1. Подбор репертуара — это тот пункт, которому следует уделить особое внимание. Чтобы учащиеся с интересом занимались, необходимо учитывать их музыкальный вкус и брать в программу ансамбля произведения их любимых исполнителей. Однако, если программа коллектива будет слишком «молодёжной», она может быть не востребована на мероприятиях, где слушателями являются преподаватели и люди более старшего поколения. Поэтому имеет смысл брать в репертуар песни проверенные временем, например, композиции группы «TheBeatles», «Кино», «ДДТ», хиты отечественной и зарубежной музыки. В таком случае, для каждого мероприятия у вас найдётся подходящая и интересная программа.

Среди учебных заведений часто проводятся различные конкурсы, в том числе и военно-патриотической песни, для участия в которых так же необходимо готовить соответствующие произведения. Если в коллективе есть студенты, сочиняющие музыку и тексты, можно делать аранжировки собственных песен. Однако это возможно только в том случае, если ансамбль уже достиг определённого исполнительского мастерства и владеет достаточным количеством выразительных средств. Следует отметить, что правильно подобранный репертуар группы способствует формированию нравственного потенциала, развитию эстетического вкуса, техническому росту коллектива, определяет его лицо и профессиональный уровень учащихся. Биография ВИА в нашей стране имеет большое творческое наследие, и залогом этого, как написано в книге В. Р. Щёлкина и С. Т. Фролова «Легенды ВИА», является «мудрая хорошая песня, в которой есть прекрасная мелодия, поэтичные слова и, безусловно, красивая гармония» [2, с 37].

  1. Выступления и концертная деятельность подводят своеобразный итог проделанной репетиционной и педагогической работы за определенный период времени, и способны отразить как результаты этой работы, так и степень вовлечения учащихся в процесс. Для того, чтобы интерес студентов к занятиям в ансамбле сохранялся, необходимы постоянные выступления как в колледже, так и за его пределами. Для этого подходят мероприятия, приуроченные к различным праздникам, родительские собрания, дни открытых дверей, всевозможные конкурсы районного и городского значения. Особенно полезны выездные концерты в школах, где студенты проходят педагогическую практику, поскольку участие в ВИА повышает их авторитет среди учащихся этих учебных заведений.

Важно осуществлять видео и аудиозапись выступлений, поскольку это помогает в дальнейшем проводить работу над ошибками и исправлять их. С помощью отснятого видеоматериала можно следить за историей коллектива, его эволюцией и профессиональным ростом участников.

  1. Профессиональный уровень руководителя — залог успеха всей деятельности ансамбля. Трудностью для руководителя ВИА является тот факт, что он должен владеть не только техникой игры на гитаре, синтезаторе, ударной установке, но и уметь проводить вокальную работу с солистами группы, знать основы современной оркестровки и аранжировки. В нашем колледже есть педагоги, которые профессионально обучают учащихся вокалу. Как правило, в коллектив приглашаются студенты, имеющие вокальные навыки, приобретённые на уроках сольфеджио и хора. Тем не менее, руководитель ВИА должен обладать основными знаниями в области вокальной техники. В ансамбле желательно иметь несколько солистов, имеющих чистую интонацию и обладающих определённым артистизмом. Хорошо, если это будут юноши и девушки. Это позволит исполнять более разноплановый репертуар и использовать многоголосье. От грамотной вокальной и инструментальной аранжировки зависит удачное звучание ансамбля. Руководителю необходимо тщательно продумывать партии, чтобы они соответствовали исполнительским возможностям учащихся.

Чтобы репертуар был разнообразным и интересным, в аранжировках можно использовать инструменты, традиционно не входящие в состав ВИА, например: баян, аккордеон, скрипка. Украшают музыкальные произведения различные духовые и перкуссионные инструменты (саксофон, флейта, тромбон, шейкер, бонги, тамбурин и т. д.). Важные советы в книге «Азбука аранжировки», даёт В. Л. Бровко: «Если вы используете синтезатор для имитации звучания натурального инструмента или группы инструментов, будь это духовая или струнная группа, то учитывайте особенности инструментов (у духовых — дыхание, подвижность, регистр; у струнных — движение смычка, приёмы игры; диапазон инструмента)» [3, с 68].

Главная задача руководителя — посредством обучения навыкам игры на различных инструментах и использования разнообразных форм индивидуальной и коллективной творческой деятельности развить у участников ансамбля широкий круг музыкальных способностей, пробудить и поддержать их творческую активность.

  1. Современные информационные технологии, крайне необходимы для успешного развития любого музыкального коллектива. Интернет как средство распространения информации открыл доступ к различным школам обучения, в каждой из которой есть свои аспекты, полезные для формирования музыканта (новые техники, приёмы игры, репертуар и т. д.). Существует множество интересных компьютерных программ, незаменимых в работе с ВИА. Например: запись, редактирование и распечатку нот можно осуществлять с помощью программ: MagicScore, Sibelius или Finale. Программа Guitar Pro поможет в создании и прослушивании гитарных табулатур, а такие программы как Cubase или Nuendo, являются целыми музыкальными студиями, с помощью которых можно осуществлять профессиональную аудио запись, сведение и выпускать целые музыкальные альбомы.

Безусловно, успешность и эффективность применения инновационных методов в работе с ансамблем, можно гарантировать только в том случае, когда руководитель имеет широкий кругозор, постоянно повышает свою квалификацию и владеет современными компьютерными технологиями. Но ничто не заменит живого общения педагога со студентом, тех ярких эмоций, которые возникают в процессе творческой работы, выступлений на концертах, поездок на конкурсы и фестивали. Игра в ансамбле всегда занимала важнейшее место в формировании музыканта-педагога. ВИА позволяет развивать навык ансамблевой игры в новом, современном формате.

Интерес студентов к деятельности ВИА заполняет активным содержанием их свободное время, развивает личностные качества, учит общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения, воспитывает самодисциплину, чувство ответственности, формирует собственную значимость и гражданскую позицию. Участие в ансамбле расширяет кругозор студентов, помогает ориентироваться в различных направлениях современной музыки, развивает творческие способности, стимулирует к сочинению музыки и освоению новых музыкальных инструментов, создаёт интерес к активному музицированию и снимает страх перед выступлениями на сцене. Всё это способствует вырабатыванию профессиональных навыков, необходимых для формирования и воспитания будущих педагогов, в которых так нуждаются современная школа и дошкольные образовательные учреждения.

Литература:

  1. Яшкин В. А. Вокально-инструментальные ансамбли [текст] / В. А. Яшкин. — М.: Знание, 1980. — 128 с.
  2. Щёлкин В. Р., Фролов С. Т. Легенды ВИА. / [текст] / В. Р. Щелкин, С. Т. Фролов. — М.: Грифон, 2007. — 305 с.

3. Бровко, В. Л. Азбука аранжировки [текст]/ В. Л. Бровко.-СПб.: Композитор, 2004.-84 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle