Библиографическое описание:

Рахматов А. А. Взаимосвязь показателей физической подготовленности у студенток нефизкультурных вузов [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 183-185.



Анализ литературных источников и наши исследования показали, что на начальных этапах тренировки развитие одних физических качеств приводит к совершенствованию и других. Характер и величина этого взаимовлияния зависят от применяемых нагрузок и уровня физической подготовленности (В. М. Зациорский, 1970). Как показывают литературные данные (Г. В. Венгерский; В Д. Кудрявцев; В. В. Розенфельд и др.) физическая подготовленность молодежи, поступающей в последние годы в вузы, находится на невысоком уровне. Поэтому упражнения, требующие преимущественного проявления одного физического качества, предъявляют значительные требования и к другим качествам. При этом количественные показатели взаимосвязи между отдельными проявлениями физических качеств у данного контингента не нашел должного отражения в литературе. В известных нам работах по методике развития физических качеств у студенток вузов нет данных о количественных показателях, характеризующих влияние на проявление каждого из них. Между тем это позволит более объективно подойти к разработке более эффективной методики развития физических качеств.

Исследование проводилось со студентками первого курса в течение двух лет, задачей которого было определение взаимосвязи между показателями физических качеств у данного контингента.

Для решения поставленной задачи проводилось тестирование физической подготовленности: бег на 30 м с ходу (для оценки максимальной скорости в беге); оценка способности к ориентированию в пространстве (тест на ловкость); 12- минутный бег (тест на общую выносливость); поднимание туловища на максимальное количество раз (для оценки силовой выносливости); наклон вперед с выпрямленными ногами стоя на гимнастической скамейке (тест на гибкость); прыжок в высоту с места (для оценки скоростно-силовых возможностей); становая сила (для оценки силы мышц разгибателей спины). Результаты исследования подверглись множественному корреляционному анализу с вычислением коэффициентов множественной корреляции (R), коэффициента множественной детерминации (D), коэффициент частной детерминации (d) и F-критерия значимости коэффициента множественной корреляции (Масальгин Н. А., 1974). Постоянной переменной являлось одно из физических качеств. Определялось, насколько его развитие обусловлено взаимным влиянием всех остальных качеств. Оценивалась степень взаимовлияния всех перечисленных тестов.

Как показали наши исследования, у студенток, поступивших на первый курс, показатели физических качеств имеют следующую взаимосвязь. Такое качество как ловкость на 79 % обусловлена взаимным влиянием остальных физических качеств (F<0,05). Причем наиболее существенное влияние оказывает общая выносливость — 55,85 %. Остальные физические качества на проявление ловкости не влияют. Общая выносливость взаимообусловлена влиянием остальных физических качеств на 86,7 % (F<0,05). Наиболее заметное влияние на это качество оказывает ловкость 57,47 %. Остальные качества практически оказывают воздействия на проявление общей выносливости. Другие коэффициенты детерминации оказались не достоверны.

По окончании второго года обучения испытуемые были повторно протестированы и результаты также были подвергнуты статистическому анализу.

Анализ полученных данных позволяет говорить, о наличии взаимосвязи между проявлениями физических качеств. Такое качество как быстрота на 93 % обусловлено взаимным влиянием остальных физических качеств (F

Причем наиболее существенное влияние на скорость в беге оказывает скоростно-силовая подготовленность (56 % из 93 %). Общая выносливость обусловлена взаимным влиянием остальных качеств на 87,9 % (F 91>62 % (F

Исследуя взаимосвязь между физическими качествами студенток, поступивших на первый курс, обнаруживается тесная взаимосвязь с общей выносливостью и ловкостью. Остальные физические качества не имеют существенного взаимного влияния одних на другие.

После года занятий обнаружилось, что некоторые связи утратили свою значимость, а в следствие занятий образовались новые связи. Так нами установлено, что после года занятий образовалась взаимосвязь между быстротой и скоростно-силовыми качествами. Общая выносливость утратила взаимосвязь с ловкостью, и образовала новую зависимость от скорости в беге и отрицательную взаимосвязь со скоростно-силовыми качествами. Скоростно-силовое качество в начале эксперимента не имело существенных взаимосвязей ни с одним из остальных исследуемых качеств. В конце же эксперимента обнаружилось его взаимосвязь с быстротой и силой. Силовые возможности в начале эксперимента также не имели существенных корреляционных взаимосвязей. А в конце эксперимента была установлена взаимосвязь со скоростно-силовыми качествами.

В результате исследования взаимосвязей между физическими качествами было установлено:

  1. Характер и степень взаимосвязи физических качеств в процессе их развития является сложным и динамичным^ Успешное развитие данных качеств на начальном этапе характеризуется не только положительной, но и в отдельных случаях отрицательной их взаимосвязью или отсутствием ее.
  2. У студенток поступивших на первый курс не наблюдается взаимосвязей между такими физическими качествами как быстрота, скоростно-силовые качества, сила, силовая выносливость и гибкость.
  3. В процессе занятий у студенток четко начинает проявляться взаимовлияние упражнений скоростно-силового характера, скоростных возможностей в беге и абсолютной силы. Общая выносливость имеет тесную взаимосвязь с максимальной скоростью бега.

Литература:

  1. Барчуков И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров; под общ. ред. Н. Н. Маликова. — 3-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  2. Габриелян К. Г., Ермолаев Б. В. 500 тестов по дисциплине «Физическая культура». — М.: Физкультура и Спорт, 2006.
  3. Дубровский В. И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов/ В. И. Дубровский. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998..
  4. Евсеев Ю. И. Физическая культура: Учеб. пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  5. Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ: Метод. пособие. — М.: Высшая школа, 1982. –

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle