Библиографическое описание:

Тимохина Л. М., Артамонов А. В. К вопросу о силе хвата при обучении подтягиванию [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 185-191.



В данной статье рассматриваются многообразные упражнения для укрепления хвата с целью их упорядоточения по определённым признакам.

Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО, подтягивание, вспомогательные мышцы, развитие, укрепление, мышцы предплечья, двигательные функции запястья, хват.

Введение. 6 октября 2015 года президентом РФ Путиным В. В. подписан указ «О введении в действие с 1 сентября 2016 года в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) — программной и нормативной основой физического воспитания населения».

В ВФСК виды испытаний разделены на обязательные тесты и тесты по выбору. И одним из обязательных тестов является «подтягивание в висе на перекладине», — упражнение, выполнение которого позволяет объективно определить и оценить уровень развития основного физического качества человека (силовой выносливости). Помимо этого «подтягивание» является обязательным тестом общероссийской базисной учебной программы для Высших учебных заведений по физической культуре и нормативом по физической подготовке военнослужащих Российской Армии.

Анализ результатов тестирования [4,5], который постоянно проводится в университете «МИЭТ», показывает, что с оценкой «отлично» справляются всего 36,9 % студентов. Из чего можно сделать вывод, что выполнение «подтягивания» как контрольного норматива является проблемой, которая с введением ВФСК «ГТО» останется актуальной.

Цель. Целью данной статьи является рассмотрение существующего многообразия упражнений для укрепления кистевого хвата и упорядочения их с подразделением на группы по определённым признакам, что в свою очередь позволит разработать наиболее целесообразную последовательность их освоения.

Результат. На основании и в результате анализа научно-методической литературы, педагогических наблюдений на занятиях по силовой подготовке и собственного педагогического опыта (более 30 лет) предлагаются три группы средств (упражнений) для укрепления хвата с целью их применения в тренировочных программах.

Одной из составляющих успешного процесса обучения, выполнения первого самостоятельного подтягивания и дальнейшего прогресса в нём является сила мышц предплечий и кистевого хвата. При выполнении подтягиваний данная группа мышц постоянно вовлечена в работу: работа совершается в висе на руках и с весом собственного тела. Поэтому, именно с силой хвата напрямую связано удержание, поднимание и опускание действительно тяжёлого веса.

И если сила кистевого хвата не имеет должного развития, то это будет являться не только ограничивающим фактором для самого процесса обучения — это проблемы с «потерей» хвата и выпускания из рук грифа перекладины, травмы запястья, но и иметь следующие последствия: во-первых, невозможность выполнения максимального количества повторений (и, естественно, невозможность получения максимальной нагрузки на те группы мышц, на развитие которых оно направлено); во-вторых, наравне со слабо развитыми кистями, пальцами рук и предплечьями (а они анатомически взаимосвязаны и работают одновременно) развитие силы и силовой выносливости рук невозможно; в-третьих, неполное развитие функциональных возможностей кистей рук не способствует технически правильному выполнению не только самого подтягивания, но и используемых в процессе обучения подготовительных упражнений, связанных с подъёмом и удержанием больших весов.

И для устранения данной проблемы и ликвидации вытекающих из неё последствий (что и будет являться целью тренировочного процесса) необходимо развивать силовые показатели хвата.

А составляющими силы хвата являются:

  1. степень сжимания грифа перекладины (сжимающая сила);
  2. возможность удерживания веса собственного тела в одном положении в течение определённого интервала времени (поддерживающая сила);
  3. сила пальцев/большого пальца (щипковая сила);
  4. сила предплечья/запястья (при динамической (сгибание/разгибание, супинация/пронация) и при статической (удержание необходимого положения тела в течение определённого интервала времени) нагрузках).

На основании этого задачами тренировочного процесса являются:

  1. развитие и укрепление мышц и сухожилий предплечья и запястья и их двигательных функций;
  2. повышение силы пальцев;
  3. повышение силы хвата.

В качестве средств решения поставленных задач используются три группы упражнений, подбор которых создаёт соответствующие условия для анатомического воздействия на определённые мышечные группы и сухожилия предплечий и их функции. Помимо этого, данные упражнения носят не только функциональный, но и универсальный характер, а именно, мышцы и сухожилия предплечья и кисти тренируются при выполнении одних и тех же упражнений [7]. А также, являясь как классическими, так и прикладными, они дополняют друг друга.

К таким упражнениям относятся:

  1. первая группа средств — упражнения для развития динамической и статической силы мышц и сухожилий предплечья (таблица 1);
  2. вторая группа средств — упражнения для развития функциональных возможностей запястья — это упражнения для развития и укрепления трёх видов хвата: сжимающего (таблица 2), поддерживающего (таблица 3), щипкового (таблица 4);
  3. третья группа средств — упражнения для повышения динамической и статической силы пальцев рук и укрепления хвата (таблица 5).

Таблица 1

Первая группа средств— упражнения для развития силы мышц исухожилий предплечья

Таблица 2

Вторая группа средств— упражнения для развития иукрепления сжимающего хвата

Таблица 3

Вторая группа средств— упражнения для развития иукрепления поддерживающего хвата

Таблица 4

Вторая группа средств— упражнения для укрепления иразвития щипкового хвата

Таблица 5

Третья группа средств— упражнения для повышения силы хвата ипальцев

Заключение. Представленный материал даёт информацию о многообразии упражнений, используемых для развития мышц предплечья и укрепления кистевого хвата, последовательное освоение которых позволит привести в соответствие не только их силу, форму и объём, но и двигательные функции запястья и их функциональность.

Литература:

  1. Горбов А. М. Гиревой спорт. — М.: АСТ; Донецк; Сталкер, 2008.-13с.
  2. Гришина Ю. И. Основы силовой подготовки: знать и уметь: учебное пособие/Ю. И. Гришина. — Ростов н/Д.: Феникс, 2011. — 74с.
  3. Иванов И. С. Энциклопедия домашнего атлетизма. — М.: И-квадрат, 2001. — 106с.
  4. Королёв В. Г., Бойцова И. В. Проект ВФСК ГТО и физическая подготовленность студентов юношей/сборник материалов ХХХ Всероссийской научно-практической конференции//Проблемы и перспективы развития образования в России. — Новосибирск, 2014. — 99с.
  5. Королёв В. Г., Тимохина Л. М. Уровень физической подготовленности студентов, желающих пройти военную подготовку в ВУЗе/материалы ХI Всероссийской научно-практической конференции//Физическая культура и здоровье студентов ВУЗов. — Санкт-Петербург, 2015. — 108с
  6. Курысь В. Н. Основы силовой подготовки юношей. — М.: Советский спорт, 2004. — 149–160с.
  7. Мороз Р. П. Стань сильным. — М.: ФиС, 1984. — 10с.
  8. Петров В. К. Молодость и сила. — М.: Советский спорт, 1988. — 25с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle