Библиографическое описание:

Тимохина Л. М., Артамонов А. В. К вопросу о силе хвата при обучении подтягиванию [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 185-191.



В данной статье рассматриваются многообразные упражнения для укрепления хвата с целью их упорядоточения по определённым признакам.

Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО, подтягивание, вспомогательные мышцы, развитие, укрепление, мышцы предплечья, двигательные функции запястья, хват.

Введение. 6 октября 2015 года президентом РФ Путиным В. В. подписан указ «О введении в действие с 1 сентября 2016 года в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) — программной и нормативной основой физического воспитания населения».

В ВФСК виды испытаний разделены на обязательные тесты и тесты по выбору. И одним из обязательных тестов является «подтягивание в висе на перекладине», — упражнение, выполнение которого позволяет объективно определить и оценить уровень развития основного физического качества человека (силовой выносливости). Помимо этого «подтягивание» является обязательным тестом общероссийской базисной учебной программы для Высших учебных заведений по физической культуре и нормативом по физической подготовке военнослужащих Российской Армии.

Анализ результатов тестирования [4,5], который постоянно проводится в университете «МИЭТ», показывает, что с оценкой «отлично» справляются всего 36,9 % студентов. Из чего можно сделать вывод, что выполнение «подтягивания» как контрольного норматива является проблемой, которая с введением ВФСК «ГТО» останется актуальной.

Цель. Целью данной статьи является рассмотрение существующего многообразия упражнений для укрепления кистевого хвата и упорядочения их с подразделением на группы по определённым признакам, что в свою очередь позволит разработать наиболее целесообразную последовательность их освоения.

Результат. На основании и в результате анализа научно-методической литературы, педагогических наблюдений на занятиях по силовой подготовке и собственного педагогического опыта (более 30 лет) предлагаются три группы средств (упражнений) для укрепления хвата с целью их применения в тренировочных программах.

Одной из составляющих успешного процесса обучения, выполнения первого самостоятельного подтягивания и дальнейшего прогресса в нём является сила мышц предплечий и кистевого хвата. При выполнении подтягиваний данная группа мышц постоянно вовлечена в работу: работа совершается в висе на руках и с весом собственного тела. Поэтому, именно с силой хвата напрямую связано удержание, поднимание и опускание действительно тяжёлого веса.

И если сила кистевого хвата не имеет должного развития, то это будет являться не только ограничивающим фактором для самого процесса обучения — это проблемы с «потерей» хвата и выпускания из рук грифа перекладины, травмы запястья, но и иметь следующие последствия: во-первых, невозможность выполнения максимального количества повторений (и, естественно, невозможность получения максимальной нагрузки на те группы мышц, на развитие которых оно направлено); во-вторых, наравне со слабо развитыми кистями, пальцами рук и предплечьями (а они анатомически взаимосвязаны и работают одновременно) развитие силы и силовой выносливости рук невозможно; в-третьих, неполное развитие функциональных возможностей кистей рук не способствует технически правильному выполнению не только самого подтягивания, но и используемых в процессе обучения подготовительных упражнений, связанных с подъёмом и удержанием больших весов.

И для устранения данной проблемы и ликвидации вытекающих из неё последствий (что и будет являться целью тренировочного процесса) необходимо развивать силовые показатели хвата.

А составляющими силы хвата являются:

  1. степень сжимания грифа перекладины (сжимающая сила);
  2. возможность удерживания веса собственного тела в одном положении в течение определённого интервала времени (поддерживающая сила);
  3. сила пальцев/большого пальца (щипковая сила);
  4. сила предплечья/запястья (при динамической (сгибание/разгибание, супинация/пронация) и при статической (удержание необходимого положения тела в течение определённого интервала времени) нагрузках).

На основании этого задачами тренировочного процесса являются:

  1. развитие и укрепление мышц и сухожилий предплечья и запястья и их двигательных функций;
  2. повышение силы пальцев;
  3. повышение силы хвата.

В качестве средств решения поставленных задач используются три группы упражнений, подбор которых создаёт соответствующие условия для анатомического воздействия на определённые мышечные группы и сухожилия предплечий и их функции. Помимо этого, данные упражнения носят не только функциональный, но и универсальный характер, а именно, мышцы и сухожилия предплечья и кисти тренируются при выполнении одних и тех же упражнений [7]. А также, являясь как классическими, так и прикладными, они дополняют друг друга.

К таким упражнениям относятся:

  1. первая группа средств — упражнения для развития динамической и статической силы мышц и сухожилий предплечья (таблица 1);
  2. вторая группа средств — упражнения для развития функциональных возможностей запястья — это упражнения для развития и укрепления трёх видов хвата: сжимающего (таблица 2), поддерживающего (таблица 3), щипкового (таблица 4);
  3. третья группа средств — упражнения для повышения динамической и статической силы пальцев рук и укрепления хвата (таблица 5).

Таблица 1

Первая группа средств— упражнения для развития силы мышц исухожилий предплечья

Таблица 2

Вторая группа средств— упражнения для развития иукрепления сжимающего хвата

Таблица 3

Вторая группа средств— упражнения для развития иукрепления поддерживающего хвата

Таблица 4

Вторая группа средств— упражнения для укрепления иразвития щипкового хвата

Таблица 5

Третья группа средств— упражнения для повышения силы хвата ипальцев

Заключение. Представленный материал даёт информацию о многообразии упражнений, используемых для развития мышц предплечья и укрепления кистевого хвата, последовательное освоение которых позволит привести в соответствие не только их силу, форму и объём, но и двигательные функции запястья и их функциональность.

Литература:

  1. Горбов А. М. Гиревой спорт. — М.: АСТ; Донецк; Сталкер, 2008.-13с.
  2. Гришина Ю. И. Основы силовой подготовки: знать и уметь: учебное пособие/Ю. И. Гришина. — Ростов н/Д.: Феникс, 2011. — 74с.
  3. Иванов И. С. Энциклопедия домашнего атлетизма. — М.: И-квадрат, 2001. — 106с.
  4. Королёв В. Г., Бойцова И. В. Проект ВФСК ГТО и физическая подготовленность студентов юношей/сборник материалов ХХХ Всероссийской научно-практической конференции//Проблемы и перспективы развития образования в России. — Новосибирск, 2014. — 99с.
  5. Королёв В. Г., Тимохина Л. М. Уровень физической подготовленности студентов, желающих пройти военную подготовку в ВУЗе/материалы ХI Всероссийской научно-практической конференции//Физическая культура и здоровье студентов ВУЗов. — Санкт-Петербург, 2015. — 108с
  6. Курысь В. Н. Основы силовой подготовки юношей. — М.: Советский спорт, 2004. — 149–160с.
  7. Мороз Р. П. Стань сильным. — М.: ФиС, 1984. — 10с.
  8. Петров В. К. Молодость и сила. — М.: Советский спорт, 1988. — 25с.
Основные термины (генерируются автоматически): кистевого хвата, укрепления хвата, укрепления кистевого хвата, двигательные функции запястья, Основы силовой подготовки, силовой выносливости, группа средств, определённым признакам, развития мышц предплечья, статической силы, сила кистевого хвата, силовой выносливости рук, статической силы мышц, сила мышц предплечий, Всероссийской научно-практической, Тимохина Л, Советский спорт, существующего многообразия упражнений, обучения подготовительных упражнений, функциональных возможностей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle