Библиографическое описание:

Ухарских Т. В., Бекетова С. А. Расширяем границы учебного предмета. Программа электронного курса «Служба консультаций по русскому языку» [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 192-195.



Каждый ребенок при рождении получает способность познавать окружающий мир, учиться жить в этом мире. Для некоторых детей, к сожалению, эта возможность не всегда реализуется, по состоянию здоровья.

В течение пяти последних лет в системе образования активно проводится работа по введению в практику технологий дистанционного образования. Общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования на современном этапе располагают огромными возможностями по созданию дистанционных форм взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями. Это и будет являться неоценимой помощью для семей, которые впервые услышали диагноз, прозвучавший как приговор. Родители будут рассматривать новые возможности в выборе вида деятельности, участие в вариативных развивающих образовательных программах в соответствии с интересами и возможностями ребенка.

Дистанционное обучение-это обучение при котором осуществляется целенаправленное взаимодействие обучающегося и преподавателя на основе информационных (компьютерных) технологий независимо от места проживания участника учебного процесса. [1]. Обучение на основе компьютерных телекоммуникаций обеспечивает возможность:

 чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);

 хранения информации в памяти компьютера (электронная почта) нужное количество времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки;

 интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи с преподавателем или с другими участниками обучающего курса;

 доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Internet, работы с этой информацией;

 организации совместных телекоммуникационных проектов, электронных конференций, компьютерных аудио- и видеоконференций. [1].

Наиболее значимой идей дистанционного обучения, которую мы определили, исходя из опыта работы, является организация учебного процесса с учетом возможностей каждого ребенка с особыми потребностями, т. е. оказание помощи в выработке индивидуальной образовательной траектории. Остается неоспоримым факт, что в первую очередь необходимо создать условия для получения качественного образования.

Среди многих задач, стоящих перед общеобразовательным и дополнительными учреждениями образования, особое место занимает организация взаимодействия между учреждениями. При этом необходимо учитывать:

 социальный заказ;

 учет потребностей и интересов детей;

 пожеланий родителей (законных представителей);

 возможности педагогического коллектива;

 материальную базу;

 интеграции возможностей образовательного учреждения и учреждения дополнительного образования [3].

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках позволило разработать дополнительный материал к разделу «Морфология» для 3-4 классов, который успешно использовался в работе учителями начальных классов района. Начиная с 2011 года на базе школы создан Центр дистанционного образования. Анализ работы показал необходимость создания дополнительного материала к урокам. Изучив технические возможности оболочки Moodle мы разработали и реализуем курс «Служба консультаций по русскому языку «Занимательная грамматика»». Moodle — это система управления содержимым сайта, специально разработанная для создания качественных онлайн-курсов преподавателями. Само слово «Moodle» — расшифровывается как Модульная Объектно-Ориентированная Динамическая Обучающая Среда. [2]. Считаем возможным реализацию учебного предмета русский язык в общеобразовательном учреждении и в учреждении дополнительного образования.

Программа курса «Служба консультаций по русскому языку «Занимательная грамматика»» имеет социально-педагогическую направленность. Ее актуальность состоит в том, что изучение или повторение основных вопросов русской грамматики способствуют у учащихся стремлению к расширению знаний по русскому языку.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку.

Задачи:

 изучение системных представлений о языке, его структуре, основных единицах;

 развитие мотивации к изучению русского языка;

 развитие творчества и обогащение словарного запаса;

 совершенствование общего языкового развития учащихся.

Объем учебного материала предлагаемый в каждом занятии необходимо использовать с учетом дифференцированного подхода в обучении. В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку.

Программа курса предполагает взаимодействие с другими базисными общеобразовательными предметами (например, окружающий мир, литературное чтение).

Срок реализации: 1 учебный год.

Форма занятий: объяснение, беседа, практическая работа в среде Moodle.

Продолжительность занятия должна не превышать 40-45 минут.

Предусматривается как совместная работа преподавателя и обучающегося в режиме он-лайн, так и самостоятельная работа, контроль и самоконтроль выполнения заданий. Курс полностью реализует все возможности дистанционных технологий, использует современные подходы в образовании. Среди них:

 индивидуализация процесса обучения (ученик не ограничен ни временными рамками, ни школьным кабинетом, так как дистанционные уроки проводятся по расписанию в удобное для него время)

 открытость образовательного пространства на занятиях и во внеурочное время (ученику доступны он-лайн словари, другие ресурсы)

 реализация системно-деятельностного подхода через практическую составляющую курса (информация не просто “подается” ученику, а “находится” им самим и применяется на практике)

 вариативность образовательного процесса (учитель может использовать данный материал по различным УМК, в разных объемах с учетом объёма изучаемого материала)

 содержательная интеграция с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение»

 создание «ситуации успеха», что значительно повышает качество обучения.

Результаты обучения: знакомство с новыми понятиями русской грамматики и умение применять их на практике при изучении учебного предмета «Русский язык» в основной школе, а также в практической деятельности. Контроль за достижениями ученика осуществляется через выполнение учащимся тестовых заданий.

Содержание курса

Курс «Служба консультаций по русскому языку «Занимательная грамматика» разбит на основные 6 тем, содержание которых раскрывается через разделы: «Ключ к знаниям», «По страницам русской истории», «Некоторые слова вообще невозможно проверить», «Грамматические сказки», «Кладовая», «Это ты знаешь», «Это ты знаешь*» (данный раздел обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника), «Узнаем новое и интересное». Материал каждого раздела можно изучать как последовательно, так и обращаясь к нему в качестве справочного пособия. Учитель вправе самостоятельно определять объем необходимой информации из данного курса, в соответствии с уровнем подготовки обучающегося.

В каждом занятии присутствуют

Раздел I «Ключ к знаниям»

Содержит теоретические основы: правило, определение. Сказочный герой Звездочёт предложит изучить, повторить правила русского языка за курс 3-5 классов. Рубрики раздела:

 «Рассмотри и расскажи» формирует речевые умения и навыки (говорение);

 «Рассмотри и выполни» формирует устойчивый интерес школьника к проявлению своих способностей в процессе осознанного приобретения первичного опыта;

 «Подумай и расскажи» проведение учеником сравнительного анализа представленного учебного материала на основе имеющегося опыта практической деятельности и определение побудительных мотивов для практических действий на основе собственных объяснений;

 «Выбери, выполни, поделись с другими» творческое осмысление учебного материала при реализации индивидуальных особенностей учеников и его обсуждение с другими ребятами.

Раздел II «По страницам русской истории» (фразеологизмы)

Герой раздела домовёнок Афанасий познакомит с терминами, новыми словами и выражениями русского фольклора, с их объяснением и иллюстрированием.

Раздел III «Некоторые слова вообще невозможно проверить

Чтобы узнать, как пишутся такие слова, загляни в словарь»

Хозяйка данного раздела — Мудрая сова. Она даёт ребятам возможность узнать:

 написание словарного слова; значение этого слова; употребление с другими словами (составление словосочетаний); составление предложения с новым словом; нахождение этого слова в стихах, фразеологизмах.

Раздел III «Грамматическая сказка»

Кот Баюн в сказочной форме знакомит с историей возникновения правил русского языка: «Откуда пошли названия падежей», «Откуда появились глаголы-исключения», «Волшебник Ударение» и др.

Раздел IV «Кладовая»

Герои данного раздела — Двое из ларца, (одинаковы с лица) предлагают запомнить основные правила грамматики. Цель данного раздела — систематизация знаний обучающегося.

Раздел V «Это ты знаешь и умеешь»

Пингвин Шкипер предложит для выполнения задания: «С ответом в виде текста»; «Выбери правильные утверждения», «Заполни пропуски в тексте» и др. Весь материал данного раздела направлен на анализ и синтез необходимой информации.

«Это ты знаешь*» .Представленные задания в данном разделе учитель использует по необходимости, в зависимости от уровня подготовленности обучающегося.

Раздел VI «Узнаем новое и интересное»

Материал данного раздела содержит разнообразный материал связанный с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение». Выполняя задания в данном разделе обучающийся получит возможность повторить изученный материал по данному курсу и узнает много новой информации: о своей стране, о животных, растениях мира, об истории возникновения некоторых вещей и т.д.

Учебно-тематическое планирование курса

«Служба консультаций по русскому языку «Занимательная грамматика»»

Имя существительное

  1. Части речи в русском языке
  2. Имя существительное как часть речи
  3. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
  4. Род имён существительных
  5. Число имён существительных
  6. Словообразование имён существительных
  7. Три склонения имён существительных
  8. Падежи
  9. Падежные окончания имён существительных
  10. Мягкий знак в конце существительных после шипящих

Имя прилагательное

  1. Доброе утро, имя прилагательное как часть речи.
  2. Изменение прилагательных по родам
  3. Изменение прилагательных по числам
  4. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода
  5. Склонение имён прилагательных женского рода
  6. Склонение имён прилагательных во множественном числе
  7. К словам — родственникам
  8. Вспомним все об имени прилагательном.

Местоимение

  1. Слова — указки. Местоимение как часть речи
  2. 1,2,3 лицо
  3. Предлоги перед местоимением

Глагол

  1. Здравствуй, дядюшка Глагол.
  2. Изменение глагола по временам
  3. Неопределённая форма глагола
  4. Настоящее время
  5. Правописание частицы не с глаголами
  6. Второе лицо глагола в ед. числе настоящего времени
  7. Изменение глаголов по лицам и числам называется….
  8. Полет в будущее
  9. Вспомним все о глаголе.

Наречие

  1. В гостях у наречий
  2. Правописание наречий

Числительное

  1. Числительное как часть речи
  2. Порядковые и количественные числительные

Таким образом, использование дистанционного курса «Служба консультаций по русскому языку «Занимательная грамматика»» как в общеобразовательном учреждении, так и в учреждении дополнительного образования, создает ситуацию успеха для развития обучающегося в целом, в том числе и для расширения доступа к образовательным предметам. Создание ситуации успеха позволяет ребенку почувствовать уверенность в себе, свои возможности.

Литература:

  1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 2009.
  2. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов/ под общ.ред. М. Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
  3. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. — М.: ВЛАДОС, 2008.
  4. Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально-психологические проблемы инвалидов // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1 / Под ред. В.С. Кукушина. — Ростов н/Д., 2007.
  5. Паршутина С. В. Педагогические условия формирования личности ребёнка с особыми образовательными потребностями [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 78-82.
  6. Холодкова И. В. Организация дистанционного обучения на основе интеграции очных и дистанционных форм обучения//Информатика и образование. 2009.№ 1. С.87–88.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle