Библиографическое описание:

Келбусова С. С., Соколова Д. М. Электронные образовательные ресурсы в реализации ФГОС основной школы [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 146-149.



Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежит формирование компетентностного подхода и развитие универсальных учебных действий. Совсем недавно эта тема активно обсуждалась среди учителей начальных классов, сегодня эти вопросы стали актуальны и для учителей основного звена. [1]

В настоящее время успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы (ЭОР). В помощь педагогам и детям создаются электронные образовательные ресурсы, которые размещаются в сети Интернет и на CD дисках. Учебный материал может быть представлен различными способами: с помощью текста, графиков, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.

В образовательном процессе нашей школы используются различные виды электронных образовательных ресурсов:

  1. Интернет-хранилища электронных образовательных ресурсов, адреса которых размещены на сайте школы и бесплатный доступ к ним предоставляется в учреждении через сеть интернет (http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru, http://school-collection.edu.ru/, http://window.edu.ru/...).
  2. Мультимедиа-ресурсы. Диски приложения к учебникам и образовательным программам, используемые в образовательном учреждении (электронные приложения к учебникам, интерактивные издания)
  3. Собственные электронные образовательные ресурсы, разработанные педагогами образовательного учреждения (презентации к урокам, обучающие видео, интерактивные тесты).

Учителя используют ЭОР на различных этапах урока. Например:

 на этапе актуализации знаний — электронные тесты, в том числе собственных разработок;

 на этапе объяснения нового материала — мультимедийные презентации, учебные видеофильмы;

 на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков используют программы — тренажёры, кроссворды.

Различные варианты технического оснащения кабинетов в нашей школе определяют организационно-педагогические модели применения ЭОР в учебном процессе:

 компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору, и экран;

 компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору и интерактивной доске;

 один ученик — один компьютер;

До недавнего времени в нашей школе, как и во многих других, в основном использовались первые две организационно-педагогические модели. Практически в каждом кабинете есть компьютер, проектор, экран, в некоторых — интерактивные доски, однако, с появлением учебно-лабораторного оборудования в состав, которого входит комплект ноутбуков, стало возможно применение и третьей.

В школе создана рабочая группа по использованию электронных ресурсов в образовательном процессе целью, которой является исследование уже имеющихся ЭОР и практики их использования учителями школы, а также апробация электронных учебников.

В рамках работы группы было проведено тестирование учащихся и учителей школы, чтобы выяснить, какие именно и на каких уроках используются ЭОР. В результате выяснилось, что на сегодняшний день самый популярный ЭОР на уроке — это презентация, второе место занимают аудио и видео материалы и различные компьютерные программы. Самой известной коллекцией электронных ресурсов, которую используют учителя в школе при подготовке к урокам, является openclass.ru.

Возможности, которые сегодня дает использование ЭОР на уроках переоценить невозможно, однако для подготовки к урокам мы тратим массу времени в поисках нужной, интересной информации. Бывает — находим интересные вещи и сохраняем их для себя.Ни что так сегодня высоко ни ценится как время. А его чаще всего и не хватает. Поэтому наша рабочая группа также поставила перед собой задачу: создать каталог электронных ресурсов учителей школы, чтобы обобщить опыт работы учителей со стажем и помочь молодым учителям с выбором ресурса к уроку.

Современное образование немыслимо без современных средств обучения. Особое место среди них отводится электронным образовательным ресурсам, в частности электронным учебным пособиям, воспроизводимым на компьютере.

ЭФУ (электронная форма учебника) — это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.

Электронный учебник является новой формой учебника, которая имеет больше возможностей для организации образовательного процесса и может использоваться в качестве не только источника информации, но и инструмента для выполнения практических, лабораторных работ, письменных заданий, наблюдения за различными процессами и пр.

Организация учебной деятельности с использованием электронных учебников, несомненно, предполагает учет индивидуального темпа работы детей, определенную последовательность подачи учебного материала и разнообразные формы его изучения. Расширение ресурсов печатного учебника мультимедийными и интерактивными элементами, тестами и виртуальными лабораториями создает все условия для индивидуализации процесса обучения. Ребенок, используя ресурсы электронного учебника, усваивает материал в своем темпе, создает образовательный продукт, выстраивает собственный образовательный путь, опираясь на личные качества и способности. В этой ситуации учитель уже не может продолжать обучение школьников по традиционной классно-урочной системе, при которой ученики находятся на одной стадии перед изучением нового материала, и для каждого ученика потребуется свой индивидуальный образовательный маршрут.

Электронный учебник выполняет две основные функции:

  1. Является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;
  2. Выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

Преимущества ЭФУ для учителя заключаются в следующим:

 Благодаря большому количеству имеющихся электронных образовательных ресурсов и их четкой привязке к тексту учебника учителю в большинстве случаев при подготовке к уроку не требуется самостоятельно выполнять подбор наглядного иллюстративного материала и дополнительной информации.

 Наличие большого количества практических и контрольно-измерительных ЭОРов позволяет осуществлять более интенсивный тренинг по решению заданий и быстрый контроль знаний с автоматизированной проверкой результата.

 Возможность реализации новых форм учебной деятельности, основанных на самостоятельной работе школьников с учебным материалом, включающей элементы исследования.

 Возможность индивидуализации процесса обучения для групп учащихся с разным уровнем подготовки и даже для отдельных учеников.

Преимущества ЭФУ для ученика заключаются в следующем:

 Более высокая наглядность учебного материала за счет использования иллюстративных и интерактивных мультимедиа-объектов.

 Легкость доступа к требуемому учебному материалу благодаря наличию интерактивного оглавления и навигационных инструментов на панели тулбара, системе ссылок на электронные объекты и гиперссылок на внешние информационные ресурсы и возможностям поиска по ключевым словам.

 Возможности проверки и самопроверки знаний с немедленным получением результата и возможностью повторного обращения к недостаточно усвоенному материалу.

 Электронное устройство с комплектом установленных электронных учебников по всем предметам меньше по размерам и по весу, чем комплект печатных учебников.

 Индивидуализация визуального представления материала — изменение размера шрифта, уровней яркости и контрастности. [3]

Эксперимент по вводу школьных электронных учебников в России стартовал 1 апреля 2013 года, для этого были определены 60 столичных школ. Для апробации и, возможно, дальнейшей доработки были выбраны 11 учебников: по русскому языку (5–9 классы), литературе (5 класс), истории России (7–8 классы), математике (5 класс), алгебре и геометрии (7–9 классы), физике и химии (9 класс), биологии (7 класс), а также по изобразительному искусству и музыке.

На сегодняшний день свыше 12 тыс. учеников и педагогов в 162 школах Московской области пользуются электронными учебниками издательства «Просвещение».

В этом учебном году в школах Подмосковья появились первые электронные учебники. В течение нескольких месяцев, начиная с сентября 2015 г., более 50 тыс. лицензий на электронные учебники издательства «Просвещение» основной школы и старших классов (5–11 классы) были предоставлены школам Подмосковья Министерством образования Московской области и издательским домом «Первое сентября» в рамках договора «Оказание услуги по обеспечению доступа обучающихся общеобразовательных организаций Московской области к электронным учебникам и электронным приложениям к учебникам». [2]

Электронные учебники постепенно становятся неотъемлемой частью системы школьного образования. В Вологодской области электронные учебники еще только начинают свой путь, в связи с этим одной из задач нашей рабочей группы стало изучение и внедрение электронных учебников.

Прежде чем начать внедрение электронных учебников в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40», было проведено анкетирование учителей на предмет готовности к использованию ЭОР, а именно электронных учебников. В исследовании приняли участие учителя математики, иностранного языка, информатики, истории, русского языка и литературы. Проанализировав анкеты, были получены следующие результаты:

  1. По мнению опрошенных учителей, они не смогут полностью заменить печатные. Большинство (57 %) считает, что эффективнее использовать и печатные, и электронные учебники, 27 % считают, что достаточно печатных учебников и 17 % — нужен переходный период, во время которого будут использоваться и электронные и бумажные учебники, а затем — только электронные.
  2. 53 % учителей считают, что электронные учебники следует использовать в старшей школе, 27 % — можно начать со среднего звена и 20 % — с начальной школы.
  3. На вопрос «Созданы ли условия в ОУ для использования электронных учебников?» 63 % дали ответ «частично» и 37 % — «нет».

Действительно, на данный момент большинство школ не готово к внедрению электронных учебников, так как существует ряд проблем:

Во-первых, электронные копии будут предоставлены бесплатно только первый год. В дальнейшем, их потребуется закупать школам самостоятельно. Пользовательская лицензия на работу с ЭФУ может быть предоставлена на 1 год или на 5 лет, и от этого зависит стоимость лицензии. Стоимость лицензии на 1 год — 25 % от стоимости печатного учебника, на 5 лет — 80 % от стоимости печатного учебника. Стоимость одной лицензии на предоставление годового доступа к ЭФУ составляет от 60 до 85 рублей в зависимости от стоимости печатного учебника.

Во-вторых, электронные копии есть — а устройств, предназначенных для их воспроизведения — нет. Не каждая школа может позволить себе оснастить класс планшетами или ноутбуками.

Третья проблема — это компьютерная грамотность, не каждый учитель сможет самостоятельно научиться пользоваться электронным учебником, а повышение квалификации педагогов, мастер-классы, презентации — всем этим процессом надо управлять и все стоит денег.

Внедрение ЭУ находится на первоначальном этапе, и издательства предоставляют учебники бесплатно для апробации. Так, например, если ваша образовательная организация в 2015 году приобретала напрямую у издательства «ДРОФА» учебную продукцию, входящую в действующий Федеральный перечень, вы автоматически становитесь участником проекта — «Новые возможности — каждой школе!».По условиям проекта вам предоставляются лицензии на доступ к электронным формам учебников на 2015/16 учебный год в количестве, равном закупленному по контракту. Учителю также предоставляется доступ.

Можно воспользоваться другой услугой этого же издательства. Каждому учителю предоставляется право опробовать ЭФУ издательства «ДРОФА» с одним из своих классов в течение первого полугодия 2015/2016 учебного года. Комплект лицензий на доступ к ЭФУ предоставляется для учителя и учеников в количестве 35 штук, на право пользования в срок до 1 апреля 2016 года. Для получения доступа необходимо подать заявку, прикрепив к ней справку с места работы, с указанием преподаваемых предметов. После одобрения заявки на указанный при регистрации адрес электронной почты будет направлен сертификат лицензии на использование учебников в электронной форме.

Электронные формы учебников (ЭФУ) издательства «ДРОФА» могут быть использованы как на стационарных компьютерах (настольных и ноутбуках), так и на мобильных устройствах (планшетах, смартфонах и пр.). Для корректного функционирования ЭФУ издательства «ДРОФА» рекомендуется использовать устройства с характеристиками, указанными в таблице 1.

Таблица 1

Характеристики устройств

Windows

iOS

Android

Настольные компьютеры и ноутбуки

Операционная система

Windows 7 и выше

Оперативная память

2 Gb и более

Дисковое пространство

не менее 16 Gb

Планшеты

Операционная система

Windows 8 и выше

iOS 6 и выше

Android 4.1 и выше

Оперативная память

2 Gb и более

512 Mb и более

2 Gb и более

Дисковое пространство

не менее 16 Gb

не менее 16 Gb

не менее 16 Gb

В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» электронные учебники были установлены на ноутбуки с операционной системой Windows 8. Сначала на сайте, указанном в инструкции, были зарегистрированы пользователи и для каждого из них активирована лицензия. Затем было установлено специальное приложение «Дай 5!» для загрузки электронного учебника. Это приложение предлагает пользователям все современные инструменты для работы с материалом. Можно использовать оглавление, быстро перемещаться от страницы к странице, передвигая ползунок с небольшими иконками, показывающими содержимое страницы внизу экрана, делать в тексте закладки, заметки, осуществлять поиск.

Апробированы были электронный учебник по английскому языку для 5 класса и учебник информатики для 10 профильного класса. Каждый учебник имеет интуитивно понятный интерфейс, даже пятиклассникам не составило труда в нем быстро разобраться.

Электронная форма учебника по сравнению с традиционной печатной формой обладает следующими преимуществами:

 более компактна — фактически весь комплект учебников «умещается» в одном устройство, например, планшете;

 более удобна для пользователя благодаря возможностям быстрого перемещения по разделам учебника, настройки отображения и поиска по ключевым словам;

 дополняет учебный материал электронными образовательными ресурсами — мультимедийными объектами, обеспечивающими большую наглядность и содержательную широту материала;

 позволяет учителю реализовать новые формы индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьников с элементами учебного исследования.

К сожалению, на данный момент не каждая школа может обеспечить своих учеников компьютерами или планшетами, поэтому в череповецких школах электронные учебники еще только начинают свой путь.

Литература:

  1. Суханина В. Н. Реализация ФГОС второго поколения в основной школе // [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://sch1360v.mskobr.ru/info_edu/standards/realizaciya_fgos_vtorogo_pokoleniya_v_osnovnoj_shkole
  2. Школа XXI века / В московских школах начался эксперимент по вводу электронных учебников // [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://школа21века.рф/news/64/
  3. Электронные формы учебников издательства «ДРОФА»/ [Электронный ресурс] — режим доступа: http://efu.drofa.ru/support/method/method.php

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle