Библиографическое описание:

Богданов И. В. Совместная деятельность государственных, общественных организаций и командования войсковых частей в физической подготовке молодежи к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 25-28.



В статье представлен сравнительный анализ опыта внедрения последнего Всесоюзного комплекса ГТО и современного Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, описана роль комплекса ГТО в подготовке допризывной молодежи к службе в армии и его взаимосвязь с требованиями наставления физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Ключевые слова: взаимодействие, спортивно-массовые мероприятия, физическая культура, «Готов к труду и обороне».

Joint activity of the state, public organizations and commanders of military units in the physical preparation of young people for service in the Armed Forces of the Russian Federation

The article presents a comparative analysis of the experience of implementation of the last set of TRP-Union and All-Russian modern sports complex TRP, the TRP described the role of the complex in the preparation of pre-conscription youth to serve in the army and its relationship to the requirements of the instruction in physical training of the Russian Armed Forces.

Keywords: Interaction, sports events, physical education, «Ready for Labor and Defense».

Подготовка молодежи к защите Родины становится все более ответственной и сложной в связи с возрастающими требованиями к физической подготовленности воинов. Современный опыт показывает, что допризывная молодежь имеет низкий уровень физической подготовленности. По мнению Л.Н. Качанова, В.Д. Филиппенко такие юноши в армейских условиях часто являются тормозом для всего подразделения при выполнении учебно-боевых задач. Физически ослаблены солдаты сковывают быстроту маневра воинских подразделений. Снижают темп и качество боевых действий [2].

При анализе литературы, нами не обнаружено работ, в которых бы просматривались подходы к разработке форм и методов комплексной системы управления физической культурой и спортом на территории субъекта Российской Федерации, основанной на взаимодействиях государственных и муниципальных органов власти, представителей бизнеса и гражданского общества для реализации целей и задач физического, патриотического направления в воспитании молодежи [1].

Проблема современности во взаимодействии в сфере физической культуры между администрациями муниципальных образований и воинскими соединениями — это отсутствие четких указаний местным организациям как со стороны администраций, так и со стороны воинских коллективов. На сегодняшний день все взаимодействия происходят на личностных инициативах, отсутствует достаточная регламентирующая законодательная база, отсюда сложности в регулировании взаимодействий. Ссылаться можно только на один приказ Министра Обороны РФ № 745 от 15.10.2014г «Об утверждения порядка взаимодействия органов военного управления, соединений воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации при организации и проведении мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации» [6].

Прежний опыт взаимодействия был утрачен с обновлением состава персонала в администрациях муниципальных образований и командования воинских частей в 2000 годы. Большую роль сыграло реформирование в Вооруженных Силах Российской Федерации и в системе образования. Исследование показали, что процесс взаимодействия может быть эффективным лишь тогда, когда он превращается в сотрудничество разных коллективов, действующих на основе единой программы воспитания подрастающего поколения, которая дает возможность осуществлять преемственность в работе важных институтов воспитания, какими являются органы власти Муниципальных образований, образовательных организаций и Вооруженные Силы Российской Федерации.

На сегодняшний день в Российской Федерации, возрождение взаимодействий образовательных организаций и воинских коллективов проявляется более активно с ведением Всероссийского физкультурного комплекса ГТО. Тем не менее, подготовка подрастающего поколения к службе в армии должна начинаться в семье и в школе. [1].

Выполнение нормативов ГТО является важной патриотической обязанностью каждого человека и прежде всего, молодежи, готовящейся к труду и защите Родины. Главная обязанность в подготовке учащейся молодежи к службе в армии лежит на образовательных организациях.

Основным показателем эффективности учебной и внеклассной работы учебных заведений по физическому воспитанию учащихся является уровень усвоения ими программного материала и выполнения норм и требований комплекса ГТО. В связи с этим нами были проведены обследования физической подготовленности учащихся 11 классов на предмет готовности к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и проанализирован опыт, представленный в статье Л.Н. Качанова, В.Д. Филипенкова «Оценка прикладной физической подготовленности юношей Северного Казахстана к службе в Советской армии».

Статья 80-х готов ХХ века Л.Н. Качанова, В.Д. Филипенкова полностью доказывает, что призывник того времени, сдавший комплекс ГТО на «отлично», не может сдать нормативы в Вооруженных Силах на «удовлетворительно». Тем самым затрудняется обучение военным специальностям, чтобы призывнику полноправно вступить в ряды Вооруженных Сил на правах защитника Отечества. Анализ статьи Л.Н. Качанова, В.Д. Филипенкова свидетельствует о том, что последний комплекс ГТО советского периода не готовил к прохождению службы в Вооруженных Силах РФ тем самым утратил свое прямое предназначения [2].

Результаты наших исследований говорят о том, что выпускники средней школы, которым в скором времени предстоит проходить военную службу в рядах Вооруженных Сил, не готовы к этому или готовы условно. Причиной является низкий уровень физической подготовленности подростка. Вновь введенный комплекс ГТО призван способствовать развитию физической подготовки подрастающего поколения. Комплекс ГТО должен стимулировать поднятие уровня физической подготовки. Однако, даже нормативы, соответствующие «золотому» знаку ГТО не высоки, и кроме того такие ключевые упреждения как бег по пересеченной местности на 3, 5 км, плавание 50м. которые выполняются без учета времени, когда в Вооруженных Силах установлены конкретные временные ограничения. [3].

Для выявления взаимосвязи современного Комплекса ГТО и НФП, проведем сравнительный анализ уровня физической подготовленности юношей и девушек, достигших 17 летнего возраста, в соответствии с требованиями нормативов Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО 1 ступени «Сила и мужества» (для учащихся 16-17 лет) и нормативных требований Наставления по физической подготовке Советской Армии и Военно-Морского флота (НФП-78), представленных в статье, и нового физкультурно-спортивного комплекса ГТО от 2014 года 5 ступени (возрастной группы от 16 до 17 лет), которые предназначены для подростков призывного возраста с данными Наставлением по физической подготовке Вооружённых сил РФ, приказ Министра Обороны Российской Федерации. № 200 от 2009 г. (НФП-2009г.), (в редакции Министерства Обороны Российской Федерации № 560 от 31.07. 2013г.) [1,2,3,4,5].

Логика преемственности упражнений из комплекса ГТО в НФП 2009 существует, о чем свидетельствуют нормативы упражнений комплекса ГТО 5 ступени (возрастная группа от 16 до 17 лет) и ст. 260 приложение № 21 к НФП 2009 «Требования к физической подготовленности граждан, поступающих на военную службу по контракту» и ст. 252-253 «Проверка и оценка физической подготовленности военнослужащих, прибывших в войсковую часть на ее пополнение…» такие упражнения как:

п/п

Упражнения

Для юношей

Для девушек

ГТО

НФП

ГТО

НФП

1.

Бег на 100 м.

14,6 с

15,0 с.

18,0 с.

-

2.

5 км на лыжах

25,40 мин.

28,00 мин.

-

-

3.

3 км на лыжах

-

-

19,15 мин.

-

4.

Бег на 1 км

-

4,20

-

5,50

5.

Бег на 2 км

9,20

-

11,50

-

4.

подтягивание из виса на высокой перекладине.

8 раз.

10 раз.

-

-

5.

сгибание разгибание рук в упоре лежа

-

35 раз.

9 раз.

12 раз.

Анализируя результаты выше приведенных упражнений, мы можем полагать что по ряду упражнений нормы комплекса ГТО приблизились к нормам наставления по физические подготовки в Вооруженных Силах. Но все же существует и ряд проблем, которые не позволяют в полном объеме свидетельствовать, что комплекс готовит молодёжь к службе в армии. Основной причиной являются различия между упражнениями. Некоторые упражнения присутствуют в Комплексе не существуют в Наставлении, что является проблемой для поступающих на военную службу. Молодой человек может иметь неплохую физическую подготовку, успешно справляется с комплексом ГТО, но при сдаче нормативов при поступлении на контрактную службу или в армию по призыву могут возникнуть неприятности лишь по причине неумения выполнять требования НФП.

Армию нельзя рассматривать как организацию, где физически слабо подготовленного человека вмиг закалят, сделают сильным, крепким, выносливым, мужественным, на что откровенно рассчитывать сами призывники, их родители, а подчас школьные педагоги. Для физически слабых юношей период адаптации во всех родах войск, крайне длителен, протекает тяжело. Армейские нагрузки для них являются очень трудным испытанием. И об этом надо знать всем, а не только будущим войнам. Именно поэтому физическую подготовку учащихся до призывного возраста следует приблизить к требования Вооруженных Сил. В программу физической подготовки допризывников должны быть включены упражнения из наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах: челночный бег, бег на 1 км, поднимание туловища лежа на спине (не отрывая ноги от пола), прыжки с различным поворотами, работа с отягощением (жим лежа, рывок, толчок гирь), марш-броски с полной выкладкой, преодоление полосы препятствий, стрельба, стрельба после физической нагрузки и т.д.

Необходимо продолжать развитие физической подготовке и военную подготовку молодежи, окончившей учебные заведения и на производстве, вплоть до призыва в армию. Шире использовать в этих целях оборонно-спортивные лагеря, военно-спортивные клубы.

Литература:

  1. Ачкасов, Е.Е., Машковский, Е.В., Добровольский, О.Б. Сборник нормативно-правовых документов по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [Текст] / Е.Е. Ачкасов, Е.В. Машковский, О.Б. Добровольский. — ГЭОТАР-Медиа. — М. : 2016. — 208 с;
  1. Качанова, Л.Н., Филипенкова, В.Д. Оценка прикладной физической подготовленности юношей северного Казахстана к службе в Советской армии [Текст] / Л.Н. Качанова, В.Д. Филипенкова. — Сборник статей. — М. : 1987. — С.52-59;
  2. Манухин, В.П., Богданов, И.В., Условия взаимодействий организаций физической культуры в освоении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) на примере Мурманской области.[Текст] / В.П. Манухин, И.В. Богданов. — Общероссийский педагогический журнал «Учитель 21 век». — Москва, 2016. — № 1. — 16 с;
  3. Наставлением по физической подготовке Вооружённых Сил Российской Федерации, приказ Министра Обороны Российской Федерации. № 200 от 2009 г. (НФП-2009г.), (в редакции Министерства Обороны Российской Федерации № 560 от 31.07. 2013г.);
  4. Наставления по физической подготовке Советской Армии и Военно-Морского флота, (НФП-78), приказ Министра Обороны Российской Федерации. 1978;
  5. Приказ Министра Обороны Российской Федерации № 745 от 15.10.2014г «Об утверждения порядка взаимодействия органов военного управления, соединений воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации при организации и проведении мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle