Библиографическое описание:

Немцова О. А. Организация работы с текстом на уроках русского языка в 7-8 классах как средство развития познавательных УУД [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 39-43.



Данная статья представляет основные направления методического проекта, разработанного на основе обобщения педагогического опыта, в котором найдены и апробированы типовые решения актуальной педагогической проблемы и вытекающих из нее профессиональных задач, которые в массовой практике вызывают, как правило, затруднения у учителей.

Я работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ СШ № 9 им. Харламова Ю.П. г. Волжского Волгоградской области. Несколько лет занимаюсь практической деятельностью в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее — ФГОС ООО). В своей статье представляю основные направления методического проекта, разработанного на основе обобщения педагогического опыта, в котором найдены и апробированы типовые решения актуальной педагогической проблемы и вытекающих из нее профессиональных задач, которые в массовой практике вызывают, как правило, затруднения у учителей.

В настоящее время информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни и деятельности человека важно проявление и возможность использовать функциональные и деятельностные качества. Иными словами, как сказано в докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие», школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».

Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации.

Вот почему перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение познавательных универсальных учебных действий (далее — УУД).

Проблемы:

 овладение школьниками универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах образования;

 овладение способом смыслового чтения как осмысления цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

 извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

 фиксирование информации разными способами; понимание информации, представленной в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной;

 умение пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;

 умение выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

Предлагаемые типовые решения особенно могут оказаться востребованными в связи с введением и реализацией федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее — ФГОС ООО).

Профессиональная педагогическая проблема.

Как организовать работу с текстом на уроках русского языка с целью развития познавательных УУД?

Профессиональные педагогические задачи.

 Определить сущность, особенности, значение развития познавательных УУД обучающихся 7-8 классов (на примере теоретического материала).

 Отобрать дидактический материал и обосновать оптимальные методы и приемы работы с текстом на уроках русского языка на подготовительном этапе развития познавательных УУД в 7-8 классах.

 Систематизировать дидактический материал для развития познавательных УУД обучающихся 7-8 классов для реализации основного этапа.

 Определить формы промежуточной диагностики полученных результатов с его последующим представлением.

Теоретические основы решения профессиональных задач.

Теоретическую основу решения профессиональных задач составляют нормативно-правовая база (ФГОС ООО, ООП ООО, Фундаментальное ядро и т.д.) статьи методологов, разработки педагогов-новаторов и методистов.

Проблемы грамотного чтения текста школьниками с целью понимания его смысла, умения выделять главное и второстепенное, выполнять задания по тексту и т.д. описаны еще 15 лет назад Г.С. Ковалевой, Э.А. Красновским в статье «Новый взгляд на грамотность» (По результатам международного исследования PISA-2000), где подробно изложены концептуальные подходы к оценке грамотности, оценка выполнений заданий, выводы, причины, рекомендации. Неутешительными результатами этих исследований стали результаты российских школьников. Необходимо было незамедлительно начать работу школьников по формированию и развитию навыков грамотного чтения. Этому способствовала работа с текстом.Важным условием полноценной читательской деятельности на любом из ее этапов является внимательное отношение к слову.

Текст— это посредник между автором и читателем. Чтобы общение состоялось, читатель должен воспринимать реальность, выраженную в тексте, во всей полноте и в то же время не приписывать тексту смыслов, которых в нем нет. Мысль автора нужно понимать дословно. Процесс понимания текста — это процесс понимания каждого слова, словосочетания, фразеологического оборота, это способность находить ключевые предложения и понимать их смысл, то есть осознать, что автор имел в виду, сообщая ту или иную информацию.

В 2010 году был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Соответственно, разработаны примерные программы по учебным предметам. Основным индикатором функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, стали УУД. Говоря об умении извлекать информацию из различных источников, перерабатывать ее и систематизировать, осмысливать цель чтения, выбирая его вид, мы понимаем, что текст является основным средством обучения, а учебные действия, формируемые в этом направлении, называются познавательными.

В своей работе руководствуюсь основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СШ № 9 им. Харламова Ю.П. г. Волжского в части раздела «Программа формирования УУД», междисциплинарная учебная программа «Формирование ИКТ-компетенции», междисциплинарная учебная программа «Стратегия смыслового чтения и работы с текстом».

В качестве методических разработок использую опыт Т.М. Пахновой, Г.Т. Егораевой, которые отводят работе с текстом важную роль.

Система педагогических средств решения профессиональных задач:

Современная школа, вынужденная «объять необъятное», обращается к системно-деятельностному подходу обучения учащихся: от действия — к мысли.

Овладение учащимися познавательными УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

Высокая эффективность деятельности учителя и ученика на уроке обеспечивается внутренней взаимообусловленной связью различных методических средств в сочетании с системой оригинальных упражнений.

Структура уроков русского языка в 7-8 классах предполагает систему работы с текстовыми упражнениями, так как именно текст позволяет полнее и точнее понять значение изучаемой языковой категории, ее грамматические особенности и функциональное назначение.

В работе с текстом я выделяю два этапа: подготовительный и основной.На подготовительном этапе учащимся предъявляется текст в незавершенном виде, без сформулированного к нему задания — исходный материал.

Формы его различны:

 текст деформированный: с переставленными или измененными по месту частями;

 текст, который следует дополнить определенными языковыми категориями;

 незаконченный: пропущенными в нем словами, словосочетаниями, фразами, предложениями, абзацами и т.д.

Особенность такого подхода в том, что самостоятельно осуществляемый, разносторонний предварительный анализ исходного материала помогает учащимся приобрести очень важное умение — видеть без воздействия и подсказки со стороны орфографические, синтаксические и другие особенности той или иной записи.

На основном этапе учащиеся записывают текст и последовательно выполняют три-четыре задания. Первое — по орфографии, второе — по другим разделам. В одно из них включается задание по изучаемой теме. Как правило, задания носят нетрадиционный, поисковый характер. Они составляются так, чтобы учащиеся не получили точных указаний, с какой именно языковой категорией они будут работать. Школьникам сообщаются только ориентиры для их нахождения и действия, которые необходимо осуществить. Поисковые действия носят разнообразный и постоянно усложняющийся характер. Перечень заданий к текстовым упражнениям может быть различный по степени сложности. Необходимо сохранить принцип постепенного усложнения заданий. Распространенные виды комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений, нацеленных на речемыслительную деятельность и более высокую степень самостоятельности школьников при работе с ними, направлены на дальнейшее развитие логического мышления и творчества учащихся. Уроки же, проводимые по данной методике, эффективны и интересны для школьников, а учитель получает возможность достичь более высокого уровня результативности и продуктивности учебного процесса.

Методика решения профессиональных задач.

Очевидно, что современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование познавательных УУД. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД. Предмет русский язык, на мой взгляд, относится к дисциплине наиболее благоприятной для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития.

Как развивать познавательные УУД (в рамках представленного опыта) на уроках русского языка в 7-8 классах?

Формирование познавательных УУД сегодня немыслимо без использования информационных технологий. Методы и приемы при проведении уроков с использованием информационных технологий:

методика организации компьютерного практикума на уроках русского языка (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями);

методика использования творческих заданий на уроках с применением программ Microsoft Office: Word, Excel, PowerPoint;

 методика использования обучающе-контролирующих программ на уроках русского языка (ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры, электронное пособие «Уроки русского языка» издательский дом «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» и др.).

Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу обучающихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности. Она позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, а также и самомотивацию школьника.

На уроках русского языка я целенаправленно использую возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, то есть реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию познавательных УУД.

Использование нестандартных заданий.

Главный отличительный признак нестандартных заданий — их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой.

Из нестандартных заданий можно отметить следующие:

 «перевод» иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов;

 «перевод» текстов, составленных в одном стиле, на «язык» другого стиля;

 угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;

 расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам.

Работа с таблицами и схемами. В своей работе на уроках теоретический материал стараюсь вводить крупными блоками. Раскрывая его содержание, включаю, где это возможно, различные средства конкретизации.

С пятого класса мы составляем опорные конспекты, ведем тетради, где собран практически весь материал в крупных блоках. Это используется при подготовке творческих работ: сочинений, рефератов, исследовательских работ, а также при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

К числу универсальных учебных действий относится работа с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема), овладение умениями преобразования информации из одного вида в другой.

На уроках использую таблицы и схемы обобщающего характера.

Работа со словарными словами.

Творческий подход позволяет формировать различные виды УУД и при работе со словарными словами. При традиционном подходе со словом мы просили ученика выучить это слово. Очень часто мы говорили: «Запомните… Это надо запомнить …», но при этом не разъясняем, как именно надо запоминать.

Работа с текстом. Этапы работы.

Для успешного формирования познавательных УУД при работе с текстом ставлю перед собой следующие задачи:

1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;

2) подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.

Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом: комплексная работа с текстом; лингвостилистический анализ текста; сочинение-рассуждение; редактирование текста; различные виды диктантов; интеллектуально-лингвистические упражнения; работа с текстами-миниатюрами.

В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова.

Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).

Необходимость формирования УУД очевидна. Овладение УУД ведёт к формированию самостоятельности, успешному владению умениями, освоению новых знаний.

Учитель выступает в роли консультанта, координатора проблемно-ориентированной исследовательской познавательной деятельности, он создает условия, поддерживает инициативу. Учебный предмет не самоцель, а средство развития школьника.

Продуманное владение современными технологиями, творческий подход, совершенствование средств обучения и развития ведет к положительным итогам.

Продукты методического проекта.

 Определены сущность, особенности, значение развития познавательных УУД обучающихся 7-8 классов (на примере теоретического материала).

Создан банк заданий (дидактический материал) с рекомендательными пометками для реализации подготовительного этапа работы.

 Определены формы промежуточной диагностики полученных результатов с его последующим представлением.

Предполагаемые результаты: если на уроках русского языка созданы условия для успешного формирования всех видов УУД, то у учащихся отмечается:

 высокий уровень сформированности познавательной компетенции;

 повышение интереса к предмету;

 прочное и неформальное усвоение знаний;

 умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;

 умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;

 активизация творческой деятельности — желание участвовать в различных творческих конкурсах.

Эффективность работы подтверждена позитивными результатами итоговой успеваемости (100 %), результатами ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, наличием призеров муниципального, регионального этапов всероссийской олимпиады школьников, творческих конкурсов различных уровней. Наблюдается позитивная динамика качества знаний. В рамках промежуточной аттестации обучающимися выполняются метапредметные контрольные работы, в основе которых лежит работа с текстом. По итогам полугодия, года осуществляется мониторинг сформированных УУД.

Условия эффективности и использования типовых решений в практике.

Данный опыт реализуется в общеобразовательной школе. Уровень обученности школьников — средний. Большинство обучающихся читают медленно, не владея приемами осмысленного чтения текста. Кроме уроков русского языка, школа предоставляет возможность реализовывать данный опыт на дополнительных индивидуально-групповых занятиях (1 час в неделю), во внеурочной деятельности (курс «Основы русской словесности», 1 час в неделю). Видеть промежуточные результаты опыта можно на основе диагностики предметных и метапредметных результатов. Школа в пилотном режиме реализует ФГОС в 6-8 классах, в штатном режиме — в 5-х классах.

Ресурсное обеспечение соответствуют современным требованиям: кабинет, оснащенный мультимедиа аппаратурой, интерактивная приставка MIMIO; программно-методическое обеспечение, образование и квалификация учителя (курсы переподготовки, семинары, экспертная работа, обобщение опыта).

Литература:

  1. Асмолов А.Г. и др. Пособие для учителя. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2010.
  2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. В.И.Даль и его словарь. Дидактические материалы. М.: Вербум-М, 2001.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle