Библиографическое описание:

Макарова Е. В., Агеева Е. С., Музалева М. А. Цифровые образовательные ресурсы на уроках английского языка [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 289-293.



В связи с переходом Российского образования на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и смещения роли учителя с источника знаний на проводника в приобретении знаний учащимися, возрастает потребность учителя в современных технических средствах обучения (ТСО).

ТСО — системы, комплексы,устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения егоэффективности. [1]

ТСО разделяют на классификации в зависимости от способов применения:

 информационные;

 программированного обучения;

 контроля знаний;

 тренажеры;

 комбинированные. [2, с.432]

Плакаты, кинопроекторы, графопроекторы, телевизионные комплексы, комплекты для изучения различных предметов, лингафонные кабинеты составляют многообразие технических средств обучения, но особенно, хотелось бы, выделить цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), т. к. именно они являются универсальными информационными средствами обучения.

Под ЦОР понимается любая информация образовательного характера. ЦОР разделяют на две группы: информационные источники (тексты, статические и динамические изображения, анимационные модели и т. д.) и информационные инструменты (обеспечивающие работу с информационными источниками)

Основным источником ЦОР в настоящий момент служит Интернет. Учитель может организовать учебно-воспитательный процесс используя как сервисы сети (чат, электронная почта, видеоконференция и т. д.), так и ЦОР, которые широко представлены в глобальной паутине, на своих уроках. Это позволяет не только заинтересовать учащихся в изучении иностранного языка, но и помогает овладеть коммуникативной и межкультурной компетенцией.

Наилучшим способом организации и систематизации ЦОР является создание персонального сайта учителя. Такой информационный ресурс позволяет организовать работу учащихся, как во время урока, так и дистанционно, например, при отсутствии учащегося на уроке или при выполнении домашнего задания.

В ходе урока учитель использует различные ЦОР для демонстрации подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор, использует виртуальные лаборатории и интерактивные модели в режиме фронтальных лабораторных работ. Рассмотрим применение таких ресурсов на уроке английского языка в 6 классе при изучении темы «Home, sweet home».

В качестве фонетической зарядки учащимся предлагается выполнить задание, созданное с помощью ресурса LearningApps. Оно направленно на отработку чтения гласных букв в открытом слоге (рис. 1).

C:\Users\Школа12-206\Desktop\1.jpg

Рис. 1. Задание для фонетической зарядки

В ходе выполнения задания учащимся предлагается выбрать вкладку со звуком, после чего подобрать слова, в которых данный звук встречается. Если слово было выбрано верно, часть пазла, содержащая данное слово откроется, в противном случае, слово будет выделено красным цветом.

C:\Users\Школа12-206\Desktop\2.jpg

Рис. 2. Промежуточный этап работы над фонетической зарядкой

Ресурс LearningApps позволяет не только пользоваться уже готовыми заданиями, но и создавать собственные упражнения различной видов. Отличительной особенностью LearningApps является простота и понятность в использовании. Кроме того, пользователю предоставляется возможность добавить упражнение на свой сайт, т. к. автоматически генерируется HTML-код (рис. 3).

Рис. 3. Генерируемый HTML-код на ресурсе LearningApps

На этапе изучения нового материала учащимся предлагается выполнить задание с материалами образовательных порталов, на примере Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (fcior.edu.ru) [].

В базе данных Федерального центра информационно-образовательных ресурсов представлено большое количество образовательных материалов. Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию цифровых образовательных ресурсов различного типа. Электронные учебные модули разделены по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин и представляют собой законченные интерактивные мультимедиа продукты, нацеленные на решение определенной учебной задачи.

На уроках английского языка используются модули различной направленности. Например, на начальном этапе урока, во время изучения новой темы рекомендуется применять модуль усвоения новой информации. Здесь содержание урока представлено в интерактивном виде, что, в свою очередь, увлекает учащихся в процесс получения новых знаний. Информационные модули имеют звуковое сопровождение. Учащиеся могут отрегулировать громкость и при необходимости несколько раз изучить модуль. Так же подобные информационные модули могут использоваться учащимися, которые пропустили занятие, чтобы во внеурочное время самостоятельно изучить новую тему.

C:\Users\Екатерина\Desktop\1234.jpg

Рис. 4. Информационный модуль. Present Simple and Present Continuous

На этапе изучения нового материала учащиеся просматривают ролик о строении дома в Англии (рис. 5).

C:\Users\Екатерина\Desktop\123.jpg

Рис. 5. Видеоролик «Структура дома в Англии»

На этапе проверки знаний учащимся предлагается выполнить задание «House». В данном упражнении необходимо правильно соединить слово, обозначающее название комнаты или предмета, с рисунком (рис. 6). Учащийся передвигает слово на рисунок, если учащийся правильно выполнил задание, то выбранные пары выделяются зеленым цветом, иначе — красным цветом.

C:\Users\Екатерина\Desktop\ssdds.jpg

Рис. 6. Задание «House»

При проведении рефлексии учащимся предлагается построить дом своей мечты. Необходимо указать цвет кадого кирпичика (рис. 7).

C:\Users\Екатерина\Desktop\sgsdfsd.jpg

Рис. 7. Рефлексия

Технические средства обучения облегчают работу учителя, помогают выбирать такие задания, которые обеспечивают использование знаний учащихся при решении задач, позволяют организовывать дифференцированный подход, контролировать и направлять ход работы, проверять итог работы учащихся. Таким образом, центральное место в электронном пространстве учителя.

Литература:

  1. Словари и энциклопедии на академике. [Электронный ресурс]. — http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/139509/Технические
  2. Хуторской, А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А. В. Хуторской. — СПб.: Питер, 2004. — 541 с.: ил.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle