Библиографическое описание:

Сидельникова М. А., Клочкова Г. М. Особенности развития творческого воображения младших подростков в системе дополнительного образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: Асгард, 2016. — С. 201-205.



Статья посвящена актуальной проблеме развития творческого воображения младших подростков. Рассмотрены различные точки зрения исследователей на сущность и природу воображения как психического процесса. Развитие творческого воображения детей 10–12 лет имеет ряд особенностей, связанных с возрастными изменениями. Наиболее благоприятные условия для развития творческого воображения складываются в дополнительном образовании, где учитываются склонности детей, создается ситуация успеха, обеспечивается комфортная обстановка.

Ключевые слова: воображение, развитие творческого воображения, младшие подростки, дополнительное образование.

Вопросы, связанные с сущностью воображения и взаимосвязью его с другими психическими процессами являются дискуссионными. Существует две точки зрения относительно природы воображения. Такие ученые как В. Вундт, А. В. Брушлинский, О. К. Тихомиров и другие утверждают, что воображение не является особой формой отражения действительности, отмечают сходство воображения и мышления, отожествляя эти психические процессы. Т.Рибо, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и другие исследователи рассматривают воображение как самостоятельный процесс, который тесно связан с другими психическими процессами и имеет другие механизмы, не относящиеся к процессу мышления.

Существует несколько подходов к определению понятия творческое воображение. Одни рассматривают творческое воображение как процесс создания новых образов, но не новых мыслей, идей, понятий, другие же, видят творческое воображение как самостоятельное создание новых образов, которые в дальнейшем реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Л. И. Шрагина высказывает мнение, что природа творческого воображения и мышления сходны по механизмам деятельности, но направлены на разные цели: мышление направлено на анализ окружающей действительности, в то время как, воображение — это процесс создания новых образов и идей. Многие отечественные и зарубежные исследователи, занимающиеся проблемами изучения и развития воображения, утверждают, что воображение — это крайне сложный по своему составу процесс, поэтому и изучение его достаточно затруднительно.

Нельзя отрицать, что творческое воображение важный психический процесс, присущий только человеку. Воображение является необходимым условием деятельности человека, поэтому развитие творческого воображения является актуальной задачей.

Являясь необходимым элементом любой творческой деятельности, воображение играет особую роль в жизни ребенка. Именно благодаря воображению дети в процессе своего развития могут придумывать что-то оригинальное, совершенствовать и создавать различные образы и модели. Наиболее благоприятным для эффективного развития воображения является возраст от 5 до 12 лет.

Подробнее остановимся на развитии воображения в младшем подростковом возрасте (10–12 лет). В психолого-педагогической литературе часто младшим подросткам приписывают черты десятилетних детей или же двенадцатилетних подростков. Данный период перехода из младшей в среднюю школу относятся к числу критических, связанных с изменениями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений.

Поведение младших подростков характеризуется повышенной активностью, стремление к деятельности, расширением сферы интересов. Дети данной возрастной категории обладают особой восприимчивостью и гибкостью поведения, они открыты для сотрудничества, имеют достаточную интеллектуальную зрелость, что позволяет взрослым строить отношения на принципах сотрудничества и партнерства. У детей активно проявляется интерес к своему внутреннему миру, возрастает значимость оценки самого себя, на первый план выходят такие потребности как самовыражение и взаимодействие. В этот период младшие подростки гибки, пластичны, готовы к переменам и открыты для сотрудничества, все познавательные процессы становятся более интеллектуализированы.

То есть, к этому времени у ребенка происходят наиболее значительные изменения в сознании, характеризующиеся значительной подвижностью в психических процессах, поэтому в этом возрасте он уже владеет непроизвольным и произвольным воображением. Воображения сближается с процессом теоретического мышления, давая импульс к творчеству. В большинстве своем младшие подростки используют возможности творческого воображения, хотя не для всех достижение некоего творческого результата является ценным.

Данный возрастной период также важен для становления мировоззрения ребенка, так как, то, чем занимается младший подросток в свободное от уроков время, откладывает отпечаток на его дальнейшую жизнь.

В процессе творческого развития детей значительную роль играет система дополнительно образования, которая является уникальной с точки зрения создания творческой атмосферы общения по интересам, организации общественно полезной деятельности. В учреждениях дополнительного образования происходит подбор и предложение видов деятельности, соответствующих склонностям детей, создание ситуации успеха, которая обеспечивает творческую мотивацию, личностное общение, комфортную обстановку.

В системе дополнительного образования занятия направлены на развитие творческого потенциала, создают условия для развития и реализации творческой личности. Занятия в системе дополнительного образования для подростка имеют большое значение, так происходит совершенствование качеств его личности, расширение и углубление кругозора, раскрытие способностей и талантов, а также его самоутверждение и самореализация. При этом следует заметить, что творческая деятельность и в дальнейшем становится эффективным средством образования и воспитания учащегося, а также выбора профессии.

Таким образом, развитие творческого воображения в период младшего подросткового возраста имеет особенности, связанные с развитием психических процессов и изменении поведения, которые нужно учитывать. Наиболее благоприятные условия для развития творческого воображения могут быть созданы в системе дополнительного образования, которая обеспечивает активное включение ребенка в социальные отношения окружающей среды и возможность общения, создание ситуации успеха.

Литература:

  1. Шрагина, Л. И. Психология воображения как методологическая проблема (на примере анализа работ В. Вундта и Т. Рибо) [Текст] / Л. И. Шрагина// Psihologie pedagogie specială asistentă socială. — № 3. (32). — 2013. — p.11–27.
  2. Волгуснова, Е. А. Специфические особенности развития творческого воображения у младших школьников [Текст] / Е. А. Волгуснова //Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. —2014. — Том 20, № 3. — С.44–47.
  3. Величко, Ю. В. О соотношении понятий «креативность», «творческие способности», «творческое воображение», «творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов [Текст] / Ю. В. Величко// Известия Самарского научного центра РАН. — 2014. — № 2–3. — С.629–631.
  4. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст]/ Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2009. — 444 с.
  5. Федорова, Т. В. К вопросу о сущности, структуре и реализации воображения [Текст] / Т. В. Федорова// Сибирский педагогический журнал. — 2009. — № 13. — С.276–283.
  6. Клочкова Г. М. Формирование творческого мышления — стратегическая проблема современной педагогики [Текст] /Г. М. Клочкова/ Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры: Сб.материалов Всероссийской научно-практической конференции, 10–12 ноября 2010г./под общ.ред. В. Ф. Балашовой.- В 2-х т.-Тольятти: ТГУ, 2010. –Т.1.-355 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle