Библиографическое описание:

Мищенко И. Е. Проблема профилактики девиантного поведения курсантов в среде современного военного вуза [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 254-256.



Статья посвящена проблеме профилактики девиантного поведения в современных военных вузах, роли и месте культурно-досуговой деятельности в данном процессе.

Ключевые слова: курсанты, профилактика, воспитание, культурно-досуговая деятельность.

Офицерство всегда являлось образцом нравственности, благородства, воспитанности и образованности. Современные требования к личности военнослужащих остались прежними, но под влиянием негативных факторов окружающей социальной среды формирование вышеперечисленных качеств со временем усложняется. Обязанность поддержания высокого имиджа военнослужащих возлагает на себя воспитательная работа, проводимая с личным составом военного вуза.

В современном понимании под воспитанием военнослужащих подразумевается целостный педагогический процесс, направленный на формирование и развитие личностных и профессиональных качеств, необходимых для решения поставленных задач в мирное и военное время.

Ввиду резких изменений, произошедших в конце прошлого века и негативно отразившихся на поколении 90-х, на лидирующие позиции в процессе воспитания выходит профилактика девиантного поведения военнослужащих.

Девиантным (отклоняющимся) поведением называется совокупность поступков, выходящих за рамки принятых норм. Причем такое поведение должно быть устойчивым и ситуативно необусловленным. Например, человек, защищающий свою семью от нападения с применением грубой физической силы, не может быть девиантом, если обычно он примерный и законопослушный гражданин, не склонный к проявлению подобного поведения.

Ученые, занимающиеся проблематикой отклоняющегося поведения, утверждают, что девиантность затрагивает не только поведенческую сторону личности, но и его духовный мир: происходит деформация ценностей и моральных устоев, девиант может не осознавать пагубность своих поступков и принимать их за истину [1, с.112]. Данный факт, безусловно, указывает на затруднение процесса перевоспитания, на сопротивление и нежелание избавляться от приобретенного негативного социального опыта.

Говоря о девиациях в курсантской среде, стоит обратиться к основам воспитательной работы с военнослужащими. Воспитательная работа объединяет несколько компонентов: информационно-пропагандистскую работу, работу по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, военно-социальную, психологическую, культурно-досуговую работу, а также защиту личного состава от негативного информационно-психологического воздействия (организуется в чрезвычайных ситуациях) [2, с. 40]. В интересах данного исследования далее речь пойдет о культурно-досуговой работе (далее будет использоваться понятие культурно-досуговой деятельности), проводимой с курсантами военных вузов, так как именно в процессе досуговых и культурных мероприятий происходит восстановление и поддержание истинных морально-нравственных и социально значимых ценностей, важных для поддержания положительного имиджа военнослужащих.

Культурно-досуговой деятельностью называется совокупность мероприятий информационной, воспитательной и развлекательной направленности, результатом которых является улучшение и поддержание духовно-эмоционального состояния, удовлетворение культурных потребностей, а также воспитание необходимых морально-боевых качеств средствами культуры и искусства [3, с.404; 4, с.54].

Возвращаясь к проблематике отклоняющегося поведения в курсантской среде, необходимо уточнить методы воспитания и профилактики правонарушений, распространенные в военных ВУЗах.

Методом воспитания называется совокупность средств и приемов педагогического воздействия на объекты воспитания, направленное на формирование личностных и профессиональных качеств, необходимых для решения боевых задач и ведения профессиональной деятельности. Основными методами воспитания в военных вузах являются: убеждение, пример, упражнение, соревнование, поощрение, критика, самокритика и принуждение, а также включение курсантов в различные виды деятельности [5, с.328; 6, с.14].

Описанные выше методы воспитания превентивно-профилактической направленности, организуемые в целях минимизации случаев проявления девиантного поведения в курсантских подразделениях, реализуются средствами культурно-досуговой работы в рамках таких мероприятий как: диспуты, просмотр кинофильмов, встречи с ветеранами, военно-спортивно-патриотические и военно-командные игры, смотры художественной самодеятельности, КВН и т. д.

Проблематикой девиантного поведения в воинском коллективе занимаются исследователи: Р. А. Сафиуллин, И. П. Полищук, И. А. Алехин, О. А. Емельянов, Н. И. Резник, С. М. Кетько, Ш. Ш. Хайрулин, Р. Ю. Поляков и др. В своих работах авторы описывают меры по профилактике и предупреждению правонарушений и неуставных взаимоотношений в воинском коллективе. В целом, исследователи придерживаются единого мнения о необходимости подбора компетентных кадров и индивидуального подхода в работе с курсантами-нарушителями, либо оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Однако Н. И. Резник в соавторстве с И. А. Алехиным предлагают четыре группы методов профилактики девиантного поведения: реконструктивные, компенсаторные, корректирующие и стимулирующие (согласно выполняемым функциям) [7, с.312; 8, с.284].

Данные методы реализуются в процессе культурно-досуговой деятельности курсантов. Применительно группе реконструктивных методов, объединяющей в себе методы переубеждения, переучивания и «реконструкции характера», в процессе культурно-досуговой деятельности происходит смена ценностной и мировоззренческой парадигмы, отказ от негативных установок (метод переубеждения); создание комфортной среды, формирование устойчивых социально одобряемых поведенческих стереотипов, а также управление коллективным мнением средствами культуры и досуга (метод переучивания).

Организуя внеучебную деятельность курсантов, привлекая их в любительские творческие объединения, где военнослужащие с девиантным поведением оказываются в новом коллективе, создаются условия для разрыва нежелательных контактов, что лишает девианта подкрепления со стороны негативно влияющей компании. Таким образом, мероприятия культурно-досуговой работы реализуют компенсаторную группу методов профилактики девиантного поведения.

Аналогично реализуется корректирующая группа профилактических методов. Здесь в процессе межличностного взаимодействия во время участия в досуговых мероприятиях происходит сплочение курсантов, формирование здорового мнения, установок и, как следствие, — осуждение отклоняющегося поведения со стороны всего коллектива, что служит ярким примером метода опосредованного педагогического воздействия, входящего в группу корректирующих методов.

Психологи Расселл Э. Пауэлл (Russell A. Powell), П. Линн Хани (P. Lynne Honey) и Дайэн Дж. Симбалук (Diane G. Symbaluk), исследуя типы наказаний, выделяли позитивные и негативные. Лишая курсантов желаемого (применительно к данному исследованию понимается вид деятельности), происходит реализация негативного типа наказаний, что, согласно исследованию, приводит к снижению устремлений вести себя подобным образом (что привело к наказанию) [9, с.364]. Подобный способ воздействия с целью коррекции поведения аналогичен методам принуждения и самоисправления, входящим в группу стимулирующих методов, широко применяемых в армейской среде [7, с.312; 8, с.284].

Подводя итог вышесказанного, очевидно, что мероприятия культурно-досуговой деятельности, проводимой с курсантами военных вузов в рамках воспитательной и профилактической работы, способны реализовать большинство методов по предупреждению отклоняющегося поведения. Таким образом, культурно-досуговая деятельность является одним из основных средств профилактики девиантного поведения, что способствует поддержанию положительного имиджа военнослужащих в современном обществе.

Литература:

  1. Полищук И. П. Профилактика отклоняющегося поведения курсантов военного вуза как социально-педагогическая проблема // Вестник Костромского Государственного Университета им. Н. А. Некрасова. Серия: педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. — Кострома: Костромской Государственный Университет им. Н. А. Некрасова, 2007. — С. 110–114.
  2. Н. И. Резник. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. — М.: ГУВР, 2005. — 344 с.
  3. Башлаков А. А. Военная педагогика. — М.: Красная звезда, 2008. — 504 с.
  4. Воспитательная работа: содержание, организации, методика; под общей редакцией Н. И. Резника. — М.: Телисс, 2002. — 94 с.
  5. Барабанщиков А. В. и др. Основы военной психологии и педагогики: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. — М.: Воениздат, 1981. — 366с., ил.
  6. Основы организации воспитательной работы в военно-учебных заведениях Министерства Обороны Российской Федерации. Введены в действие указаниями статс-секретаря-заместителя Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. № 172/176423. — М.: ГУВР ВС РФ, 2008. — 127 с.
  7. Резник Н. И. Теория и практика воспитания военнослужащих. — М.: ГУВР, 2005. — 342 с.
  8. Алехин И. А. Педагогика. — Монино: ВВА им. Ю. А. Гагарина, 2004. — 168 с.
  9. Russell A. Powell, P. Lynne Honey, Diane G. Symbaluk. Introduction to Learning and Behavior. — Fourth Edition. — Belmont: Wadsworth, 2013. — 637 р.
Основные термины (генерируются автоматически): девиантного поведения, профилактики девиантного поведения, культурно-досуговой деятельности, военного вуза, методов профилактики девиантного, поведения курсантов, девиантного поведения курсантов, курсантов военного вуза, девиантного поведения военнослужащих, имиджа военнослужащих, положительного имиджа военнослужащих, Проблематикой девиантного поведения, проявления девиантного поведения, процессе культурно-досуговой деятельности, курсантами военных вузов, поведения курсантов военного, Воспитательная работа, проблеме профилактики девиантного, Российской Федерации, культурно-досуговой деятельности курсантов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle