Библиографическое описание:

Мищенко И. Е. Проблема профилактики девиантного поведения курсантов в среде современного военного вуза [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 254-256.



Статья посвящена проблеме профилактики девиантного поведения в современных военных вузах, роли и месте культурно-досуговой деятельности в данном процессе.

Ключевые слова: курсанты, профилактика, воспитание, культурно-досуговая деятельность.

Офицерство всегда являлось образцом нравственности, благородства, воспитанности и образованности. Современные требования к личности военнослужащих остались прежними, но под влиянием негативных факторов окружающей социальной среды формирование вышеперечисленных качеств со временем усложняется. Обязанность поддержания высокого имиджа военнослужащих возлагает на себя воспитательная работа, проводимая с личным составом военного вуза.

В современном понимании под воспитанием военнослужащих подразумевается целостный педагогический процесс, направленный на формирование и развитие личностных и профессиональных качеств, необходимых для решения поставленных задач в мирное и военное время.

Ввиду резких изменений, произошедших в конце прошлого века и негативно отразившихся на поколении 90-х, на лидирующие позиции в процессе воспитания выходит профилактика девиантного поведения военнослужащих.

Девиантным (отклоняющимся) поведением называется совокупность поступков, выходящих за рамки принятых норм. Причем такое поведение должно быть устойчивым и ситуативно необусловленным. Например, человек, защищающий свою семью от нападения с применением грубой физической силы, не может быть девиантом, если обычно он примерный и законопослушный гражданин, не склонный к проявлению подобного поведения.

Ученые, занимающиеся проблематикой отклоняющегося поведения, утверждают, что девиантность затрагивает не только поведенческую сторону личности, но и его духовный мир: происходит деформация ценностей и моральных устоев, девиант может не осознавать пагубность своих поступков и принимать их за истину [1, с.112]. Данный факт, безусловно, указывает на затруднение процесса перевоспитания, на сопротивление и нежелание избавляться от приобретенного негативного социального опыта.

Говоря о девиациях в курсантской среде, стоит обратиться к основам воспитательной работы с военнослужащими. Воспитательная работа объединяет несколько компонентов: информационно-пропагандистскую работу, работу по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, военно-социальную, психологическую, культурно-досуговую работу, а также защиту личного состава от негативного информационно-психологического воздействия (организуется в чрезвычайных ситуациях) [2, с. 40]. В интересах данного исследования далее речь пойдет о культурно-досуговой работе (далее будет использоваться понятие культурно-досуговой деятельности), проводимой с курсантами военных вузов, так как именно в процессе досуговых и культурных мероприятий происходит восстановление и поддержание истинных морально-нравственных и социально значимых ценностей, важных для поддержания положительного имиджа военнослужащих.

Культурно-досуговой деятельностью называется совокупность мероприятий информационной, воспитательной и развлекательной направленности, результатом которых является улучшение и поддержание духовно-эмоционального состояния, удовлетворение культурных потребностей, а также воспитание необходимых морально-боевых качеств средствами культуры и искусства [3, с.404; 4, с.54].

Возвращаясь к проблематике отклоняющегося поведения в курсантской среде, необходимо уточнить методы воспитания и профилактики правонарушений, распространенные в военных ВУЗах.

Методом воспитания называется совокупность средств и приемов педагогического воздействия на объекты воспитания, направленное на формирование личностных и профессиональных качеств, необходимых для решения боевых задач и ведения профессиональной деятельности. Основными методами воспитания в военных вузах являются: убеждение, пример, упражнение, соревнование, поощрение, критика, самокритика и принуждение, а также включение курсантов в различные виды деятельности [5, с.328; 6, с.14].

Описанные выше методы воспитания превентивно-профилактической направленности, организуемые в целях минимизации случаев проявления девиантного поведения в курсантских подразделениях, реализуются средствами культурно-досуговой работы в рамках таких мероприятий как: диспуты, просмотр кинофильмов, встречи с ветеранами, военно-спортивно-патриотические и военно-командные игры, смотры художественной самодеятельности, КВН и т. д.

Проблематикой девиантного поведения в воинском коллективе занимаются исследователи: Р. А. Сафиуллин, И. П. Полищук, И. А. Алехин, О. А. Емельянов, Н. И. Резник, С. М. Кетько, Ш. Ш. Хайрулин, Р. Ю. Поляков и др. В своих работах авторы описывают меры по профилактике и предупреждению правонарушений и неуставных взаимоотношений в воинском коллективе. В целом, исследователи придерживаются единого мнения о необходимости подбора компетентных кадров и индивидуального подхода в работе с курсантами-нарушителями, либо оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Однако Н. И. Резник в соавторстве с И. А. Алехиным предлагают четыре группы методов профилактики девиантного поведения: реконструктивные, компенсаторные, корректирующие и стимулирующие (согласно выполняемым функциям) [7, с.312; 8, с.284].

Данные методы реализуются в процессе культурно-досуговой деятельности курсантов. Применительно группе реконструктивных методов, объединяющей в себе методы переубеждения, переучивания и «реконструкции характера», в процессе культурно-досуговой деятельности происходит смена ценностной и мировоззренческой парадигмы, отказ от негативных установок (метод переубеждения); создание комфортной среды, формирование устойчивых социально одобряемых поведенческих стереотипов, а также управление коллективным мнением средствами культуры и досуга (метод переучивания).

Организуя внеучебную деятельность курсантов, привлекая их в любительские творческие объединения, где военнослужащие с девиантным поведением оказываются в новом коллективе, создаются условия для разрыва нежелательных контактов, что лишает девианта подкрепления со стороны негативно влияющей компании. Таким образом, мероприятия культурно-досуговой работы реализуют компенсаторную группу методов профилактики девиантного поведения.

Аналогично реализуется корректирующая группа профилактических методов. Здесь в процессе межличностного взаимодействия во время участия в досуговых мероприятиях происходит сплочение курсантов, формирование здорового мнения, установок и, как следствие, — осуждение отклоняющегося поведения со стороны всего коллектива, что служит ярким примером метода опосредованного педагогического воздействия, входящего в группу корректирующих методов.

Психологи Расселл Э. Пауэлл (Russell A. Powell), П. Линн Хани (P. Lynne Honey) и Дайэн Дж. Симбалук (Diane G. Symbaluk), исследуя типы наказаний, выделяли позитивные и негативные. Лишая курсантов желаемого (применительно к данному исследованию понимается вид деятельности), происходит реализация негативного типа наказаний, что, согласно исследованию, приводит к снижению устремлений вести себя подобным образом (что привело к наказанию) [9, с.364]. Подобный способ воздействия с целью коррекции поведения аналогичен методам принуждения и самоисправления, входящим в группу стимулирующих методов, широко применяемых в армейской среде [7, с.312; 8, с.284].

Подводя итог вышесказанного, очевидно, что мероприятия культурно-досуговой деятельности, проводимой с курсантами военных вузов в рамках воспитательной и профилактической работы, способны реализовать большинство методов по предупреждению отклоняющегося поведения. Таким образом, культурно-досуговая деятельность является одним из основных средств профилактики девиантного поведения, что способствует поддержанию положительного имиджа военнослужащих в современном обществе.

Литература:

  1. Полищук И. П. Профилактика отклоняющегося поведения курсантов военного вуза как социально-педагогическая проблема // Вестник Костромского Государственного Университета им. Н. А. Некрасова. Серия: педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. — Кострома: Костромской Государственный Университет им. Н. А. Некрасова, 2007. — С. 110–114.
  2. Н. И. Резник. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. — М.: ГУВР, 2005. — 344 с.
  3. Башлаков А. А. Военная педагогика. — М.: Красная звезда, 2008. — 504 с.
  4. Воспитательная работа: содержание, организации, методика; под общей редакцией Н. И. Резника. — М.: Телисс, 2002. — 94 с.
  5. Барабанщиков А. В. и др. Основы военной психологии и педагогики: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. — М.: Воениздат, 1981. — 366с., ил.
  6. Основы организации воспитательной работы в военно-учебных заведениях Министерства Обороны Российской Федерации. Введены в действие указаниями статс-секретаря-заместителя Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. № 172/176423. — М.: ГУВР ВС РФ, 2008. — 127 с.
  7. Резник Н. И. Теория и практика воспитания военнослужащих. — М.: ГУВР, 2005. — 342 с.
  8. Алехин И. А. Педагогика. — Монино: ВВА им. Ю. А. Гагарина, 2004. — 168 с.
  9. Russell A. Powell, P. Lynne Honey, Diane G. Symbaluk. Introduction to Learning and Behavior. — Fourth Edition. — Belmont: Wadsworth, 2013. — 637 р.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle