Библиографическое описание:

Сапронова Е. В., Харина Л. В. Социальный педагог в образовании и его деятельность [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 306-309.



Название специалиста «социальный педагог» является производным от слова «педагог», которое представляет собой учителя. Как известно, что после появление новой интересной должности первыми социальными педагогами стали учителя. Подготовка и воспитание социальных педагогов производится только в высших педагогических учебных заведениях. Воспитание в нашей стране предусмотрено формирование человека гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенствование. В современных условиях вопросы воспитания подрастающего поколение стали центральными в деятельности государства. Всестороннее воспитание должно начинаться с ранних лет жизни и ведущая роль в этом принадлежит учебным учреждениям.

Между учителем и социальным педагогом очень много общего в профессиональной деятельность, но есть и различия их должностях обязанностей. Эти две профессии объединяет работа с детьми (согласно Конвенции ООН о правах ребенка — «человеческое существо до достижения 18 — летнего возраста»), его развитие, восприятие окружающего мира и социальное становление. Вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет и ряд важных отличий, позволяющих выявить специфику этих, родственных, на первый взгляд, профессий [1].

Основная задача учителя является обучение учащихся умениям и навыкам, правилам и нормам. Учителю присуще в первую очередь профессиональное мастерство, любовь к детям. Добролюбов писал: «Много нужно для того, чтобы быть учителем. В умственном отношении от идеального наставника требуется ясность и твердость убеждения, чрезвычайно высокая всестороннее развитие. Натура учителя должна стоять гораздо выше натуры ребенка во всех отношениях». Учитель, является вторым человеком после родителей, который вкладывает основное различие между добром и злом. Формирование у учащихся моральных, эстетических принципов, а так же проявления доброты, честности, понимания, уважения, терпимости, справедливости, вежливости. Именно учитель развивает интерес к труду, интерес к самостоятельности в ходу обучения трудовым навыкам. Учитель формирует у детей желание самостоятельно выполнять все то, что им посильно [2]. Учитель воцаряет попытки ребенка проявить самостоятельность, помогает преодолеть трудности, воспитывает трудолюбие. Труд достигаемый приносит радость детям от достигнутых результатов, от своей полезности другим. Воспитание обусловненно-направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива. Учитель объединяет детей в труде общим заданием, в процессе общего труда формирует у детей предоставление общей ответственности за полученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать между собой и общими усилиями достигать результата.

Воспитание является специфической функцией общества, с помощью которого осуществляется связь поколений, преемственность и закрепление традиций конкретного общества. Педагогика организации обществ, потребности хорошей, качественной подготовки молодежи к самостоятельной жизнедеятельности обеспечивающий общественный прогресс, общественное развитие.

Социальная педагогика, в свою очередь, обращена именно к личности. Она отвечает за потребности, познания человека, способствуя проявления его как социальной единицы общества. Основные вопросы социальной педагогики являются: взаимоотношения и взаимодействия детей и взрослых, социальных групп, классов и общества, народов и наций, их единение и благополучие. Социальная педагогика в процессах воспитания и обучения изучает проблемы связанные с социализацией человека в обществе. Вхождением его в систему взаимоотношений и с его внутренними конфликтами. Социальная педагогика тесно связанна с психологией, философией, историей и педагогикой. Однако социальная педагогика отделилась от общей педагогике, но генетически связана с ней [1].

Социальная педагогика является деятельностью по недопущению и преодолению конфликтов между: личностью и обществом, личностью и социальной группой, между группами, а именно гармонизации отношений между личностью и обществом составляет суть социальной педагогики.

Любая деятельность имеет свою структуру, которая определяет взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности. У деятельности социального педагога, как и у другой профессиональной деятельности, есть своя структура. Структура деятельности социального педагога состоит из следующих компонентов:

 Субъекта (того, кто осуществляет)

 Объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена), цели (к чему она стремится), функция (какие при этом функции выполняются), средства (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель) [3].

Объект всегда является главным определяющим содержание, однако деятельность осуществляется от субъекта к объекту.

Объектом деятельности социального педагога является подрастающее поколении, т. е дети и молодежь, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Социальный педагог может помочь им реализоваться.

Содержательно задачу деятельности социального педагога можно определить как помощь в соединении ребенка с обществом, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении по-другому — помощь в социализации ребенка в мире. Эта деятельность направлена на кардинальное изменение жизни ребенка. Следовательно, целью деятельности социального педагога является создание камфорного психологического состояния ребенка, удовлетворение всех его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

Прежде чем приступить к своей работе, социальный педагог должен хорошо представлять и понимать особенности развития ребенка и среду, в которой он развивается. Ребенок должен полностью доверять социальному педагогу и видеть в его лице друга, товарища и помощника. Особенность процесса состоит в том, что не всегда ребенок осознает свою проблему социализации и по этой причине не может рассказать ее социальному педагогу. Ребенок также их может отрицать. Поэтому социальному педагогу приходиться самостоятельно выявлять проблемы, негативно влияющие на ребенка, с целью помочь ему в процессе социализации [2].

Социальный педагог старается вывести ребенка на разговор, после чего начинает разбираться в проблемах, возникших у ребенка.

Как мы помним, объектом деятельности социального педагога является ребенок, однако в процессе деятельности социальный педагог и ребенок обретают субъектно-субъектные отношения, при котором ребенок является активным участником процесса решения своих проблем, даже не подозревая этого. Очень часто на помощь социальному педагогу приходят и другие специалисты,

Деятельность социального педагога в первую очередь связана с диагностикой, анализом проблем ребенка и его окружающей среды, он должен знать и уметь применить диагностические методики или же обращаться за помощью к специалистам, которые могут квалифицированно поставить тот или иной диагноз.

Одним из не менее важных направлений деятельности социального педагога является участие его в разработке и осуществлению программ и социальных проектов, частных и общих инициатив, помогающих стопроцентному развитию ребенка [1].

Таким образом, в деятельности социального педагога можно выделить основные функции:·

  1. диагностическую;·
  2. прогностическую;·
  3. посредническую;·
  4. коррекционно-реабилитационную;
  5. охрано-защитную;
  6. предупредительно-профилактическую;·
  7. эвристическую.

Ни одна деятельность не может существовать без средств. К средствам относятся все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности социальным педагогом. Многообразие функций деятельности социального педагога обусловливает и многообразие ее средств.

Теперь рассмотрим личностную характеристику социального педагога. Рассматривая профессиональную деятельность социального педагога, мы должны выделить субъекта этой деятельности — специалиста — профессионала, хорошо разбирающегося в социальных ситуативных трудностях жизнедеятельности ребенка, способного прийти на помощь ему и его родителям. Социальный педагог помогает разрешить конфликтные и предконфликтные ситуации ребенка и семьи, ребенка и общества. Обладающий хорошими знаниями психологии и педагогики, а так же специально необходимыми умениями, навыками и методами разрешения сложных жизненных ситуаций [2].

Ментальность как характеристика личности представляет собой совокупность определенных социально — психологических установок, ценностных ориентаций, особенности восприятия и осмысления действительности, отражающих человека к миру и определяющих его выбор способа поведения в повседневной жизни, в сложных жизненных ситуациях.

Профессиональная ментальность в психологических исследованиях, в отличие от характеристики личности, характеризуется как комплекс глубинных, часто неосознанных и неотрефлексированных личностных особенностей человека, которые присущи представителям определенной профессии и обусловлены ею [3].

Как мы знаем, каждый человек — это индивид. Человек — это неповторимая, яркая индивидуальность, обладающая свободой и правом. У представителей профессии «социальный педагог» также должны быть общие, специфические черты. Определим, какие определенные требования должны быть к личности социального педагога как профессионала.

Колоссальная трудность в определении профессионально нужных личностных характеристик этого специалиста состоит в том, что социальная педагогика — новая область педагогических знаний и только что получившая официальное признание сфера профессиональной деятельности. Тем не менее, ряд ученых исследуют личностные характеристики социальных педагогов, определяя их социально — психологические особенности и специальные способности [1].

В качестве специальных способностей выделяют следующие: наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию, рефлексию и самоконтроль.

У социальных педагогов есть свои особенности эмоциональной сферы. К таким особенностям можно отнести: эмоциональную стабильность, преобладание положительных эмоций, отсутствие тревожности как черты личности, способность переносить психологические стрессы.

Важной характеристикой социального педагога является характеристика «Я — образа», предполагающая положительное отношение к самому себе, высокую положительную самооценку, принятие себя, ожидание позитивного отношения со стороны партнера. Особенность «Я — образа» является высокая адаптивность социального педагога, предполагающая открытость в общении, способность принять другого человека, малая степень внушаемости.

Невозможно сказать, какая черта личностных качеств у социального педагога является самой важной, так как в социальном педагоги все черты личности являются главными, нужными и важными. Вероятно, особенности деятельности социального педагога требуют сформированности таких интегративных качеств личности, как гуманистические, альтруистические, толерантные, креативные, организаторские, коммуникативные, эмоционально-волевые.

Таким образом, можно выделить следующие личностные качества социального педагога:

 гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства);

 психологические характеристики (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик);

 психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка);

 психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость) [3].

Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в тяжелых, психологически сложных жизненных обстоятельствах и, кризисных ситуациях, когда требуется собранность и мобилизация. Когда социальный педагог не в силах помочь человеку из-за неустойчивости своей нервной или психологической системы. Своим неправильным поведением, он может усугубить поведение ребенка. Поэтому психологическое состояние социальных педагогов проверяют в строгом порядке, чтобы избежать критических ситуаций.

Следующие требования связаны с психоаналитическими качествами, такими как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, самоанализ своей деятельности, самовоспитание личности.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность; эмпатичность; визуальность (внешняя привлекательность); красноречивость (умение внушать и убеждать); перцептивность (восприятие человека человеком).

Ранняя диагностика этих качеств у будущего специалиста — важная составная часть его допрофессиональной подготовки. В профессиональном же образовании необходима разработка соответствующих методик развития этих качеств у студентов. Для дальнейшего профессионального развития будущих социальных педагогов [1].

Должность социального педагога на сегодняшний день официально принята в учреждениях двух видов — образование и комитетов по делам молодежи.

В системе учреждений комитетов по делам молодежи должность «социальный педагог» введена в штатное расписание 8 типов учреждений: центры профориентации, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, дворовые детские клубы образовательные молодежные центры, центры занятости, детские и молодежные биржи труда.

В сфере образования эта должность введена в штатное расписание 6 типов образовательных учреждений, сеть которых активно развивается: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы — интернаты; образовательные учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; образовательные учреждения начального профессионального образования.

«Социальный педагог», как профессия введена только в двух ведомственных сферах, хоть потребность в таких специалистах гораздо шире. Это должность должна вводиться в многих, а может даже и во всех социальных учреждениях, которые помогают детям с трудными жизненными ситуациями.

Учреждения, в которых должны работать социальные педагоги, могут носить государственный, общественный или общественно — государственный характер.

В государственных учреждениях деятельность социального педагога, иными словами профессионала, его должностные обязанности, а также заработная плата определяются едиными, общими для всех нормативными документами [2].

В общественных иди общественно — государственных учреждениях деятельность специалиста, его должность и заработная плата определяются нормативными документами, регулирующими деятельность данного учреждения.

Кроме того, в стране зарождается волонтерское движение, в рамках которого социальные педагоги оказывают помощь детям безвозмездно. Такое движение имеет большое распространение в настоящие время. Социальные педагоги абсолютно бесплатно помогают детям решать проблемы и своим хорошим отношением к ним, вновь возвращают детям веру в доброту и взаимопомощь. Именно благодаря социальным педагогам, мы помогаем нуждающимся детям решить проблему социализации, саморазвития и веры с себя.

Изложенное выше показывает, что социально — педагогическая деятельность — многосторонняя и ответственная. Поэтому профессиональная подготовка социального педагога должна опираться на обширные, научно — обоснованные знания и постоянно самосовершенствоваться и развиваться.

Литература:

  1. http://murzim.ru/nauka/pedagogika/socialnaja-pedagogika/26272-specifika-professionalnoy-deyatelnosti-socialnogo-pedagoga.html
  2. http://www.univer5.ru/pedagogika/sotsialnaya-pedagogika.-konspekt-lektsiy-titov-v.a/Page-10.html
  3. История социальной работы в России: Учебник Холостова Е. И.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle