Библиографическое описание:

Сапронова Е. В., Харина Л. В. Социальный педагог в образовании и его деятельность [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 306-309.



Название специалиста «социальный педагог» является производным от слова «педагог», которое представляет собой учителя. Как известно, что после появление новой интересной должности первыми социальными педагогами стали учителя. Подготовка и воспитание социальных педагогов производится только в высших педагогических учебных заведениях. Воспитание в нашей стране предусмотрено формирование человека гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенствование. В современных условиях вопросы воспитания подрастающего поколение стали центральными в деятельности государства. Всестороннее воспитание должно начинаться с ранних лет жизни и ведущая роль в этом принадлежит учебным учреждениям.

Между учителем и социальным педагогом очень много общего в профессиональной деятельность, но есть и различия их должностях обязанностей. Эти две профессии объединяет работа с детьми (согласно Конвенции ООН о правах ребенка — «человеческое существо до достижения 18 — летнего возраста»), его развитие, восприятие окружающего мира и социальное становление. Вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет и ряд важных отличий, позволяющих выявить специфику этих, родственных, на первый взгляд, профессий [1].

Основная задача учителя является обучение учащихся умениям и навыкам, правилам и нормам. Учителю присуще в первую очередь профессиональное мастерство, любовь к детям. Добролюбов писал: «Много нужно для того, чтобы быть учителем. В умственном отношении от идеального наставника требуется ясность и твердость убеждения, чрезвычайно высокая всестороннее развитие. Натура учителя должна стоять гораздо выше натуры ребенка во всех отношениях». Учитель, является вторым человеком после родителей, который вкладывает основное различие между добром и злом. Формирование у учащихся моральных, эстетических принципов, а так же проявления доброты, честности, понимания, уважения, терпимости, справедливости, вежливости. Именно учитель развивает интерес к труду, интерес к самостоятельности в ходу обучения трудовым навыкам. Учитель формирует у детей желание самостоятельно выполнять все то, что им посильно [2]. Учитель воцаряет попытки ребенка проявить самостоятельность, помогает преодолеть трудности, воспитывает трудолюбие. Труд достигаемый приносит радость детям от достигнутых результатов, от своей полезности другим. Воспитание обусловненно-направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива. Учитель объединяет детей в труде общим заданием, в процессе общего труда формирует у детей предоставление общей ответственности за полученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать между собой и общими усилиями достигать результата.

Воспитание является специфической функцией общества, с помощью которого осуществляется связь поколений, преемственность и закрепление традиций конкретного общества. Педагогика организации обществ, потребности хорошей, качественной подготовки молодежи к самостоятельной жизнедеятельности обеспечивающий общественный прогресс, общественное развитие.

Социальная педагогика, в свою очередь, обращена именно к личности. Она отвечает за потребности, познания человека, способствуя проявления его как социальной единицы общества. Основные вопросы социальной педагогики являются: взаимоотношения и взаимодействия детей и взрослых, социальных групп, классов и общества, народов и наций, их единение и благополучие. Социальная педагогика в процессах воспитания и обучения изучает проблемы связанные с социализацией человека в обществе. Вхождением его в систему взаимоотношений и с его внутренними конфликтами. Социальная педагогика тесно связанна с психологией, философией, историей и педагогикой. Однако социальная педагогика отделилась от общей педагогике, но генетически связана с ней [1].

Социальная педагогика является деятельностью по недопущению и преодолению конфликтов между: личностью и обществом, личностью и социальной группой, между группами, а именно гармонизации отношений между личностью и обществом составляет суть социальной педагогики.

Любая деятельность имеет свою структуру, которая определяет взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности. У деятельности социального педагога, как и у другой профессиональной деятельности, есть своя структура. Структура деятельности социального педагога состоит из следующих компонентов:

 Субъекта (того, кто осуществляет)

 Объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена), цели (к чему она стремится), функция (какие при этом функции выполняются), средства (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель) [3].

Объект всегда является главным определяющим содержание, однако деятельность осуществляется от субъекта к объекту.

Объектом деятельности социального педагога является подрастающее поколении, т. е дети и молодежь, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Социальный педагог может помочь им реализоваться.

Содержательно задачу деятельности социального педагога можно определить как помощь в соединении ребенка с обществом, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении по-другому — помощь в социализации ребенка в мире. Эта деятельность направлена на кардинальное изменение жизни ребенка. Следовательно, целью деятельности социального педагога является создание камфорного психологического состояния ребенка, удовлетворение всех его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

Прежде чем приступить к своей работе, социальный педагог должен хорошо представлять и понимать особенности развития ребенка и среду, в которой он развивается. Ребенок должен полностью доверять социальному педагогу и видеть в его лице друга, товарища и помощника. Особенность процесса состоит в том, что не всегда ребенок осознает свою проблему социализации и по этой причине не может рассказать ее социальному педагогу. Ребенок также их может отрицать. Поэтому социальному педагогу приходиться самостоятельно выявлять проблемы, негативно влияющие на ребенка, с целью помочь ему в процессе социализации [2].

Социальный педагог старается вывести ребенка на разговор, после чего начинает разбираться в проблемах, возникших у ребенка.

Как мы помним, объектом деятельности социального педагога является ребенок, однако в процессе деятельности социальный педагог и ребенок обретают субъектно-субъектные отношения, при котором ребенок является активным участником процесса решения своих проблем, даже не подозревая этого. Очень часто на помощь социальному педагогу приходят и другие специалисты,

Деятельность социального педагога в первую очередь связана с диагностикой, анализом проблем ребенка и его окружающей среды, он должен знать и уметь применить диагностические методики или же обращаться за помощью к специалистам, которые могут квалифицированно поставить тот или иной диагноз.

Одним из не менее важных направлений деятельности социального педагога является участие его в разработке и осуществлению программ и социальных проектов, частных и общих инициатив, помогающих стопроцентному развитию ребенка [1].

Таким образом, в деятельности социального педагога можно выделить основные функции:·

  1. диагностическую;·
  2. прогностическую;·
  3. посредническую;·
  4. коррекционно-реабилитационную;
  5. охрано-защитную;
  6. предупредительно-профилактическую;·
  7. эвристическую.

Ни одна деятельность не может существовать без средств. К средствам относятся все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности социальным педагогом. Многообразие функций деятельности социального педагога обусловливает и многообразие ее средств.

Теперь рассмотрим личностную характеристику социального педагога. Рассматривая профессиональную деятельность социального педагога, мы должны выделить субъекта этой деятельности — специалиста — профессионала, хорошо разбирающегося в социальных ситуативных трудностях жизнедеятельности ребенка, способного прийти на помощь ему и его родителям. Социальный педагог помогает разрешить конфликтные и предконфликтные ситуации ребенка и семьи, ребенка и общества. Обладающий хорошими знаниями психологии и педагогики, а так же специально необходимыми умениями, навыками и методами разрешения сложных жизненных ситуаций [2].

Ментальность как характеристика личности представляет собой совокупность определенных социально — психологических установок, ценностных ориентаций, особенности восприятия и осмысления действительности, отражающих человека к миру и определяющих его выбор способа поведения в повседневной жизни, в сложных жизненных ситуациях.

Профессиональная ментальность в психологических исследованиях, в отличие от характеристики личности, характеризуется как комплекс глубинных, часто неосознанных и неотрефлексированных личностных особенностей человека, которые присущи представителям определенной профессии и обусловлены ею [3].

Как мы знаем, каждый человек — это индивид. Человек — это неповторимая, яркая индивидуальность, обладающая свободой и правом. У представителей профессии «социальный педагог» также должны быть общие, специфические черты. Определим, какие определенные требования должны быть к личности социального педагога как профессионала.

Колоссальная трудность в определении профессионально нужных личностных характеристик этого специалиста состоит в том, что социальная педагогика — новая область педагогических знаний и только что получившая официальное признание сфера профессиональной деятельности. Тем не менее, ряд ученых исследуют личностные характеристики социальных педагогов, определяя их социально — психологические особенности и специальные способности [1].

В качестве специальных способностей выделяют следующие: наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию, рефлексию и самоконтроль.

У социальных педагогов есть свои особенности эмоциональной сферы. К таким особенностям можно отнести: эмоциональную стабильность, преобладание положительных эмоций, отсутствие тревожности как черты личности, способность переносить психологические стрессы.

Важной характеристикой социального педагога является характеристика «Я — образа», предполагающая положительное отношение к самому себе, высокую положительную самооценку, принятие себя, ожидание позитивного отношения со стороны партнера. Особенность «Я — образа» является высокая адаптивность социального педагога, предполагающая открытость в общении, способность принять другого человека, малая степень внушаемости.

Невозможно сказать, какая черта личностных качеств у социального педагога является самой важной, так как в социальном педагоги все черты личности являются главными, нужными и важными. Вероятно, особенности деятельности социального педагога требуют сформированности таких интегративных качеств личности, как гуманистические, альтруистические, толерантные, креативные, организаторские, коммуникативные, эмоционально-волевые.

Таким образом, можно выделить следующие личностные качества социального педагога:

 гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства);

 психологические характеристики (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик);

 психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка);

 психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость) [3].

Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в тяжелых, психологически сложных жизненных обстоятельствах и, кризисных ситуациях, когда требуется собранность и мобилизация. Когда социальный педагог не в силах помочь человеку из-за неустойчивости своей нервной или психологической системы. Своим неправильным поведением, он может усугубить поведение ребенка. Поэтому психологическое состояние социальных педагогов проверяют в строгом порядке, чтобы избежать критических ситуаций.

Следующие требования связаны с психоаналитическими качествами, такими как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, самоанализ своей деятельности, самовоспитание личности.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность; эмпатичность; визуальность (внешняя привлекательность); красноречивость (умение внушать и убеждать); перцептивность (восприятие человека человеком).

Ранняя диагностика этих качеств у будущего специалиста — важная составная часть его допрофессиональной подготовки. В профессиональном же образовании необходима разработка соответствующих методик развития этих качеств у студентов. Для дальнейшего профессионального развития будущих социальных педагогов [1].

Должность социального педагога на сегодняшний день официально принята в учреждениях двух видов — образование и комитетов по делам молодежи.

В системе учреждений комитетов по делам молодежи должность «социальный педагог» введена в штатное расписание 8 типов учреждений: центры профориентации, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, дворовые детские клубы образовательные молодежные центры, центры занятости, детские и молодежные биржи труда.

В сфере образования эта должность введена в штатное расписание 6 типов образовательных учреждений, сеть которых активно развивается: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы — интернаты; образовательные учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; образовательные учреждения начального профессионального образования.

«Социальный педагог», как профессия введена только в двух ведомственных сферах, хоть потребность в таких специалистах гораздо шире. Это должность должна вводиться в многих, а может даже и во всех социальных учреждениях, которые помогают детям с трудными жизненными ситуациями.

Учреждения, в которых должны работать социальные педагоги, могут носить государственный, общественный или общественно — государственный характер.

В государственных учреждениях деятельность социального педагога, иными словами профессионала, его должностные обязанности, а также заработная плата определяются едиными, общими для всех нормативными документами [2].

В общественных иди общественно — государственных учреждениях деятельность специалиста, его должность и заработная плата определяются нормативными документами, регулирующими деятельность данного учреждения.

Кроме того, в стране зарождается волонтерское движение, в рамках которого социальные педагоги оказывают помощь детям безвозмездно. Такое движение имеет большое распространение в настоящие время. Социальные педагоги абсолютно бесплатно помогают детям решать проблемы и своим хорошим отношением к ним, вновь возвращают детям веру в доброту и взаимопомощь. Именно благодаря социальным педагогам, мы помогаем нуждающимся детям решить проблему социализации, саморазвития и веры с себя.

Изложенное выше показывает, что социально — педагогическая деятельность — многосторонняя и ответственная. Поэтому профессиональная подготовка социального педагога должна опираться на обширные, научно — обоснованные знания и постоянно самосовершенствоваться и развиваться.

Литература:

  1. http://murzim.ru/nauka/pedagogika/socialnaja-pedagogika/26272-specifika-professionalnoy-deyatelnosti-socialnogo-pedagoga.html
  2. http://www.univer5.ru/pedagogika/sotsialnaya-pedagogika.-konspekt-lektsiy-titov-v.a/Page-10.html
  3. История социальной работы в России: Учебник Холостова Е. И.
Основные термины (генерируются автоматически): социального педагога, деятельности социального педагога, Социальный педагог, деятельность социального педагога, социальных педагогов, социальный педагог, социальному педагогу, Социальная педагогика, личности социального педагога, характеристику социального педагога, Деятельность социального педагога, Должность социального педагога, социального педагога должна, характеристикой социального педагога, адаптивность социального педагога, качества социального педагога, «социальный педагог», Структура деятельности социального, учреждениях деятельность социального, Объектом деятельности социального.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle