Библиографическое описание:

Сорока О. А. Цели, задачи и принципы внеурочной работы младших школьников по математике [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 189-192.



Данная статья посвящена одному из важных направлений в работе учителя — внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО. Автором сформулированы приоритетные цели и задачи внеурочной работы младших школьников по математике. В статье раскрыта система внеурочной работы младших школьников по математике, дана их характеристика.

Ключевые слова: цели, задачи, принципы внеурочной работы, развитие интереса к математике, универсальные учебные действия, ФГОС НОО.

Современная основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [3].

В соответствии с ФГОС НОО внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное [1]. Чаще всего под внеурочной работой по математике понимают занятия, направленные на то, чтобы повысить интерес детей к математике, способствовать развитию у них наблюдательности, смекалки, занять их досуг интересными играми и развлечениями математического содержания.

Умело организованная и методически грамотно построенная внеурочная работа по математике расширяет и углубляет знания учащихся по программному материалу, развивает у них математические способности и математическое мышление, формирует познавательные универсальные учебные действия.

Внеурочные занятия по математике проводятся в разных целях. Как и по отношению к основным занятиям, проводимым на уроке, цель определяет и содержание, и характер, и организацию внеурочной работы с детьми. Следует различать:

 внеурочную работу с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные занятия по математике);

 внеурочную работу с учащимися, проявляющими интерес к математике (внеурочная работа в традиционном понимании).

Внеурочная работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, имеет следующую цель — оказание помощи в учебной работе тем учащихся, которые из-за болезни или по какой-либо иной причине испытывают затруднения при рассмотрении нового материала, отстают от общего темпа работы класса. Эта работа носит преимущественно индивидуальный характер. Для успеха в данном случае совершенно необходимо точное знание причин отставания того или иного ученика, учет допускаемых им ошибок. При занятиях с ребенком, в знаниях которого обнаружен тот или иной пробел, учителю чаще всего приходится обращаться к рассматривавшимся ранее способам рассуждения, приемам вычислений и пр., используя при этом различные средства наглядности. При этом очень важно провести ученика снова по всем основным ступеням в овладении соответствующим материалом. Это поможет выяснить, на которой из них он «спотыкается», что именно оказалось недостаточно усвоенным, чтобы обратить специальное внимание именно на эти вопросы.

Большую ошибку допускает учитель, если, увидев, что ученик не справляется с каким-то новым видом упражнения, требующим, например, использования нового вычислительного приема, в ходе индивидуальной работы с ним предлагает ему лишь упражнения, аналогичные тем, которые выполнялись в классе. Как правило, гораздо больше пользы дает выполнение упражнений, которые являются подготовкой к пониманию нового. Лучшим результатом индивидуального занятия с ребенком в таких случаях будет, если он после соответствующей подготовки сможет уже сам справиться с той работой, которая оказалась для него непосильной на уроке.

Если речь идет о формировании какого-либо обобщения, которое ребенок не понял на уроке, то в данном случае, наоборот, потребуется в ходе индивидуальных занятий рассмотреть еще ряд примеров, аналогичных тем, которые разбирались в классе, чтобы подвести в конце концов ученика к соответствующему выводу. В проведении такой работы большую пользу могут принести различные дидактические материалы, карточки с математическими заданиями, наглядные пособия, которые содержат материал, дополняющий учебник.

Занятия, направленные на восполнение пробелов в знаниях учащихся, могут иметь и групповой характер, но объединять детей в такие группы имеет смысл лишь после того, как обнаружено, что природа возникающих у них затруднений является общей.

Индивидуальная работа с отдельными учащимися может быть направлена не только на устранение возникших уже пробелов в их знаниях, не только на дополнительную тренировку, но и на подготовку к рассмотрению нового материала на предстоящем уроке. Такая предупреждающая возникновение затруднений помощь во многих случаях оказывается значительно более продуктивной, чем помощь, которую учитель вынужден оказывать уже после того, как возникло непонимание. Она способствует не только лучшему усвоению материала ребенком, но и создает лучшие условия для работы на самом уроке, на котором разбирается новый материал.

Тот вид внеурочных занятий, о котором сейчас идёт речь, не должен носить систематического характера для кого-либо из учеников класса. Занятия проводятся лишь в случае крайней необходимости и целенаправленно, с учетом индивидуальных различий в подготовке детей к рассмотрению каждого конкретного вопроса. Иначе это может привести лишь к перегрузке ребенка учебными занятиями, утомлению, которое может помешать нормальной его учебе. Основная работа со всеми учениками класса должна проводиться на уроке.

Совершенно отличной по содержанию и характеру будет внеурочная работа под руководством учителя с учащимися, проявляющими интерес к математике. В таком случае в качестве основных целей проведения внеурочной работы могут быть установлены следующие цели:

 пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике;

 расширение и углубление математических знаний учащихся по программному и сверхпрограммному материалу;

 развитие у учащихся математических способностей, наблюдательности, смекалки;

 воспитание культуры математического мышления.

В качестве специальной цели обучения нужно рассматривать обучение детей применению приобретаемых знаний, умений и навыков при выполнении разнообразных учебных упражнений. Вместе с тем применение знаний также является одним из важнейших средств повышения эффективности самой учебной работы детей. Психологами доказано, что полноценное усвоение знаний, умений и навыков может быть достигнуто только в условиях активного самостоятельного их применения в изменяющихся условиях. Если учитель не обратит специального внимания на разнообразие условий, в которых дети должны мобилизовать накопленные знания, а приучит их к однотипным вопросам, заданиям, формулировкам, задачам, то это усугубит сложность перехода к предметному обучению в 5 классе.

Этот вопрос неразрывно связан с более общей задачей развития познавательных способностей у детей. Уже в начальной школе должно быть многое сделано для развития у детей умения наблюдать и сравнивать, выделять черты сходства и различия в сравниваемых явлениях, выполнять такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация.

В неразрывной связи с задачей формирования у детей умения логически мыслить находится и вопрос развитии у них правильной, тонкой, лаконичной математической речи. Это также одна из важных задач начального обучения может быть реализована в процессе работы по занимательной внеурочной математике.

В соответствии с формулированными выше целями, определим приоритетные задачи внеурочной деятельности младших школьников по математике:

 изучение и выявление учебных, познавательных интересов учащихся;

 выявление и поддержка математически одаренных учащихся;

 пробуждение потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых знаний;

 формирование положительной мотивации участия во внеурочных занятиях по математике;

 углубление представления о практической направленности математических знаний,

 развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций.

Принципы обучения носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и соотносятся с закономерностями процесса обучения [2, С. 200]. Для повышения результативности проведения внеурочной работы сформулируем основополагающие принципы, в соответствии с которыми необходимо строить эту работу:

  1. Принцип охвата всех учащихся. В начальных классах, где учатся дети 7–9 лет, рано ещё говорить о каких-либо сложившихся у детей интересах в той или иной области. Поэтому выделять для внеурочной работы «более интересующихся математикой», «проявляющих большие способности» к ней, было бы неправильным. Задача этой работы — повысить интерес к математике у всех детей. Внеурочные занятия могут способствовать пробуждению интереса к математике и у тех детей, которые сначала его не проявляют. Отсутствие интереса в этом возрасте чаще всего связано просто с недостатком знаний, с трудностями, возникающими при выполнении предлагаемых заданий. Нередко бывает и так, что ученик, не всегда успешно справляющийся с учебной работой на уроках математике, на занимательной математике проявляет завидную смекалку, находчивость. Это укрепляет в нем веру в свои силы, у ребенка появляется желание проявить себя не хуже и на уроках, он лучше начинает заниматься вообще.

В связи со сказанным внеурочные занятия по математике в начальных классах школы лучше проводить в основном в форме одновременных занятий со всеми учениками класса.

  1. Принцип добровольности. Согласно данному принципу внеурочные занятия (хотя они и будут проводиться в принципе со всем классом) — дело добровольное. Принуждать детей к участию в этой работе было бы большой педагогической ошибкой. Чтобы не происходило отсева учащихся, привлеченных к этим занятиям, важно, чтобы эти занятия были действительно интересными, чтобы они увлекли детей, понравились им. Это не значит, что внеурочная работа должна носить исключительно развлекательный характер, не требующий от детей никакого умственного напряжения. Напротив, простой развлекательности, шуток и игр, не имеющих никакого отношения к математике, на этих занятиях не должно быть вовсе. Вся работа должна строиться на таком материале, на котором можно вызвать живой интерес у детей, желание «поломать голову» над поставленными вопросами, желание поиграть в предложенные игры не только во время занятий, проводимых учителем, но и дома, желание понять «секрет» показанных математических фокусов для того, чтобы показать их потом своим товарищам, родителям, братьям, сестрам и т. п.

Непременным условием для этого является доступность проводимых занятий. Дети располагают ещё очень небогатым запасом математических знаний, но именно его и следует считать опорой в такой работе. Отсюда возникает требование неразрывной связи внеурочной работы с той, которая проводится в классе на уроках.

Если содержание внеурочно работы будет прочно связано с программой обучения, то это, с одной стороны, создаст условия для успешного выполнения заданий, предлагаемых в ходе внеурочной работы, а с другой — обязательно окажет положительное влияние и на усвоение программы.

  1. Принцип разнообразия. Чтобы пробудить и поддержать интерес к занятиям по занимательной математике, необходимо разнообразить эту работу. Разнообразие это должно проявляться и в содержании отобранного материала, и в формах организации занятий, и в используемых в ходе этих занятий средствах наглядности, технических средств обучения.

Все вышеназванные принципы дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и вместе с тем разностороннее влияние на развитие личности обучающегося.

Таким образом, реализация внеурочных занятий по математике в совокупности с освоением основной программы, способствует расширению математического кругозора и эрудиции учащихся, формированию познавательных универсальных учебных действий. Необходимо отметить, что в реальном процессе обучения вышеназванные цели, задачи и принципы должны конкретизироваться в соответствии с особенностями класса, самого педагога и общешкольной внеурочной работой.

Литература:

  1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки от 6 октября 2009 г. № 373 (ред. от 31.12.2015) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543. Дата обращения 25.02.2016.
  2. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Пед. общество России, 1998. — 640 с.
  3. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114121/. Дата обращения 25.02.2016.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle