Библиографическое описание:

Геращенко М. А. Развитие метапредметных умений на уроках китайского языка благодаря использованию современных образовательных технологий [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 3-6.



В статье рассматриваются понятия «метапредметные умения», «модель перевернутого класса». Представлен опыт применения «модели перевёрнутый класс» на уроках китайского языка.

Ключевые слова: метапредмет, метапредметные умения, надпредметные умения, современные технологии, перевернутый класс, иностранный язык.

На сегодняшний день не столько важной задачей стоит дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Действительно, это и есть основная задача образовательных стандартов, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Сегодня метапредметность становится неотъемлемой частью любой образовательной деятельности.

В современном образовании метапредметности уделяется очень большое внимание. Это связано в первую очередь с переходом современного образования на новый образовательный стандарт. На сегодняшний день «метапредметность» — это одно из основных условий качественной организации познавательной деятельности учащихся, в результате которой, формируются знания, умения, целостная картина мира, представления о целом состоящим из частей, о будущем и настоящем. Стоит отметить, что метапредметность становится неотъемлемой частью любой образовательной деятельности.

Для того, чтобы решить ряд жизненно-важных задач, человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения, которые развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании. Но стоит отметить, что в жизни мы не настолько часто сталкиваемся с задачами, которые аналогично предметным. Жизненные задачи требуют других умений — надпредметных, которые в школьной практике называются общеучебными умениями. Каким же образом формировать подобные умения? Это можно делать на отдельных предметах, последовательно развивая каждую группу умений (организационные, интеллектуальные, оценочные, коммуникативные). Но наибольшего эффекта мы сможем достичь, реализуя в школьном обучении межпредметные связи и интеграцию различных дисциплин, которые в свою очередь направленны на формирование общеучебных умений и навыков.

Теоретическое обоснование метапредметного похода к обучению отражено в трудах: А. В. Хуторского, Н. В. Громыко, Ю. В. Громыко.

А. В. Хуторской подходит к рассмотрению метапредметности с позиции системного подхода и определяет ее как неотъемлемую часть любой образовательной системы ориентированной на фундаментальность и человекосообразность [Хуторской, 2012]. Ю. В. Громыко рассматривает метапредметное содержание образование как деятельность обеспечивающая процесс обучения, которая не относится к конкретному учебному предмету. [Громыко, 2000]. «Принцип «метапредметности»» заключается в обучении общим техникам, способам, средствам, операциям мыслительной деятельности, которые лежат поверх предметов, но используются при работе с любым материалом учебного предмета [1].

По результатам проведенного анализа литературы намибыли выделены базовые группы метапредметных умений: когнитивные (познавательные) умения, основу которых составляют умения изучать окружающий мир; структурировать имеющиеся знания; задавать вопросы; устанавливать причинно — следственные связи; выражать понимание или недопонимание изучаемого вопроса. Деятельностные (регулятивные): умение, определять цель и способы ее достижения; умение планировать, контролировать, анализировать и оценивать свою деятельность, вносить коррективы в намеченный способ деятельности. Коммуникативные: умение выстраивать коммуникации; взаимодействовать с различными людьми; добывать и преобразовывать информацию; выражать свою точку зрения; выполнять различные коммуникативные роли в группе, коллективе.

В силу того что, наше исследование проходит на уроке китайского языка, в первую очередь мы будем развивать коммуникативные умения и навыки. Так как формирование компетенций необходимых для общения на китайском языке в рамках определенной темы, как раз таки происходит в процессе формирования речевых умений и навыков. Благодаря тому, что наше училище достаточно хорошо оснащено технически, мы сможем развивать метапредметные умения через модель «Перевернутый класс».

Современные технологии на сегодняшний день проникли глубоко в школьное образование. Сегодня очень сложно представить современный урок без технических средств, в связи с этим в корне меняется наше традиционное представление об уроке. Некоторые современные педагогические технологии меняют наши привычные способы работы с обучающимися. Перевернутый класс — это такая педагогическая модель, в которой типичная подача лекций и организация домашних заданий представлены наоборот. Суть этой модели смешанного обучения заключается в том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на уроке. На уроке теперь учитель организует совместную деятельность по изученной теме [3].

Обучающиеся моих групп совершенно разные. Некоторым необходимо лишь только взглянуть на материал, а другим необходимо большее время для его подробного изучения. При изучении нового материала одни обучающиеся еще ничего не поняли, а другие уже успели заскучать. Исключить очное объяснение преподавателя полностью на уроке нельзя. Благодаря предварительной подготовке обучающихся ускоряется процесс разбора новой темы на уроке. Благодаря этому, учащиеся становятся не пассивными слушателями урока по новому материалу, а активными участниками по его разбору.

В своей деятельности преподавателя отдельной дисциплины (иностранного языка), а именно китайского, я только начала использовать технологию «перевернутого класса».

Рассмотрим мой опыт. Перед уроком, который был посвящен теме «Традиционные праздники Китая», учащиеся получают домашнее задание подготовить доклад с презентацией на тему одного из традиционных праздников КНР. Распределение праздников между учащимися происходило путем жеребьевки, каждому достается определённый набор иероглифов, что еще больше повысило интерес учащихся. Тот факт, что ребята не знали перевода иероглифов на русский язык, и это позволило сделать работу более интересной и забавной. При подготовке данного задания ребята должны найти все новые для себя слова, проконсультироваться со словарем и определить их значение, найти наиболее важную информацию, касающуюся праздника, презентацию оформить в соответствии с требованиями, обязательно просмотреть видео, касающегося конкретному празднику.

Во время классной работы учащиеся выступают друг перед другом, демонстрируют презентацию и свой доклад, все по очереди выступают в роли спикера. Во время выступления все учащиеся внимательно друг друга слушали, задавали уточняющие вопросы. Учащимся было интересно еще за счет того, что практически все праздники Китая связаны с легендами.

В результате работы учащиеся имеют возможность предоставить видео, картинки, интересные факты, что показывает, насколько эффективно они поработали с новой информацией в интернет среде. Кроме того, данная работа позволяет преодолеть сложности учащимся, у которых есть необходимость в более большем времени для усвоения материала.

Таким образом, технология перевернутого обучения предполагает изменение роли преподавателя. Меняется и роль обучающихся. Обучающиеся перестают быть пассивными участниками образовательного процесса и переходят к более тесному сотрудничеству. Технология позволяет возложить ответственность за знания ученика на его собственные плечи, тем самым давая ему стимул для дальнейшего творчества, направляя процесс обучения в русло практического применения полученных знаний. Я только начала проводить исследования, внедрять новые образовательные технологии для развития метапредметных умений у учащихся. На данном этапе я наблюдаю, анализирую, как реагируют ученики на данную модель обучения. Можно сказать с уверенностью «Перевёрнутый класс» оправдывает свои ожидания, мы переходим от теории к практике, от одиночной работы к групповой, от получения оценок к зарабатыванию.

Главное меняется атмосфера на уроке: никто ничего не боится, ни учитель не успеть объяснить тему, ни ученик что-то не понять, присутствует постоянная ситуация успеха. Все спокойны и уверены в своих силах и возможностях. А соответственно, меняется и отношение обучающихся к предмету в целом.

Говоря о модели “перевернутый класс” следует обсуждать не только ее плюсы и преимущества, но и проблемы, которые могут последовать при “перевороте”. Причем, возникнуть они могут на самых разных уровнях: ученики, коллеги, администрация, родители. Есть определенные проблемы внедрения данной модели, особенно если стоит проблема в техническом оснащение кабинета, особенно интернетом. Также отсутствие умений и незнание технологий и инструментов, как преподавателем, так и у учащихся, накладывает негативный фактор для внедрения данной модели. Для того чтобы подготовиться к подобному типу урока, учителю необходимо потратить немалое количество времени, а многие преподаватели в силу свое консерватизма, не всегда готовы к переменам. Модель «перевёрнутого класса» мало распространена, но если вы хотите сделать урок более современным и интересным, то необходимо попробовать ее в практике.

Литература:

  1. Громыко, Н. В. Мыследеятельностная педагогика и новое содержание образования. Метапредметы как средство формирования рефлексивного мышления у школьников [Электронный ресурс] / Н. В. Громыко. — URL: httр://1314.ru/nоdе/24 [Дата обращения 02.12.2015].
  2. Метапредметное содержание образования // Хуторской А. В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А. В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — С.159–182.
  3. «Перевернутый урок. Как объяснить тему так, чтобы все поняли, и чтобы никому не было скучно?» Диана Богданова, кандидат педагогических наук, Институт проблем информатики Российской академии наук (ИПИ РАН) / Дети в информационном обществе: информационный журнал — № 11, апрель — сентябрь 2012.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с.
  5. Хуторской А. В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал «Эйдос». — 2012. -№ 1. httр://www.еidоs.ru/jоurnаl/2012/0229–10.htm. — [Дата обращения 02.12.2015].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle