Библиографическое описание:

Николаева Н. А., Ерышова Ю. В., Генералова О. М., Корнеева М. П. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста, посредством словесного творчества [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 86-89.



Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Большие затруднения у детей вызывает подбор точных эпитетов, метафор для передачи эмоционального состояния, своего поведения и других людей, построение предложений разных видов. Часто предложения короткие и однотипные. А также выполнение заданий творческого характера: придумывание загадок, стихов, сказок.

Развитие эмоционально-выразительной функции речи детей — хорошая основа для возникновения и формирования в дальнейшем художественного восприятия и элементов художественного воображения в словесном творчестве. В обогащении восприятия особое значение имеет искусство.

Слово может быть не только средством воображения, но и его «строительным материалом». Активность ребенка реализуется в овладении языком. Это проявляется в словесном творчестве детей в широком смысле этого слова, дети манипулируют, играют стихотворными формами (ритмом, рифмой, образами).

Особенности первых ритмических стихотворных форм были отмечены К. И. Чуковским. Дневниковые материалы подтверждают характеристики, данные им первым проявлениям словесного творчества детей. Они возникают чаще всего во время беготни или игры, повторяются несколько раз, поэтому короткие и всегда проникнуты чувством радости.

К. И. Чуковский отмечал тяготение ребенка к «явным нелепицам», " перевертышам», часто встречающимся в детской и народной поэзии. В «перевертышах», небылицах ребенок посредством воображения «разрывает» связи между предметами и явлениями, их постоянными признаками, «отстраняется» от них, а затем связывает в новые сочетания. Таким образом «расшатываются» стереотипно сложившиеся ассоциации, активизируется мышление и воображение.

Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием более эффективных, интересных, занимательных для детей методических методов, приемов, средств, направленные на создание творческого продукта в речевой деятельности.

Для обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста проводится ряд упражнений:

 Подбор определений и эпитетов (какие бывают мамы?)

 Узнавание предметов по эпитетам (сочный, спелый, бархатистый — что это?)

 Подбор действий к предмету (как можно играть?)

 Подбор предмета к действиям (Что делает собака?)

 Подбор синонимов (большой, огромный…)

 Нахождение пропущенных слов (дворник взял метлу, он…)

 Распространение и дополнение предложений (дети идут, куда? Зачем?)

 Составление предложений с определенным словом.

С целью конструирования слов, словосочетаний и предложений используется:

 приём образования однокоренных слова (зайка — заинька — зайчишка);

 придумывание созвучных слов (трава-мурава, трава — дрова);

 составление достаточно длинного распространенного предложения в игре «От каждого по словечку». Например: «Колобок» — «Колобок катится» — «Колобок катится по дорожке» и другие.

Для воспитания у детей чуткости к слову, усвоения имен существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными оттенками дошкольниками используется приём: найти в сказке ласковые слова; слова, обозначающие маленький предмет; изменить любое слово так, чтобы оно имело ласкательную или увеличительную форму (к примеру, в сказке «Заяц-хваста» — «Как заяц называл свои усы, лапы, зубы?» — «Усищи, зубищи, лапищи». — «А как можно их назвать ласково?»).

Прием подбора синонимов к характеристикам героев сказок (Алёнушка в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» — нежная, заботливая, добрая; Ведьма — злющая, хитрая).

Игровые упражнения, используемые для развития лексико-грамматического строя речи: «Узнай героя сказки по описанию», «Не называя его, скажи о нём», «Слова — друзья», «Как бы ты ещё сказал», «Слова-спорщики», «Загадки», «Заветные слова», «Подбери фразу по смыслу», «Чьи следы».

Наиболее эффективным средством для развития связной речи и речевого творчества в работе с детьми старшего дошкольного возраста являются наглядные модели и графические схемы, которые помимо основных задач способствуют развитию внимания, мышления, наблюдательности, активизации опыта детей.

На первых этапах работы дети учатся выделять основные персонажи сказки, воспроизводить их действия путём использования условных заместителей, пересказывать с помощью взрослого отдельные эпизоды сказки, составлять небольшие сочинения.

Примером игровых упражнений являются «Чудесный мешочек», «Расскажи сказку», «Придумай сказку», «Придумай новый конец сказки».

Началом работы в рамках этого этапа обучения дошкольников стало ознакомление со схемой развития сюжета сказки:

1) Жил-был... Кто? Какой он был? Чем занимался?;

2) Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда?;

3) Встретил какого злого персонажа? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?;

4) Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?;

5) Где наши друзья стали жить? Что стали делать?

Для рассказывания сказки по схеме дети старшего дошкольного возраста используют следующие приемы композиционного сказочного повествования:

 традиционные зачины («жили-были старик со старухой», «в некотором царстве, в некотором государстве…»);

 концовки («и стали они жить-поживать, добра наживать», «тут и сказке конец, а кто слушал — молодец»);

 связующие повествование элементы («долго ли, коротко ли», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»);

 последовательность появление персонажей, наличие положительных и отрицательных героев, волшебных предметов.

Наряду с рассказыванием по предложенной схеме детям старшего дошкольного возраста предлагается игровые упражнения, с использованием приемов развития словесного творчества дошкольников:

изменение сюжета знакомой сказки иликоллаж из сказок.

Например, в книге перепутались все страницы, и злой волшебник превратил сказочных героев: Буратино, Красную Шапочку и Колобка в мышек. Детям предлагается придумать сюжет новой сказки. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, но важно не забывать о главных, первоначальных героях — и получится “коллаж сказок”.

составление сказочного сюжета с участием известных героев.

С заменой героев, но сохранением сюжета; с заменой сюжета, но сохранением героев произведения; с сохранением героев и сюжета, но с заменой времени и результата действия);

придумывание новых названий к сказкам;

 составление сказки из одного слова, когда рассказчик сам придумывает первое слово и начинает сочинять.

Например, слово “девочка” — “Жила-была девочка, которая…” и т. д.;

составление сказки из фразеологизмов, когда знакомство с фразами, которые часто

встречаются в сказках и рассказах помогают понять их настоящий смысл.

Например, составление сказки из фразы “Крокодиловы слезы” — “Каждое утро капризная девочка лила, крокодиловы слезы. Это всем очень надоело…” и т. д.;

случайные сказки — это рассказы о забавных случаях из реальной жизни.

Например, «Шел мелкий дождь. На участке под одним зонтом стояли две девочки. Вдруг…»

рассказы о забавных случаях воображаемой жизни.

Например: «Мы стояли на перекресте трех дорог возле большого камня, а на нем надпись: «Прямо пойдешь — доброе дело сделаешь своему другу; направо пойдешь — с другом расстанешься навсегда; налево пойдешь — красивую игрушку найдешь».

— Какую из дорог вы выберите?

— Почему?

— Какое доброе дело можем сделать для своего друга?

 составление сказки о бытовых предметах.

Например, составление сказки о злом пылесосе или доброй микроволновой печке.

 придумывание сказки с середины в качестве помощи предлагается затейливое начало и понятный, яркий конец, а дети придумывают середину, где в основном и развивается сюжет;

рассказывание старой сказки по — новому (Они привыкают, что лиса — хитрая, волк

— злой, Золушка — трудолюбивая, а ведь иногда полезно сломать сформированные стереотипы. За основу берётся знакомая сказка, а детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Предположим, семеро козлят, злые и капризные, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти).

метод перевирания сказок, развивает у детей чувства юмора, они начинают понимать иронию, лукавство. Такие эксперименты в сказках помогают быть активными, проповедуя гуманизм и добро. Во время перевирания сказок дети могут менять их содержание, не оставаться равнодушными на зло.

сказки из шуточных вопросов могут подсказать детям сказочный сюжет или его начало. Иногда шутка в вопросе видна сразу же, но часто такой вопрос как бы провоцирует спрашиваемого ребёнка. Например, детям задаётся вопрос «Что медведь ест зимой?», смышлёный ребёнок отвечает, что медведь спит зимой. Вот тут — то и следует перейти к сказке “А я слышала про такого необыкновенного медведя, который зимой не засыпал, потому что любил поесть…” Далее дети сочиняют сказку о необыкновенном медведе.

Для развития у детей старшего дошкольного возраста способности к сочинению сказок мы, в первую очередь, создаем условия:

 оформление уголка ряженья в соответствии со сказочной темой;

 создание плоскостной, настольный, пальчиковый театра;

 наличие книжного уголка;

 создание уголка творчества «Творим вместе», где размещаются работы, изготовленные совместно с родителями (например, книжки-самоделки, альбомы с рисунками детей к сочиненным ими сказками).

Все это является благоприятной средой, способствующей словесному творчеству. Для понимания эффективности в работе педагога необходимо проводить диагностику по качеству и характеру изменений у детей, анкетирование родителей.

Литература:

  1. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — Учебно-методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009–70 с.
  2. Танина Л. В. Развитие словесного и театрального творчества дошкольников // Развитие детской речи: традиции и перспективы, М., 2009.- 60 с.
  3. Танникова, Е. Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок) / Е. Б. Танникова. — М.: «ТЦ Сфера», 2008. — 96 с.
  4. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. — М., 2010, — 240 с.
  5. Ушакова О. С. Развитие словесного творчества детей 6–7 лет / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 5. — 50с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle