Библиографическое описание:

Палагина А. О. Взаимосвязь ценностей с компонентами самоотношения у студентов [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 256-258.



Актуальность данной темы заключается в том, что в современном мире подрастающее поколение находится в неопределенности выбора жизненного пути, зависимостью от общественного мнения, что негативно может повлиять в будущем. С одной стороны, юноши и девушки еще зависимы от родителей, которые готовят их к предстоящей самостоятельной жизни, а с другой — находятся под воздействием сверстников, чьим общественным мнением они дорожат. Социально значимыми факторами для подрастающего поколения становятся личностное самоопределение, перспективы жизненного пути, социальный престиж.

Отражение интереса к теме ценностных ориентаций можно проследить в работах таких авторов как, С. С. Бубнова, А. Н. Леонтьев, М. Рокич, Ф. Знанецкий, Д. А. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе и другие учёные. Исследования У. Джеймса, В. Н. Маркина, Е. Т. Соколовой, С. Р. Пантилеева, С. Л. Рубинштейна, И. И. Чесноковой послужили основой для изучения самоотношения личности.

Проблема самоотношения и его роли в структуре личности в настоящее время является чрезвычайно актуальной для психологической науки. Разработкой данной проблемы занимались известные отечественные и зарубежные ученые: Р. Берне, И. С. Кон, А. Маслоу, B. C. Мухина, К. Роджерс, Е. Т. Соколова. В. В. Столин, С. Р. Пантилеев, С. Л. Рубинштейн, И. И. Чеснокова и многие другие. Самоотношение является традиционным объектом исследования в психологии со времен У. Джеймса. Накоплены богатейшие теоретические и экспериментальные данные изучения самоотношения как объекта психологического анализа с определенной структурой и особенностями, раскрыты механизмы его формирования. Сложность строения самоотношения обусловлена многоплановостью и глубиной жизненных отношений каждой изучаемой личности [Джеймс У.,1991].

Объектом данного исследования являются особенности ценностных ориентаций студентов.

Предметом исследования — взаимосвязь ценностных ориентаций и самоотношения студентов.

Цель данного исследования — выявить связь между ценностными ориентациями студентов и их самоотношением.

Гипотеза исследованиясуществует взаимосвязь между ценностными ориентациями и самоотношением у студентов.

В проведенном исследовании приняли участие 45 студентов 1 курса факультета психологии в возрасте 17–19 лет. В силу того, что самоотношение влияет не только на стабильность связей человека с социальной средой, но и формирует внутреннюю, индивидуальную среду развития личности, проблема становления самоотношения в юношеском возрасте, формирование его системы ценностей приобретает особую важность.

Таким образом, необходимо эмпирическое исследование, которое позволило бы изучить взаимосвязь ценностных ориентаций с компонентами самоотношения студентов.

Для выявления структуры ценностных ориентаций студентов 1 курса факультета психологии была использована методика «Ценностные ориентации» О. И. Моткова и Т. А. Огневой, направленная на изучение степени значимости и реализации внутренних и внешних ценностей студентов, а также конфликтности осуществления ценностных ориентаций.

По результатам проведенной методики для студентов — первокурсников (72 % испытуемых) выявлена «саморазвивающаяся» структура, когда характерно преобладание внутренних ценностей над внешними, больше концентрации на саморазвитии, на широких связях со всем миром, а не только с отдельными людьми.

В то время, как у 22 % испытуемых была выявлена «гипертимная» структура, т. е. на одинаковом уровне внешние и внутренние ценности. В данной выборке только у 4 % опрошенных выявлена «гипотимная» структура, когда равномерно низкие показатели по видам ценностей. Преобладание внешних ценностей над внутренними несвойственно для испытуемых и выявлено лишь у 2 %, что является «самопрезентирующей» структурой. По полученным данным исследования показатели конфликтности распределены следующим образом: у большинства опрошенных (64 %) показатели находятся на низком уровне; у 20 % испытуемых на среднем уровне, а у 16 % студентов-первокурсников — на высоком уровне.

Для выявления личных и социально-психологических ориентаций и предпочтений у студентов была использована методика «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности». [Фетискин Н. П.,2002].

Семейные ценности выбрали 32 % студентов, у них интерес к времяпрепровождению в кругу семьи и удачному построению семьи. По данной методике было выявлено, что большинство испытуемых 27 % выбирают профессиональные ценности: увлекательная работа, которая доставляет удовольствие и непосредственно карьера. Для 18 % значимость имеют интеллектуальные ценности, направленные на изучение образовательной литературы, просмотр научно-познавательных телепередач и постоянное самообразование личности. В меньшей степени у студентов-первокурсников выражены социальные ценностные ориентации, определяющие расположение к участию в общественных мероприятиях и знакомству с новыми людьми, что составляет 13 % по данной выборке. Материальное благополучие, построенное на наличии красивых вещей и высокооплачиваемой работы для 4 % испытуемых является важным и относится к финансовым ценностям. Менее всего оказались выражены духовные ценности, а именно: религия, медитация, размышления лишь у 4 % испытуемых. Физические ценности не являются значимыми для студентов-первокурсников и составляют 2 % от числа опрошенных, для них нехарактерно употреблять здоровое питание и заниматься спортом. Общественные ценности не выявлены в данной выборке, а следовательно студенты-первокурсники не расположены к выполнению работы на добровольных началах в некоммерческих организациях и общественной деятельности

Таким образом, согласно полученным результатам можно сделать вывод: большинство испытуемых имеют значительную выраженность профессиональных, семейных и интеллектуальных ценностей.

Для выявления преобладающих ценностей у студентов-первокурсников была использована методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С. С. Бубновой [Бубнова С. С.,1997]. Обработка полученных результатов проводилась отдельно по каждой ценности для всех испытуемых.

Анализируя средние показатели по каждой ценности у студентов-первокурсников, были выявлены ведущие ценностные ориентации, составляющие ценностное ядро личности:

 помощь и милосердие к другим людям (4,35);

 признание и уважение людей, влияние на окружающих (4,31);

 приятное времяпрепровождение, удовольствие и отдых (4,20).

В число ценностей со средним уровнем значимости вошли следующие виды:

 поиск и наслаждение прекрасным (3,86);

 любовь (3,64);

 познание нового в мире, природе, человеке (3,33);

 общение (3,02);

 здоровье (2,75).

Менее выраженными ценностями в данной выборке испытуемых являются:

 высокая социальная активность (2,62);

 высокое материальное благосостояние (2,37);

 высокий социальный статус (2,26).

Основными ценностными ориентациями для данной выборки студентов-психологов являются такие, как: помощь и милосердие к другим людям, признание и уважение, а также приятное времяпрепровождение, удовольствие и отдых.

Для определения структуры самоотношения студентов была использована методика исследования самоотношения С. Р. Пантилеева и В. В. Столина [Пантилеев С. Р.,1991]. По результатам данной методики было выявлено, что у большинства студентов 1 курса факультета психологии отношение к себе зависит от избирательности отношения к своим личностным свойствам, которое проявляется в стремлении к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении прочих других, и от степени адаптированности в ситуации, которая характеризуется сохранением работоспособности, уверенности в себе, ориентации на успех начинаний в привычных ситуациях, но при неожиданном возникновении жизненных трудностей уверенность в себе снижается и нарастает тревога и беспокойство.

В данной выборке у испытуемых установка на самообвинение сопровождается развитием внутреннего напряжения и наличием ощущения невозможности удовлетворения основных жизненных потребностей.

Для определения соотношения ценностных ориентаций студентов и компонентов самоотношения был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В результате исследования выявлены показатели коэффициентов корреляции и сделаны выводы по проведенному исследованию.

Для студентов данной выборки являются преобладающими внутренние ценности и менее выраженными внешние. Было выявлено, что практически у всех студентов приоритетными являются три группы ценностей: профессиональные ценности (увлекательная работа, которая доставляет удовольствие и карьера); семейные (удачная женитьба или замужество, времяпрепровождение в кругу семьи); интеллектуальные (интеллектуальное развитие и чтение образовательной литературы, просмотр образовательных передач, самосовершенствование). По результатам всестороннего изучения существующей проблемы становления ценностной базы в юношеском возрасте у студентов выявлены взаимосвязи между ценностными ориентациями и компонентами самоотношения.

Таким образом, полученные данные проведенного исследования указывают на то, что внешние ценности не присущи данной выборке испытуемых, так как повышена самокритичность личности и у большинства студентов наблюдается закрытость, то есть некоторая доля недоверия в межличностных отношениях.

Для испытуемых юношеского возраста необходимо принятие себя такими, какими они являются в действительности, что опосредуется через потребность в духовности, и затем актуализируется через приятное времяпрепровождение. Важными для студентов — психологов являются признание и уважение других людей, приятное времяпрепровождение и семья при высокой внутренней конфликтности, так как в юношеском возрасте человек видит в себе множество недостатков.

Сформулированная гипотеза о том, что существует взаимосвязь между ценностными ориентациями и самоотношением студентов, подтвердилась полностью.

Результаты проделанной работы по теоретическому обоснованию самоотношения личности с проведением исследования по методике С. Р. Пантилеева и В. В. Столина «Самоотношение личности» могут применяться при оказании консультативной помощи, направленной на развитие отдельных компонентов самоотношения в юношеском возрасте, в частности у студентов.

Для студентов важно не только определиться с выбором будущей профессии, но стремится реализовать себя в процессе обучения, в дальнейшем будет легче применять полученные теоретические основы при освоении профессии на практике с приобретением необходимых профессиональных навыков.

Проведенное исследование позволило изучить особенности взаимосвязей ценностных ориентаций с компонентами самоотношения у студентов-первокурсников. По итогам исследования не раскрыта глубоко тема ценностей и ценностных ориентаций человека. Для дальнейшего изучения ценностей, возможно раскрытие содержания каждой ценности внутри существующей классификации и определение уровня проявления, а также наличие взаимосвязей между различными ценностными ориентациями у конкретного человека с целью коррекции поведения и формирования объективного отношения к внутренним и внешним ценностям. На развитие человеческой природы в процессе цивилизации влияют внутренние причины, а именно: потребности, желания, чувства, представления, цели конкретной личности. Каждый человек индивидуален, но он не может развиваться вне общества. И чаще всего, само общество идеализирует жизнь молодого человека, не обращая внимания на процесс обучения и воспитания. Первостепенной задачей на этапе получения профессионального образования является закрепление позитивного отношения к жизни и окружающему миру у личности в юношеском возрасте.

Литература:

  1. Бубнова С. С. «Принципы и методы изучения ценностных ориентаций личности как системы с нелинейной структурой»// Психологическое обозрение. 1997. № 1.
  2. Джеймс У. Психология. М.: Педагогика. 1991.
  3. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: МГУ. 1991.
  4. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): ценностных ориентаций, ценностных ориентаций студентов, ценностными ориентациями, структуры ценностных ориентаций, юношеском возрасте, самоотношения студентов, компонентами самоотношения, приятное времяпрепровождение, курса факультета психологии, теме ценностных ориентаций, ценностных ориентаций личности, особенности ценностных ориентаций, ценностных ориентаций личности», осуществления ценностных ориентаций, ценностных ориентаций человека, соотношения ценностных ориентаций, взаимосвязей ценностных ориентаций, самоотношения личности, компонентами самоотношения студентов, внешних ценностей студентов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle