Библиографическое описание:

Шейхмамбетов С. Р. Использование коммуникативно-речевых заданий на занятиях по русскому языку [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 270-272.



В Республике Узбекистан реализация языковой политики на современном этапе определяет новые лингвометодические подходы к изучению и официальному использованию узбекского, русского и других языков.

Изменилась социальная роль русского языка: сфера его применения в условиях суверенного Узбекистана с учетом демографических, политических и социальных условий сужается, что приводит к некоторому падению мотивации его изучения. На официальном уровне общения закрепляется приоритетность узбекского языка как государственного.

В то же время следует признать, что в современных условиях межгосударственных, и межнациональных отношений русский язык сохраняет на территории республики функцию языка межнационального общения, а при межгосударственных отношениях Республика Узбекистан использует русский язык как один из мировых языков. Не уменьшается информационная ценность русского языка, который в настоящее время обеспечивает значительную массу общезначимой информации, особенно научно-технического характера.

Основное назначение русского языка как учебного предмета на современном этапе находит воплощение в коммуникативной цели обучения, предполагающей овладение русским языком как средством общения. Данная цель предполагает обучение разным способам общения на русском языке: говорению в его диалогической и монологической формах, чтению, пониманию речи других людей на слух, письму. Эти способы общения выступают в виде целевых коммуникативных умений, составляющих основу коммуникативной компетенции.

Задачи курса русского языка состоят в следующем:

  1. Обеспечить необходимые для активной производственной и общественной деятельности навыки владения русским языком, научить общению в бытовой, учебной, социально-культурной, социально-деловой сферах (формирование коммуникативной компетенции);
  2. Обеспечить формирование языковой способности, дать представление о структуре языка (формирование языковой компетенции);
  3. Приобщить к культуре изучаемого языка (формирование этнокультуроведческой компетенции).

Предполагается, что к концу обучения учащиеся сумеют вести элементарную беседу, понимая заданные им вопросы и сами задавать вопросы, возникающие в ходе разговора, сообщая, обосновывая, предлагая, убеждая и т. д., используя при этом формулы речевого этикета. Развивать речь учащихся — значит систематически работать над ее содержанием, последовательностью, учить учащихся построению предложений вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамматическим оформлением мыслей заниматься этим на каждом занятии.

Неотъемлемой частью каждого урока является работа с немой лексикой. Если эта работа проведена качественно, с максимальной пользой, то обеспечит успех урока в целом. С помощью учителя учащиеся объясняют значения новых слов, подбирают синонимы, антонимы, возможен и перевод на родной язык. Если учащиеся затрудняются сразу составить предложения с новыми словами, эта работа может быть проведена после знакомства с новой темой, в этом случае она даже эффективнее: ребята быстро составят предложения, использовав все необходимые слова. При наличии времени интересные предложения записываются в тетради.

Определенную пользу и интерес для учащихся представляет работа по аудированию. Преподавателем проговаривается небольшой текст из нескольких предложений, возможно прослушивание в записи. Предлагается озаглавить данный текст, ответить на вопрос: О чем этот текст (рассказ)? Возможен также такой вариант: учитель или ученик дают первое предложение, второй ученик повторяет первое и добавляет свое, второе, третий — повторяет первое, второе и предлагает свое, третье предложение и т. д. Эта работа представляет ценность в том плане, что учит мыслить логически, правильно и содержательно выражать свои мысли, а в итоге развивает речь учащихся, активизирует внимание.

Одним из видов работы по развитию речи является творческий пересказ. Такой пересказ позволяет учащимся самостоятельно добавлять что-то к предлагаемому материалу, давать свою оценку событий и действий героев и, наконец, перевоплощаться, ставить себя на место героев. Естественно возникает вопрос: «А как бы поступил я на его месте?». Сначала творческий пересказ удается делать лишь сильным учащимся, но в процессе работы к нему приобщаются и более слабые учащиеся. При таком пересказе есть место творчеству, поэтому он намного интереснее обычного пересказа. В конце работы над творческим пересказом дается обобщение и вывод, учащиеся отвечают на проблему, поставленную перед ними: «Как поступил бы ты на месте главного героя?»

Иногда творческий пересказ может перерасти и в инсценирование. Обычно учащиеся с удовольствием выполняют работу такого рода, она может- проводиться на каждом, этапе обучения с последующим усложнением.

Заслуживают внимание уроки, которые можно определить как уроки развития речи. Такие уроки обычно проводятся после блочной подачи грамматической темы или за счет уроков повторения. Тему выбирает сам учитель. Тема, как правило, должна быть актуальна и интересна для учащихся, связана с краеведческим материалом. Никогда нс угасает интерес ребят к знакомству с обычаями, традициями родного края, народа. Они с большим вниманием слушают о том, как в древности праздновался Навруз, проводились хашары, отмечались национальные праздники, проводились свадьбы, осуществлялись обряды.

После выбора темы урока определяется тип и форма занятия. В основном уместно проводить уроки-рассказы. Это может, быть рассказ по данному эпиграфу, по данному плану, по данному, началу или концу или по данной теме. Обычно проводится подготовительная работа, отдельные учащиеся получают индивидуальные задания; тема заранее сообщается, чтобы ребята могли поискать необходимый материал. На таких уроках может широко проявиться творчество и учителя, и учащихся. Эти уроки проблемные, воспитывающие, обогащающие учащихся, расширяющие кругозор и развивающие связанную речь.

Учитывая ведущие цели обучения русскому языку учащихся национальных школ, а также реальные условия преподавания и возможности детей, наиболее оптимальной считается система упражнений, в основе которой лежит направленность на, формирование коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся по русскому языку, дидактически обусловленная этапность работы при обязательном учете индивидуальных особенностей учащихся.

Трудности в обучении русскому языку обусловлены тем, что часто учебное общение осуществляется в психологически нереальной ситуации: ограничение тематики, ее внешняя регламентация, неестественная форма обмена репликами — все это иногда превращает общение на уроках русского языка в определенную игру, которая может разворачиваться более или менее гладко, однако не имеет никакого отношения к настоящему общению.

Организация общения, связанного с реальной жизнью, постановка проблемных задач, требование от учащихся выявления своей позиции, своих отношений вызывают у детей большой отклик и понимание, а нередко и желаемый активный интерес. Это объясняется тем, что учащиеся чрезвычайно расположены к импровизации, обладают живым воображением, охотно откликаются на такие виды работы, которые нарушают обычный ход занятий. В связи с этим на занятиях целесообразны всевозможные дидактические игры, импровизации творческого характера.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что речь — это всегда творчество, она создается человеком в целях сообщения другим своих мыслей, которые у него возникают впервые под влиянием каждый раз по-новому складывающихся ситуаций. Поэтому и обучать речи нужно не на отработке речевых моделей путем их многократного повторения, а на упражнениях, тренирующих продуктивно-творческую иноязычную речь.

Развитие устной и письменной речи всегда было главным направлением в обучении учащихся второму, неродному языку. Особую актуальность приобретает оно на современном этапе.

Литература:

  1. Андриянова В. И. Совершенствование обучения русской устной речи узбекских школьников: Монография. — Ташкент: Фан, 1988.-95 с.
  2. Хасанов Э. Р. Многозначная глагольная лексика современного русского языка и интерактивные технологии ее усвоения узбекскими школьниками.: Магистерская диссертация — Ташкент, 2013. 116 с.
  3. Фарберман Б. Л. Передовые педагогические технологии. Ташкент, 2000. 96 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle