Автор: Коваленко Сергей Анатольевич

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2016)

Библиографическое описание:

Коваленко С. А. Внедрение метода «кейс-стади» для развития компетенции принятия решения на занятиях по безопасности жизнедеятельности в системе СПО [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 236-238.



Внедрение метода «кейс-стади» для развития компетенции принятия решения на занятиях по безопасности жизнедеятельности в системе СПО

Подготовка высококвалифицированного специалиста профессионального образования является основным этапом в процессе его реформирования. Происходят изменения, которые необходимы для того, чтобы обеспечить повышение качества образования выпускников и приведение их компетенций в соответствие с запросами работодателей в различных сферах деятельности. Компетентностный подход в профессиональном образовании формирует новую модель будущего специалиста.

Одобрен и внедряется в профессиональные учебные заведения компетентностный подход. ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) определяет основу обучения. Это уже не предметные, а ценностные ориентиры. Обучение, которое основано на компетенциях, строится на определении, освоении и демонстрации знаний, умений, типов отношений и поведения, которые нужны для определенной трудовой деятельности. Внедрение такого обучения помогает развить творческое мышление и привлечь интерес студентов к важным вопросам в последующей профессиональной деятельности. Сутью образовательного процесса становится создание различных ситуаций и поддержка действий, приводящих к формированию какой-либо компетенции.

Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, востребованного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Идеальный выпускник — это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни. Каждое из приведённых качеств называется «компетентностью». Задача профессиональной системы образования эти компетентности формировать. Но компетентности бывают разные: ключевые, межпредметные, предметные. Компетентности, являющиеся важнейшими для жизни в современном мире, называются «ключевыми».

В условиях модернизации современного российского образования и повышения требований к качеству профессиональных компетенций будущих специалистов возникает необходимость приведения методов и форм обучения студентов в соответствие требованиям современной жизни и профессиональной деятельности. Учебно-познавательной деятельности студентов является одним из важнейших этапов учебно-воспитательного процесса.

Проведенный анализ результатов образовательной деятельности 2012–15 учебных годов применительно к дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» выявил следующие недостатки:

 в основном образовательном процессе тематика чрезвычайных ситуаций преподаётся в виде лекционного материала;

 студенты не в полной мере овладевают теоретическими знаниями в области чрезвычайных ситуаций, не умеют грамотно оценивать опасности для жизни и здоровья, имеют слабую практическую натренированность действий в условиях различных чрезвычайных ситуаций;

 контроль изученного материала показал, что только 50 % студентов успешно усваивают данный материал и только 40 % имеют практические навыки (попадали в критические ситуации, причем не всегда действовали грамотно).

Следует отметить, что в процессе обучениявозникают следующие противоречия:

 чем больше требований предъявляет образовательный стандарт, тем больше разрыв между сильными и слабыми студентами;

 образование должно быть дорогим, чтобы быть качественным, и должно быть дешевым, чтобы быть доступным;

 мы должны приучать размышлять и рассуждать, и в то же время мы демонстрируем свои отработанные мыслительные действия;

 мы ждем логики, рассуждений, доказательств, мы требуем полного ответа, но в то же время мы должны развивать способность к интуиции.

На основе проведенного анализа и описанных противоречий профессиональная проблемазаключается в следующем:

 подавляющее большинство студентов считает, что никогда не окажется в достаточно серьезной чрезвычайной ситуации (со мной это не случится);

 при чрезвычайной ситуации, в состоянии стресса очень сильно меняется поведение человека и его способность к разумному действию.

Современная концепция модернизации российского образования предполагает использование таких методов, как проблемный, исследовательский, проективный, контекстный и другие. В рамках контекстного метода выделяют новый перспективный и специфический метод — метод «кейс-стади» как системы обучения, базирующейся на анализе, решении и обсуждении ситуаций, как смоделированных, так и реальных.

Для решения существующей профессиональной проблемы предлагаю внедрение в образовательный процесс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» технологии метода «кейс-стади»и создание необходимых условий для формирования практических компетенций студентов через создание единой системы деятельности педагога.

«Кейс-стади» — основной метод технологии ситуативного обучения. Он создает объективные возможности студентам для обмена мнений, выражения собственных позиций и для приобретения навыков конструктивного поиска решений практических проблем, возникающих в реальной жизни.

Понятие ситуация(от средневекового лат. situatio — положение) — сочетаниеусловий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение.

«Педагогическая ситуация — это факт, жизненная история, с которой преподаватель столкнулся в повседневной работе и которая породилапедагогические задачи, требующие решения» [6, С — 1]. Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий студентов быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие (нештатные) — редко встречающиеся, сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе не разрешимые.

Цель технологии ситуативного обучения состоит в том, что основной акцент делается не на овладение готовыми знаниями, а на их самостоятельном добывании в процессе субъект-субъектного взаимодействия в дихотомических системах «преподаватель-студент». Партнерство в процессе овладения знаниями (общение на равных) является одним из основных принципов данной технологии обучения.

Применение метода «кейс-стади»на занятиях по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» позволит:

 увеличить информационную емкость занятия, глубину подачи материала;

 более качественно изучать новый материал;

 освоить метод сбора информации;

 освоить метод анализа;

 соотносить теоретические и практические знания;

 формировать практические умения и навыки принятия решения;

 повысить мотивацию студентов к получению практических знаний.

Студенты станут более самостоятельными, уверенными, коммуникативными в приобретении практический умений, навыков, а также опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания.

Отношенияврамках «преподаватель — студент» станут более гармоничными, доверительными, психологическая среда — комфортной, общение не формальным.

Последовательность действий преподавателя состоит в подборе соответствующего реального материала. Студенты должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других студентов и преподавателя) на свои действия. «При этом нужно помнить, что возможны различные решения проблемы. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них»[5, С — 284].Роль преподавателя состоит в том, чтобы направить беседу или дискуссию в нужное русло, например, с помощью проблемных вопросов, проконтролировать время работы, побудить студентов отказаться от поверхностного мышления.

«В кейсе рассматривается конкретная ситуация, в описание которой включаются случаи, факты, решения, имевшие место в течение определенного времени»[5, С — 285]. Причем, ситуация может отражать как комплексную проблему, так и частную задачу.

Информация не представляет собой полного описания процесса или события, а скорее носит ориентирующий характер. «Поэтому для построения логичной модели, необходимой для принятия обоснованного решения, допускается дополнять кейс данными, которые, по мнению участников, могли иметь место в действительности»[5, С — 285].Таким образом, студент не только фиксирует рассматриваемый случай, но и вникает в него до такой степени, что может прогнозировать и демонстрировать то, что пропущено в кейсе.

В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» разработан УМК с набором видео-кейсов. На занятии используется следующая технологическая схема:

 формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом;

 определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели;

 поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни;

 определение источников и методов сбора информации;

 выбор техник работы с данным кейсом;

 определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (лист оценки);

 определение того раздела курса, которому посвящена ситуация, описывающая проблему;

 создание заданной модели.

Метод «кейс-стади» ни в коем случае не предполагают согласие или несогласие с тем, что было уже сделано в том или ином случае. Главное предложить свою версию, выслушать и учесть другие и совместными усилиями прийти к общему знаменателю. При этом следует иметь в виду, что наличие нескольких точек зрения или даже противоречия вовсе не означают того, что один прав, а другие нет. Разные люди по-разному смотрят и реагируют на одну и ту же ситуацию, в соответствии с различными личными восприятиями и оценочными суждениями. Эта разница и проявляется именно в процессе обсуждения, общей дискуссии. И понимания всего этого вполне достаточно для приобретения опыта. Ведь истинный профессионализм и заключается в уважительном отношении к мнениям других и способности отбросить собственные убеждения. Таким образом, многообразие точек зрения лишь оттачивает профессионализм.

Использование метода «кейс-стади» особенно ценно применительно к дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» где необходимо осуществить сравнительный анализ, и где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а имеется несколько подходов, взглядов, точек зрения. Речь идет о решении ситуаций с множеством переменных величин, что развивает аналитические, коммуникативные и интуитивные способности. И как результат — вырабатывает умение принимать грамотные решения.

Литература:

  1. Байденко В. И., Компетенция в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России, 2004–72 с.
  2. Жуков Г. Н., Матросов П. Г., Каплан С. Л. Основы общей и профессиональной педагогики. — М.: Гардарики, 2009. — 382 с.
  3. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография /под редакцией проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой и проф. А. П. Тряпицыной. — Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008 — С.284–285.
  4. Кондаков А. М. Особенности нового стандарта образования// Сайт Издательства «Просвещение». [Электронный ресурс]. Видеолекции и вебинары. URL: http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=28981.
  5. Тамбовкина Т. И. Педагогическая ситуация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.nsc.1september.ru/article.php?id=200601606.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle