Библиографическое описание:

Гнатюк И. В. Диагностические задания для уроков технологии по ФГОС [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 132-134.



Ключевой целью новых образовательных стандартов является формирование у школьников умения учиться.В связи с этим для педагогов актуальными становятся задачи, направленные на формирование личности, способной к самообразованию, готовой самостоятельно принимать решения, находить пути их реализации, ориентироваться в мире информации, уметь применять приобретенные знания в повседневной жизни. Новые социальные запросы вынуждают использовать новые формы организации образовательной деятельности. Этим запросам полностью отвечает технология решения проектных задач.

В учебный план межшкольного учебного комбината включены однопредметные проектные задачи, которые проводятся в рамках учебного предмета «Технология» на завершающем этапе освоения разделов.

Так как каждый раздел предмета «Технология» в учебном комбинате проводит отдельный преподаватель, то проведение проектных задач требуют координации разделов предмета и кооперации действий педагогов и учащихся. Выполнение заданий при решении проектных задач предполагает создание группами учащихся нескольких мини-проектов, которые на завершающем этапе объединяются в общий проект.

Решение проектных задач даёт возможность ученикам применить освоенные на уроках способы действий при создании совместного проекта (например, цикла проектов «Город мастеров», сборника инженерно-конструкторских задач и т. п.).

Благодаря их проведению создаются педагогические условия, при которых учащимся предоставляется возможность в системеосуществлять выбор содержания своей образовательной деятельности, практиковаться в конструировании новых способов действияна основе приобретенных на уроках знаний, умений и опыта.

Система заданий, входящих в проектные задачи, может требовать разных стратегий ее решения (в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися и т. п.). Основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи. 1

В проектных задачах мы используем следующие основные типы заданий:

 Формально-репродуктивные (воспроизводящие);

 Содержательно-рефлексивные (предметные);

 Функциональные (творческие).

Формально-репродуктивные задания предполагают освоение образцов и алгоритмов.

Пример задания по разделу «Технологии ручной, машинной обработки древесины»: найдите и выпишите из текста основные свойства древесины.

Задание по разделу «Технологии ручной, машинной обработки металлов»: выпишите из текста названия любых 4-х инструментов, которые применяются при работе с проволокой.

Задание по разделу «Кулинария»: отметьте, какой инвентарь необходим для нарезки хлеба: а) противень, б) формочки, в) нож, разделочная доска, г) тарелка.

Содержательно-рефлексивныезадания предполагают понимание оснований действий, осознание существенной связи, лежащей в основе способа действия.

Пример задания по разделу «Создание изделий из текстильных материалов»: определите себестоимость изделия (С), если стоимость лоскута 150руб., при выполнении работы продолжительностью 4часа использовалась люстра с тремя лампами накаливания мощностью 75Вт, стоимость 1кВт*часа 3,65руб.

Задание по разделу «Технологии ручной, машинной обработки древесины». Рассчитайте стоимость детали, выполненной из заготовки призматической формы (бруса), если длина детали -100мм, ширина-100мм, высота-20мм. Цена 1метра бруса 200руб. (не забудьте, что размеры заготовки на 5–10 миллиметров больше с каждой стороны, чем размер детали).

Функциональные (творческие) задания предполагают свободное владение способом действия и применение его в самых разнообразных ситуациях.

Пример задания по разделу «Кулинария»: а) Составьте «Кодекс туриста», состоящий из 3–5 правил, которые должны соблюдать все участники экспедиции.

б) Сыр — скоропортящийся продукт, поэтому должен транспортироваться при температуре от 0 до 12°С. В какое время суток летом лучше перевозить сыр на недалекие расстояния? Почему? Обоснуй свой ответ.

в) Вам поручили собрать продукты, которые пригодятся в экспедиции.

Из предложенного списка выберите три самых необходимых на ваш взгляд продукта и объясните, почему именно их вы должны взять с собой.

Предметный тип заданий в основном состоит из качественных заданий, ситуационных проблем, компетентностно-ориентированных заданий, которые находим в учебниках по технологии, в журналах «Школа и производство», в интернете, составляем самостоятельно.

Решение качественных заданий способствует развитию технологического мышления, изобретательности, творческой фантазии, умения применять знания из различных областей для объяснения технологических процессов, систем, а также расширяет технический кругозор учащихся и подготавливает их к преобразовательной деятельности. В качественном задании ставится такой вопрос, ответ на который ученик должен составить сам, синтезируя данные условия задачи и свои собственные технологические знания. 2

Правильное решение качественных заданий — это высокий уровень знаний ученика или группы.

По характеру проблемы выделяются следующие виды заданий:

 Задания, в которых требуется объяснить технологические явления, указать причины его возникновения, следовательно, раскрыть его связи с другими явлениями. Ключевые вопросы подобных заданий: «Что это такое? Почему это происходит? При каких условиях это наблюдается?».Пример задания: в результате увлажнения наблюдается растрескивание или коробление древесины. С чем это связано?

 Задания, в которых требуется объяснить, научно обосновать сущность применяемых на практике приемов и способов деятельности. Ключевые вопросы этих заданий: «Для чего это делается? На чем основан этот способ?». Пример задания: перед нарезанием внутренней резьбы в детали сверлится отверстие диаметром меньшим, чем диаметр будущей резьбы, затем в отверстие наливают небольшое количество смазывающей жидкости. Для чего это делается?

 Задания, в которых требуется указать общие черты и существенное различие предметов или явлений. Ключевые вопросы этих заданий: «Что общего между ними? Каковы их существенные отличия?».

 Задания, в которых предлагается из перечисленных свойств или признаков предметов илиявлений выделить признаки, присущие только предметам или явлениям данного вида, типа или рода.

 Задания, в которых требуется предсказать технологическое явление на основе знания закономерностей его протекания и связей с другими явлениями. Ключевой вопрос этих заданий: «Что произойдет, если...?».Пример задания: какие последствия может иметь сильное нагревание выключателей, штепсельных розеток, вилок, клемм и другой электрической аппаратуры?

 Задания, в которых требуется указать условия, необходимые для получения того или иного предмета, явления. Ключевой вопрос этих заданий: «Что необходимо для того, чтобы...?».Пример задания: приведите примеры деталей, которые можно изготовить и резанием, и литьем, и штамповкой.

 Задания, в которых предлагается привести примеры проявления изучаемых свойств материалов или процессов и их проявлений. Ключевые вопросы этих заданий: «Где это наблюдается? Где это применяется?».Пример задания: почему заготовки из хрупких металлов (чугун, бронза и др.) нельзя подвергать правке?

 Задания, в которых требуется систематизировать или классифицировать предметы или явления по какому-то определенному признаку. Пример задания: из перечня металлов и сплавов необходимо выбрать металлы и сплавы, обладающие высокой коррозионной стойкостью.

Ситуационные проблемы — это задания, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление — понимание — применение — анализ — синтез — оценка.Развитие человека, вся наша жизнь — это путь разрешения ситуационных проблем. Именно поэтому решение ситуационных заданий, вытекающих из ситуационных проблем, наряду с решением познавательных задач, становится одним из средств достижения и диагностики предметных и метапредметных образовательных результатов. Ониносят практико-ориентированный характер, реализуя в деятельности принцип связи теории с практикой. Ситуационные задачи являются также средством формирования технологического мышления учащихся.3

Примеры ситуационных заданий:

 Вы собрались варить варенье из кислых яблок. Соседка посоветовала вам предварительно обработать нарезанные яблоки слабым раствором пищевой соды, чтобы яблоки не потемнели и не разварились. Как это отразится на пищевой ценности варенья? И последуете ли вы ее совету?

 Врачи-диетологи советуют людям ограничить потребление рафинированного сахара. Однако без него невозможно заготовить на зиму многие фрукты и ягоды. Очень популярен рецепт «сырого варенья» из черной смородины, для приготовления которого большинство хозяек смешивают 1 кг протертых ягод с 2 кг сахарного песка. Известно, что сахар проявляет консервирующие свойства при концентрации не менее 70 %. Удовлетворяет ли приведенный рецепт этому требованию? И сколько надо взять сахара на 1 кг протертых ягод черной смородины, чтобы можно было этот продукт хранить в сыром виде?

 Вам надо сушить выстиранное белье на улице в сильный мороз. Подруга посоветовала в воду для последнего полоскания добавить поваренную соль. Надо ли следовать ее совету? И что это даст? 4

Основная проблема проведения проектных задач заключается в том, что авторы учебно-методических комплектов не используют технологию «Проектная задача» для 5–8 классов в своих пособиях. Поэтому педагогам приходится тратить огромное количество времени на разработку каждой проектной задачи. Конечно же, потери сил и времени окупаются с лихвой, когда видишь увлечённые глаза ребят, когда их невозможно оторвать от создания конечного продукта. Тогда понимаешь, что труд педагогического коллектива не пропал даром, ведь мы хоть немного продвинулись к ключевой цели новых образовательных стандартов — формировать у школьников умение учиться.

Литература:

  1. Воронцов А. Б. Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения // http://nsc.1september.ru/article
  2. А. Ж. Насипов, В. Г. Петросян,Э. Л. Гагиева. Качественные задачи в предметной области «Технология» // Журнал «Школа и производство».. — 2013. — № 2.
  3. А. Ж. Насипов. Ситуационная задача как средство формирования УУД на уроках технологии // Журнал «Школа и производство». — 2013. — № 8.
  4. Г. В. Пичугина Межпредметные проблемно-ситуационные задания // Журнал «Школа и производство». — 2013. — № 8.
Основные термины: проектных задач, качественных заданий, разделу «Технологии ручной, ситуационных заданий, Ключевые вопросы, Похожая статья, ситуационных проблем, Примеры ситуационных заданий, решение ситуационных заданий, машинной обработки, машинной обработки древесины», Решение качественных заданий, решение качественных заданий, последовательность выполнения заданий, Выполнение заданий, основные типы заданий, Предметный тип заданий, следующие виды заданий, вопросы подобных заданий, Система заданий

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle