Библиографическое описание:

Шаповалова О. М. Организация методики формирования ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 120-122.



Образ жизни — образ жизнедеятельности человека, определенный признаками общественно-экономической формации. Ведущими параметрами образа жизни считаются труд (обучение для растущего поколения), уклад жизни, общественно-политическая и культурная жизнедеятельность людей, а еще всевозможные поведенческие навыки и проявления людей. Если их создание и содержание содействуют укреплению здоровья, то есть повод беседовать осуществлении здорового образа жизни, который допускается исследовать как комбинацию видов деятельности, обеспечивающую хорошее взаимодействие индивида с окружающей средой.

Возле малыша с самого раннего детства нужно организовывать такую учебно-воспитательную среду, какая была бы пропитана атрибутами, символикой, терминологией, компетентностями, порядками и привычками валеологического характера, вот это приведет к формированию необходимости осуществлять ЗОЖ, к осознанной охране своего здоровья и здоровья, находящихся вокруг людей, к овладению нужными для этого практическими навыками и умениями. действительно сформированные традиции ЗОЖ будут достоянием нации, страны, обязательным звеном жизни людей. Организация культуры ЗОЖ считается основным рычагом первичной профилактики в постановке здоровья населения путем перемены стиля и уклада жизни, его оздоровление с применением гигиеничных компетентностей борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением негативных сторон, связанных с актуальными ситуациями.

Колоссальную роль в организации подходящих условий для воспитания у детей среднего дошкольного возраста здорового образа жизни исполняет система дошкольного образования, потому как опека об укреплении здоровья ребенка, как выделяет ряд авторов (А. Ф. Аменд, С. В. Васильев, М. Л. Лазарев, О. В. Морозова и др.) — задача не только медицинская, но и педагогическая. Корректно созданная воспитательно-образовательная работа с детьми, зачастую в большей степени, нежели все медико-гигиенические мероприятия, гарантирует организацию здоровья и здорового образа жизни. На образование, как общественное средство обеспечения наследования культуры, социализации и формирования личности, возложена перспектива национальной политики по развитию личной культуры здорового образа жизни растущего поколения, как одной из образующих государственной культуры здорового образа жизни.

Ведущими направленностями работы системы образования в этой области считаются: конкретизация понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни; изучение состояния здоровья детей дошкольного возраста и указание основных групп условий и причин, оказывающих воздействие на развитие здоровья ребенка; раскрытие и исследование проблем формирования культуры здорового образа жизни; организация теории и практики разработки введения педагогических технологий, направленных на сохранение, укрепление здоровья детей.

Здоровый образ жизни — категория, сливающая биологические, социальные и экологические суждения о здоровье человека и его жизнедеятельности, так как физическая состоятельность находится в зависимости не только от наследственности и доли заинтересованности к здоровью ребенка со стороны родителей и врачей, но и воздействия экологических факторов, от степени гармонизации отношений ребенка с внешней и экологической средой. Развитие здорового образа жизни значительно определяет процесс социализации индивида. Развитие и социализация малыша происходит в конкретной социальной среде, которая считается значительным фактором регуляции его поведения.

Дошкольный возраст — один из самых решающих этапов жизни человека, потому что именно на данном возрастном шаге закладываются основы здоровья, верного физического развития, совершается формирование двигательных способностей, развивается интерес к физической культуре и спорту, прививаются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Из числа многих обстоятельств (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и др.), которые влияют на состояние здоровья и развития детей, по интенсивности действия физическое образование занимает главное место. В нынешнее время не вызывает сомнений то событие, что в обстоятельствах возрастания объема и напряженности учебно-познавательной работы гармоническое становление организма детей дошкольного возраста неисполнимо без участия физического воспитания. Так же изучение различных источников подтверждает неудовлетворительную продуктивность хода физического воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждается многими фактами. Навыки здорового образа жизни — это основная, жизненно необходимая привычка, которая накапливает в себе успех применения существующих средств физического воспитания дошкольников в планах выполнения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

На основе результата, полученного в ходе констатирующего этапа эксперимента, мы определили, что у детей среднего дошкольного возраста уровень проявления целостного отношения к здоровому образу жизни не соответствует возрастным возможностям.

Для решения этой проблемы нами был проведен формирующий эксперимент. Цель формирующего этапа — апробировать методику формирования ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста.

В соответствии с целью нами определены следующие направления экспериментальной работы.

Первое направление формирующего этапа эксперимента: целенаправленная работа с педагогическим коллективом по ознакомлению с направлениями работы по формированию целостного отношения к здоровому образу жизни детей среднего дошкольного возраста, знакомство с формами и методами работы по формированию целостного отношения к здоровому образу жизни, определение системы методической работы. Система работа предполагает наличие соответствующего уровня подготовки воспитателей дошкольного учреждения. В ходе работы воспитатели ознакомились с результатами констатирующего этапа эксперимента: с анализом документации, наблюдений, бесед, диагностики полученными в ходе исследования.

Второе направление формирующего эксперимента: работа с детьми, которая заключалась в закреплении у детей уже существующего целостного отношения к здоровому образу жизни, а также на основе базовых знаний формирования новых знаний и навыков здорового образа жизни.

Третье направление формирующего этапа: работа с родителями, которая предполагала введение родителей в систему методической работы воспитателя по формированию целостного отношения к здоровому образу жизни детей среднего дошкольного возраста. Родителям предлагалось создавать в быту такие положительные установки, которые могли бы стать основой будущего здорового образа жизни детей.

Для осуществления экспериментальной работы организовали предметно-развивающую среду, создали такие условия, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым:

 физкультурный уголок в групповой комнате. Пособия, которые есть, стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой. Каждое пособие остается в уголке не более 5–7 дней, пока оно вызывает интерес у детей и правильно ими используется, а затем заменяется другим. По все групповой комнате «расчерчены» следы, классы, линии.

 спортивная площадка (на участке детского сада).

 уголок релаксации в групповой комнате.

В работе использовались также музыкальный и физкультурный залы, а также медицинский кабинет.

Для проведения занятий создали благоприятные условия в помещении для игр и занятий:

 организовали сквозное проветривание (3–5 раз в день в отсутствие детей);

 поддерживали температуру воздуха в группе 20–22° С.

В работе по укреплению здоровья и стимулированию двигательной активности использовались: физические упражнения в ходе утренней гимнастики; подвижные игры; гимнастика после сна; спортивные игры, а также закаливающие процедуры: прогулки на свежем воздухе; водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой); босохождение; воздушные ванны.

Выполнение режима дня использовалось как средство формирования здорового образа жизни. Повторность режимных моментов, постоянство требований обеспечивали прочность знаний и навыков самообслуживания, помогали при воспитании самостоятельности.

Для исполнения экспериментальной работы устроили предметно-развивающую среду, организовали такую обстановку, которая поможет каждому ребенку быть физически и психически здоровым:

 спортивный уголок в групповой комнате. Пособия, которые есть, активизируют конструктивные движения детей, содействуют закреплению двигательных умений, изученных на занятиях физкультурой. Все пособия остается в уголке не больше 5–7 дней, пока оно стимулирует потребность у детей и корректно ими используется, а спустя время сменяется другим.

 спортивная площадка (на территории ДОУ).

 место релаксации в группе.

В работе были задействованы также музыкальный и физкультурный залы, а также медицинский кабинет.

Для выполнения занятий организовали благоприятные условия в помещении для игр и занятий:

 осуществили сквозное вентилирование;

 поддерживали температуру воздуха в группе 20–22° С.

На занятиях по укреплению здоровья и стимулированию двигательной активности применялись: физические упражнения в процессе утренней гимнастики; подвижные игры; гимнастика после сна; спортивные игры, а также укрепляющие процедуры: прогулки на свежем воздухе; водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой); воздушные ванны.

Проведение режима дня применялось как средство формирования здорового образа жизни. Повторность режимных моментов, стабильность условий гарантировали обеспеченность знаний и навыков самообслуживания, ориентировали при воспитании самостоятельности.

В ходе работы по формированию здорового образа жизни стремились укрепить у детей первостепенные гигиенические навыки, с тем чтобы у детей возникло представление их значение и ценность для здоровья, и приучить детей регулярно реализовывать их точно и быстро. Для их формирования дети обучались закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, старательно ополаскивать их, мыть лицо, насухо обтирать собственным полотенцем, использовать носовой платок. далеко не всем детям нравится мыть руки, но в ходе работы было замечено понимание того, что руки моют с целью того, чтобы они были чистыми, на них не было микробов, а также поясняли на примерах, что грязные руки — это неряшливо, не эстетично, с этими детьми общаться и дружить не хочется, также объясняли, что мытье рук делает организм крепче, это закаливание — процедура, которая укрепляет здоровье. Многие дети плохо вытирали руки после мытья, оставляя их полувлажными. С такими детьми беседовали индивидуально, объясняли, что лучше делать это тщательно и внимательно, обтирать каждый пальчик — это очень полезно, руки не замерзнут и пальчики станут рады массажу. В закреплении умений умывания, обучения опрятности и чистоплотности огромную роль играют познавательные занятия, дидактические игры. При формировании культурно-гигиенических навыков использовали такие приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение, индивидуальная беседа.

Литература:

  1. Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. Вайнер Э. Н. М.: Флинта: Наука, 2005. — 416 с.
  2. Воробьева М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М. Воробьева // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 7. — с. 5–9.
  3. Глазырина Л. Д. Физическая культура — дошкольникам: программа и программные требования / Л. Д. Глазырина. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 365 с.
  4. Колбанов В. В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях / В. В. Колбанов // Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. — Владивосток: Дальнаука, 2006. — с. 139–147.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle