Библиографическое описание:

Голдобина Е. Г., Фролова И. И. Приобщение дошкольников к русским народным играм [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 56-58.



Сегодня на многое смотрим по-другому, все открывается заново и переоценивается. Приобщая детей к русским народным играм и знакомя детей с разнообразными формами народного фольклора, мы использовали новые технологии ФГОС.

В своей работе мы придерживались таких принципов:

 приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, в котором они проживают;

 формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды игр;

 создания благоприятной социальной ситуации развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

По новым стандартам мы выделили задачу, направленную на достижения целей гармоничного развития у детей физического и психического здоровья, через формирование ценностного отношения к здоровью. Предусматривался ряд задач:

 развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);

 накопление и обогащение двигательного опыта у детей;

 формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Решение задач в области физического развития — должно быть направлено на приобретение новых знаний русской культуры, и формирование у ребенка потребности бережно относится к своему здоровью. Вести здоровый образ жизни.

Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей выстраивается с широким применением игровой и музыкальной деятельности, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития.

Родители дошкольников, понимая важность проводимой работы, поддерживают здоровье сберегающие технологии и становятся активными участниками в спортивных соревнованиях и массовых играх.

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Наши наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу. Поэтому возникает целый ряд противоречий:

 повысился интерес общества к возрождению национальной культуры, происходит переоценка ценностей, однако современные городские семьи не готовы к этому. Только в тех семьях, где сохраняются традиции и преемственность поколений, родители создают все условия для приобщения дошкольников к русской народной культуре, через организацию русских народных игр, праздников;

 количество изданий по приобщению дошкольников к русским народным играм возрастает, но в то же время нет системной направленности в установлении правил игры, которое складывается на уровне русских национальных традиций и учитывает социальные и духовные ценности русского народа. Отсутствует материал по истории возникновения каждой из игр. Нет ярко выраженных компонентов ведения игр.

 повышено внимание общественности к личности современного ребенка, однако нет конкретных телепередач по приобщению дошкольников к русским народным играм.

Сохранение культурного наследия русского народа зависит от того, насколько глубоко и разносторонне проводится работа с детьми дошкольного возраста. Коллектив нашего детского сада работает над проблемой возрождения православной культуры. Способов и путей в достижении поставленной цели много, но учитывая особенности нашего профиля, мы отдали предпочтение народным играм. Русские народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для малышей.

Доступность и выразительность народных игр активирует мыслительную деятельность ребенка, способствует расширению представлений о культурном наследии русского народа, развитию психических процессов. Поэтому приобщение дошкольников к русским народным играм, над которыми мы работаем, актуальна и соответствует потребностям времени и детского сада. Только через народную педагогику возможно приобщение к культурным ценностям, наследию русского народа.

Русские народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В народных традициях есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. Однако, обращаясь к истории, мы видим, что они вышли из народной педагогики. Поэтому, чтобы вернуть их в систему приобщения дошкольников к русским народным играм, я провела анкетирование среди родителей. Анализ анкет показал, что родители положительно относятся к приобщению ребят к русским истокам, уважают и им нравятся русские хороводы, проявление женских и мужских ролей в создании образа. Сами они далеки от этого и поэтому выразили желание соприкасаться к данной проблеме совместно с детьми. Исходя из анализа анкет, мы составили программу по приобщению дошкольников к русским народным играм. Где отразили основные задачи — познавательные, развивающие, коммуникативные, релаксационные, воспитывающие.

Для успешной реализации программы, мы разработали и систематизировали перспективное планирование по приобщению детей к русским народным играм. План работы включает материал интегрировано — это ознакомление детей с устным народным творчеством, с русской праздничной культурой, использование фольклора в развитии двигательной активности детей, календарно-обрядовые праздники, познавательные проекты, а также знакомство ребят с традиционными народными традициями воспитания девочек и мальчиков в русских семьях. В реализацию плана включились воспитатели, музыкальные руководители, педагог по православной культуре. Они широко используют русские народные игры на занятиях, в повседневной жизни, на прогулке, на праздниках и развлечениях. Музыкальный руководитель отслеживает репертуар хороводных песенных игр, систематизировали русские народные игры, сделали их классификацию и рекомендовали воспитателям для совместной деятельности, вводит детей в мир православной праздничной культуры. Также в подборе игр привлекали и старшее поколение — прабабушек наших воспитанников, прежде живущих в сельской местности.

В своей работе мы придаем большое значение обучению элементам русских народных игр, в которых отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные понятия о мужской силе и женской слабости, находчивости, воли, стремление к победе. Поэтому мы использовали эмоционально — образные средства — интерес, воображение, активность. Элементы предстоящей игры включаю в комплексы утренней гимнастики или физкультминуток; также в тематические виды занятий или как часть занятия. Здесь мы старались раскрыть сюжетную народную игру, показываем иллюстрации, рассказываем о предметах, используемых в этих играх, национальных обычаях, знакомлю с текстом игры. Иногда кратко рассказываем о сюжете игры, поясняя роль, диалог. (Игры «Гуси-гуси», «Мак», Ястреб» и другие). Все свои жизненные впечатления и переживания дошкольники передают в условно-игровой форме. Поэтому мы способствуем их превращению в образ не только применяя атрибуты, но и создавая музыкальный фон; способствую вхождению в образ медведя (Игра «У медведя во бору»») или в образ коршуна и наседки. Условно-игровая форма организации русских игр особенно развивается в играх, отражающих отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял эти игры, воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Это игры «Стадо», «Пчелки и ласточка», «Волк и овцы «и другие. Чтобы игровая ситуация увлекала ребят, используем зачины, юмор, шутки, считалки, жеребьевки.

Вся эта прелюдия помогает быстро организовать детей, объективно выбрать ведущего точно выполнять напевность или характерный склад текста. Объясняя новую игру, часто используем СУНДУК — ИГРОТЕКУ. Это многофункциональный сундук. Находящиеся в нем предметы, в зависимости от предстоящей игры, уникальны тем, что состоят из предметов известных на Руси. Это игры городки, волчок, биты, скакалки, юла, мишень камушки и другое. С помощью сундука я знакомлю ребят с историей русских игр их сверстников прошлых столетий. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявлять смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. Здесь я использую игры «Городки», «Горелка», «Лапта», «Палочка — выручалочка».

Оригинальность самовыражения, своеобразие языка, формы и содержание русских перекличек совершенствуют национальные традиции и несут богатые фольклорные пласты, которые способствуют воспитанию уважительного и устойчивого отношения к родной стране. Здесь мы предлагаем игры, отражающие занятия наших предков женщин и мужчин, их бытовой уклад и деятельность «Дедушка — рожок», «Встречный бой», «Каравай», «Невод» и другие. Эти игры отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Учитывая, что творческие возможности детей индивидуальны, стараемся создать наилучший образ путем воображения — собирают ягоды, сеют лен, рубят дрова, вяжут метелки. Показываем картины, рассматриваем иллюстрации, песни, пляски, тем самым расширяя интерес к народной традиции, культуре. Разучиваем народные игры и хороводы. Это игры «Когда солнышко взойдет», «Плетень», «Ехал Ваня на коне», «Пахарь», «Я посеяла ленку» (игра жителей Белогорья) и другие. Эти игры уникальны тем, что способствуют развитию творческого самовыражения ребят, раскрывают его личностные качества, ведут к импровизации. Впечатления после таких игр очень глубоки и эмоциональны.

При проведении интегрированных занятий, связанных с легендарными русскими богатырями, с историческим прошлым нашего народа применяю игры: «Единоборство», «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Тяни за булавы», где мальчики могут помериться силой и ловкостью. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали в популярности современным киногероям. Тем самым, даю возможность почувствовать ребенку традиции православной семьи, особенности начал мужественности и женственности. Все это, как итог работы, нашло отражение, а православных праздниках, проводимых в нашем детском саду: «Богатыри Земли русской», «Праздник Покрова», «Рождество», «Пасхальный звон», «Масленица»; сезонных игровых праздниках: «Осенние гуляния», «Русские игрища», «Прилет птиц». По мере накопления материала одних видов игр, проводим доминантные игровые занятия или сказочный театр, основанные на знакомом материале. Эти занятия доставляют детям большое удовольствие, способствуют самовыражению. Данная работа получила у коллег нашего детского сада положительную оценку.

Говоря об инновационных формах приобщении дошкольников к русским народным играм, мы проводили двухдневный фестиваль «Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай». В проведении фестиваля участвовали дети всех возрастных групп и родители. Поистине это было праздничное шествие ребят и взрослых, где мы увидели результат своего труда. Сейчас мы проводим еще одно массовое мероприятие — «Играем в старину». Мы показываем «Ярмарку», а воспитатели разработали проекты, модули введения дошкольников в русскую культуру, обрядовые интегрированные игры и путешествие в прошлое.

Работая над проблемой приобщения дошкольников к русским народным играм мы достигли больших результатов в воспитании и развитии детей средствами русской народной культуры, русских национальных традиций. Так же системное развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русских народных игр, воспитание любви и интереса к истории своего народа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle