Библиографическое описание:

Зайцева М. В. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол-гимнастики [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 209-211.



Статья посвящена вопросам коррекции вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол- гимнастики. Выполнение упражнений на мячах обеспечивает совместную работу двигательного, вестибулярного, зрительного и кожного анализаторов. Правильно подобранный цвет фитболов обеспечивает дополнительный терапевтический эффект и способствует созданию благоприятного эмоционального настроя на занятиях. Материал статьи может быть использован на занятиях лечебной физкультурой в реабилитационных центрах, коррекционных и общеобразовательных учебных учреждениях.

Ключевые слова: умственная отсталость, опорно-двигательный аппарат, коррекция, фитбол, упражнения.

Термином «умственная отсталость» обозначают стойкое, выраженное нарушение познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы [5].

Физическое и психическое развитие детей, имеющих такой диагноз, протекает на дефектной основе. Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются деформация стопы, нарушения осанки (сколиозы, кифо-сколиозы, кифозы, лордозы), диспропорции телосложения, функциональная недостаточность брюшного пресса, парезы, кривошея. Мелкие диспластические признаки встречаются у 40 % умственно отсталых школьников [5].

Учитывая данный факт, особую актуальность в процессе адаптивного физического воспитания детей с умственной отсталостью приобретает использование средств и методик, направленных на коррекцию вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате.

При работе с данной категорией детей следует помнить о присущих им психофизических особенностях:

 восприятие характеризуется замедленным темпом и объемом, поэтому формирование знаний, освоение двигательных действий требует больше времени [5];

 внимание характеризуется малой устойчивостью;

 несформированность волевых качеств, дети не могут долго сосредотачиваться на одном объекте.

Таким образом, при проведении коррекционных занятий, в целях создания благоприятного эмоционального фона рекомендуется использовать музыкальное сопровождение, красочный инвентарь. Основной метод — игровой.

Эффективным средством коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей с умственной отсталостью является фитбол-гимнастика.

Фитбол-гимнастика проводится на больших мячах, выдерживающих вес до 300 кг. В зависимости от роста и веса занимающегося выбирается мяч определенного диаметра и упругости. Рекомендуемый размер мяча для детей 6–10 лет — 55 см. Выполнение упражнений на мячах обеспечивает совместную работу двигательного, вестибулярного, зрительного и кожного анализаторов. Грамотно подобранные упражнения на фитболах, позволяющие ослабленные мышцы укрепить, а спазмированные расслабить помогут убрать мышечный дисбаланс, сформировать правильную осанку и создать хороший мышечный корсет [3,4].

Кроме того, правильно подобранный цвет мячей оказывает терапевтическое воздействие [1], что очень важно для детей с умственной отсталостью. Зеленый цвет благоприятно влияет на соматически ослабленных детей, способствует развитию зрительного восприятия, повышает умственную работоспособность, концентрацию внимания, снижает возбудимость. Желтый цвет оказывает общеукрепляющее воздействие, стимулирует двигательную активность, негативные воздействия. Голубой цвет оказывает релаксирующее и успокаивающее воздействие, восстанавливает общее равновесие, гармонизирует эмоциональное состояние.

Хорошо зарекомендовали себя упражнения на фитболах, входящие в методику игрового тренинга А. А. Потапчук. Благодаря своей игровой направленности, легкости исполнения, тщательно подобранному музыкальному и речевому сопровождению они являются понятны, интересны и просты в исполнении для детей с умственной отсталостью.

Для коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата в виде плоскостопия можно применять следующие упражнения:

  1. «Зайчики». Исходное положение: Стоя, мяч перед собой в руках. Выполнить прыжки на носках на месте, удерживая мяч перед грудью. Для детей среднего и старшего школьного возраста упражнение можно усложнить, меняя направление прыжков (вперед, назад, с поворотами на 90 и 180 градусов). Для детей младшего возраста рекомендуется музыкальное и речевое сопровождение: По лужайке скачет зайчик, Скачет ловко, словно мячик. Упражнение укрепляет своды стоп, тренирует навык прыжков, развивает координацию движений.
  2. Исходное положение: Стоя, руки на поясе, одна нога согнута в коленном суставе и поставлена на фитбол. Ребенок начинает катать мяч, удерживая его стопой, в разных направлениях под речевое сопровождение педагога (по часовой стрелке, против часовой стрелки, вперед, назад). Затем ногу поменять и то-же самое другой ногой.
  3. «Гусеница». Исходное положение лежа на гимнастическом коврике. Одна нога голенью лежит на фитболе, другая выполняет стопой движение вперед-назад, имитируя, как ползет гусеница.

Следующие упражнения эффективно использовать для укрепления отдельных мышечных групп, увеличения амплитуды и подвижности суставов, коррекции нарушения осанки:

  1. «Носорог». Исходное положение — сед, руки на мяче. Прокатить мяч вперед, руки в упоре на полу. «Шагать» руками по полу в ритм слов речевого сопровождения вперед-назад (очень страшен носорог, у него достойный рог). Затем, отжимание от пола, лежа на мяче (только он достойный, добрый и спокойный). При выполнении упражнения необходимо следить, чтоб голова ребенка не запрокидывалась назад (затылок и позвоночник должны составлять одну прямую линию), сохранять вытяжение в шейном отделе позвоночника (движение головой вперед). Упражнение укрепляет разгибатели спины в шейно-грудном отделе, тренирует мышцы плечевого пояса.
  2. «Кошечка». Исходное положение — стоя на коленях, руки на мяче. Кошечка «ласковая» — прогнуть спину, кошечка «сердитая» выгнуть спину дугой, откатывая мяч вперед. Упражнение формирует естественные физиологические изгибы, укрепляет мышцы брюшного пресса и тазового дна.
  3. «Птица». Исходное положение — сидя на мяче, руки опущены вниз. Выполнять маховые движения обоими руками одновременно, имитируя взмах крыльев. Упражнение увеличивает подвижность в плечевых суставах и формирует навык правильной осанки. [2]

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что применение фитболов для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью помогает снять нагрузку с позвоночника, формирует правильную осанку и укрепляет мышцы туловища. Расслабление мышц брюшного пресса значительно улучшает функцию внешнего дыхания. Яркий цвет мячей оказывает терапевтический эффект и способствует созданию позитивного настроя на занятие. Наиболее оптимальными цветами фитболов для использования в коррекционных занятиях являются зеленый, желтый и голубой.

Практическая значимость: представленный материал может быть использован специалистами по физической культуре и ЛФК в реабилитационных центрах, коррекционных и общеобразовательных учреждениях.

Литература:

  1. Абрамович О. Д., Артапухина О. Ю., Астафьева О. П. Домашний логопед. Полный справочник. — М.: Эксмо, 2007. — 496 с.
  2. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников «Речь», 2009. — 179 с.
  3. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник Т. 1 / Под общ ред. С. П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2002.
  4. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебное пособие / Авторы — составители О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев / Под ред. С. П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2005.
  5. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие/ под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle