Библиографическое описание:

Зимукова Т. И., Бледнова Е. Ю., Буянова А. Ю., Корчагина С. А., Пименова З. Н. Формирование интонационно-эмоциональной выразительности речи у детей 5–6 лет через игры-драматизации в системе коррекционной работы [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 67-70.



Для успешного обучения ребенка в школе необходима: физическая, психологическая, речевая готовность, коммуникативная компетентность, обеспечивающие полноценное взаимодействие, сотрудничество в приобретении знаний, умений и навыков между педагогами и детьми. Коммуникативная компетенция представляет собой умения, позволяющие осуществлять обмен информацией, проявление рефлексивного поведения. Характерной особенностью сформированности коммуникативной компетенции детей 5–6 лет является: установление контакта, обмен информацией, поддержание обратной связи, ориентировка на партнера и учет его личностных особенностей. [2]

Одной из предпосылок формирования коммуникативной компетентности у ребенка является интонационная выразительность речи. [2]

Однако, в результате наблюдений и диагностирования детей 6–7 лет, психологи отмечают проблемы недостаточной сформированности коммуникативной компетентности.

У детей дошкольного возраста широко распространены нарушения речи. Наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи у детей отмечается недостаток интонационной выразительности речи:

 слабое владение комплексом структурных компонентов, входящих в интонацию;

 отсутствие потребности использования интонационной выразительности в собственной речи;

 отсутствие самостоятельности в интонационном оформлении экспрессивной речи;

 трудности в подборе необходимой интонации.

Для развитие интонационной выразительности речи недостаточно отведено время, а пути преодоления этих расстройств у детей дошкольного возраста заслуживают пристального внимания специалистов и воспитателей. [1]

Однако распространенность нарушений компонентов интонационной выразительности, их отрицательное влияние на становление речевого общения дошкольников заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость создания условий для развития интонационной выразительности речи по средством игры-драматизации. [3]

Цель: Создать условия способствующие формированию интонационной выразительности речи детей 5–6лет в системе логопедической работы. (Осуществление коррекционного — развивающего процесса, который включает в себя работу с детьми, родителями и педагогическим коллективом)

Задачи:

  1. Формирование навыка восприятия и применения средств интонационной выразительности.
  2. Развитие умения применять средства интонационной выразительности.
  3. Развитие коммуникативных навыков посредством партнёрских взаимоотношений. [3]

Только при комплексном решении всех поставленных задач можно достичь цели — сформированности коммуникативной компетентности дошкольника и развития речевых навыков в соответствии с их возрастными возможностями. [2]

Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:

 темп (ускорение и замедление скорости произносимых фраз);

 ритм (чередование ударных слогов);

 тон (изменение эмоциональной окраски голоса);

 логическое ударение (выделение наиболее важных по смыслу слов);

 тембр (повышение или понижение тона голоса в начале, середине и в конце фразы). [3]

Правильное использование интонационных средств выразительности зависит от сформированности речевого слуха, развития слухового внимания, речевого дыхания, от умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом. Главной задачей педагогов является — научить детей интонационной выразительности речи, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания. Повышение эффективности данной работы достигается путем использования приемов: с включением зрительных, осязательных, обонятельных, вкусовых и слуховых ощущений, соотнесение основного тона высказывания с наглядным изображением ситуации. [5]

Отработка интонационной конструкции имеет следующую последовательность:

  1. усиление и ослабление голоса с паузой и без паузы;
  2. произнесение предложений с изменением силы голоса;
  3. отработка интонации на материале междометий:

 выражающих радостные чувства и положительную оценку фактов действительности (Ай-ай-ай! О! Браво! Вот это да!);

 выражающих удивление (Ой! Ух, ты! Ах!);

 страх (Ой-ой! Ух! Ужас!).

  1. сопряженное проговаривание с логопедом предложений, повторение фраз за логопедом;
  2. произнесение предложение с нужной интонацией по сигналу педагога, самостоятельно;
  3. работа с короткими рассказами, историями, стихами, сказками.

При выполнении всех упражнений используются средства паралингвистического выражения эмоций: мимика, жесты, пантомимика.

  1. элементы игры-драматизации по произведениям. [6]

Организация игры — драматизациистроится с учетом основных принципов.

  1. Принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный(подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.
  2. Принцип комплексности, предполагающий взаимосвязь игры — драматизации с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
  3. Принцип импровизационности, предполагающий свободную атмосферу взаимодействия взрослого и ребенка, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
  4. Принцип интегративности, предполагающий целенаправленную, систематическую работу в целостности педагогического процесса. [4]

Основными специфическими методами работы по организации игр — драматизацийсцелью развития речи детей являются:

метод моделирования ситуаций, предполагающий создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

метод творческой беседы, предполагающий введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;

метод ассоциаций, дающий возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы. [4]

Необходимо отметить, что общими приемами руководства игрой — драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).

Игра-драматизация по произведению включает в себя от трех до десяти занятий в зависимости от характера и длины произведения и от возраста детей.

Игра — драматизация имеет поэтапное развитие.

Подготовительный этап: знакомство с произведением, распределение по ролям.

Основной этап: освоение произведения по эпизодам, проигрывание всего произведения целиком.

Заключительный этап: показ зрителям, сочинение писем в сказку (рефлексия). [6]

Самоценностью игры-драматизации является продукт детской деятельности, обладающий качеством видимости, что само по себе важно для всех людей и тем более значимо для дошкольников, не умеющих читать и писать. [4]

Для расширения игрового опыта детей по освоению игры — драматизации педагогу необходимо использовать различные игровые задания — упражнения с постепенным усложнением.

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).

Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»). [4]

Таким образом, правильная технология организации игры — драматизации является средствомразвития интонационной выразительности речи детей, их самовыражения и самореализации в разных видах детского творчества. Применение данной технологии игры — драматизации в коррекционно — развивающем процессе является наиболее эффективным средством развития детей. [5]

Для развития интонационной выразительности речи детей необходимо тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса и создание условий, в которых каждый ребенок мог бы использовать и передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. [8]

В работе по развитию у детей интонационно- эмоциональной выразительности речи у нас сложилась определенная система взаимодействия с педагогами и родителями воспитанников.

Целью взаимодействия с педагогами является повышение уровня их профессиональной компетентности. Для этого используются различные формы:

  1. Консультации, семинары-практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.
  2. Совместное проведение занятий, досугов.
  3. Мастер-классы.

Целью взаимодействия с родителями является их педагогическое просвещение. Для этого используются такие формы:

  1. Тренинги, консультации, беседы, семинары.
  2. Участие родителей в совместных организованных мероприятиях.
  3. Дни открытых дверей, педагогическая гостиная.
  4. Презентации.
  5. Информационные бюллетени.

В ходе продуктивного взаимодействия с родителями удалось повысить их мотивацию к участию в коррекционно — развивающей и профилактической работе.

Для этого при тесном взаимодействии участников образовательного процесса созданы условия:

  1. В группах — уголки для игры-драматизации, как самостоятельной деятельности детей, «театральные уголки», где находятся «сундучки» (со сказочными костюмами и атрибутами, масками, украшениями, ширмы);
  2. В книжном уголке — ярко иллюстрированные книги с любимыми сказками;
  3. В музыкальном уголке — детские музыкальные инструменты (металлофоны, барабаны, дудки, и. т. д.).
  4. Мониторинг динамики речевого развития.

В процессе целенаправленной, систематической и комплексной работы педагогов и специалистов удалось достичь достаточно хороших результатов развития речи детей и сформированности коммуникативной компетенции.

Вмотивационной сфере появилось желание выполнить упражнения правильно, без ошибок; повысилась потребность в речевом общении; наблюдалось повышение активности, инициативности, настойчивости;

Вволевой сфере повысилась работоспособность, улучшились функции восприятия, внимания, памяти, сенсорных реакций, мыслительных операций (анализа и синтеза;

В сфере саморегуляции появилось умение регулировать свое поведение и речевое общение в зависимости от места и функции деятельности; развился самоконтроль и самооценка. [7]

На основе полученных результатов планируется дальнейшая работа с каждым ребенком и подгруппами детей.

Данная работа указывает на:

  1. Внедрение опыта по развитию коммуникативной компетенции в практику работы педагогов.
  2. Перспективы совершенствования коррекционно-развивающей системы обучения детей имеющих различные речевые нарушения.
  3. Эмоционально-пластическое умения выражать собственные переживания.
  4. Умение строить позитивные взаимоотношения с окружающим миром.
  5. Актерско-игровые навыки выразительных движений, пластики, мимики, пантомимик, перевоплощение в игровой образ.
  6. Общения со сверстниками и взрослыми, сотрудничества в коллективе, избегание конфликтов.
  7. Активного высказывания собственного мнения, эмоционально-пластическому самовыражению, уверенность в себе. [5]

Литература:

  1. Бабина Г. В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учеб. пособие/ Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина. -М.: Книголюб, 2005. -96 с.
  2. Бахарева М. Г. Формирование интонационной выразительности речи дошкольного возраста.- [Электронный ресурс]- htpp:// festival.1september.ru/
  3. Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи/ Е. А. Брызгунова. М., Русский язык, 1978.-278с.
  4. Великанова Л. М. Игра-драматизация в жизни 3–4 летних детей. — [Электронный ресурс] — htpp://nsportai.ru/
  5. Волкова Л. С. Нарушения детской речи и их устранение в учебно — воспитательном процессе/Л. С. Волкова// Педагогические сочинения / под ред. А. Земитана. Рига, 1969.
  6. Куликова Э. Р. Методика организации театральных игр в дошкольном учреждении.doc
  7. Ушакова О. С. Развитие речи детей на занятиях/О. С. Ушакова// Дошкольное воспитание. — 1980. № 10.
  8. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста/Т. Б. Филиева. М.: РИЦ Альфа, 2001.-314с.
Основные термины (генерируются автоматически): выразительности речи, интонационной выразительности речи, речи детей, выразительности речи детей, сформированности коммуникативной, развития речи детей, развития интонационной выразительности, интонационно-эмоциональной выразительности речи, детей дошкольного, коммуникативной компетентности, сформированности коммуникативной компетентности, коммуникативной компетенции, выразительности речи дошкольного, детей дошкольного возраста, детей интонационной выразительности, собственной речи, сформированности коммуникативной компетенции, недоразвитием речи, речи детей 5–6лет, недостаток интонационной выразительности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle