Библиографическое описание:

Маишева В. П., Баштовая А. В., Дубова И. А. Психологическая готовность личности педагога дошкольного образования к профессиональной деятельности [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 82-84.



На современном этапе развития отечественного дошкольного образования огромное значение приобретает личность самого педагога, так как она является «инструментом», основой его педагогической деятельности.

Проблема психологической готовности личности педагога дошкольного образования (далее по тексту — ДО) к педагогической профессиональной деятельности разрабатывается в различных направлениях науки психология. Среди них необходимо указать следующие — это и психология труда, и психология профессионализма, и эргономика, и инженерная психология, и акмеология. Уточним ключевые понятия: эргономика и акмеология. Эргономику мы трактуем как науку о приспособлении индивидуальных особенностей личности педагога ДО к условиям работы в условиях дошкольного образовательного учреждения (должностные обязанности, использование компьютерных технологий, объекты педагогической деятельности и т. д.). Акмеологию в данном контексте мы рассматриваем как раздел психологии, который изучает механизмы достижения высшей стадии развития личности педагога ДО. Изучение проблемы психологической готовности личности педагога ДО к профессиональной деятельности очень актуально для педагогической профессии, предъявляющей повышенные требования к моральным, волевым и прочим качествам человека, что обусловлено работой с детским коллективом.

Мы считаем, что на общем уровне анализа проблем профессиональной педагогической деятельности личности педагога ДО должны быть выделены и изучены структурные компоненты психологической готовности личности педагога. Эта структура, но уже на уровне более узкого изучения, может быть рассмотрена нами как проблема личностной готовности индивида к любой деятельности вообще. Готовность личности педагога ДО является более частным понятием по отношению к психологической готовности. Это обусловлено тем, что личность выступает непосредственно объектом анализа психологии профессиональной деятельности. На уровне индивидуального (частного), проблема готовности должна быть рассмотрена в рамках конкретной профессиональной деятельности.

Психологическая готовность педагога ДО к профессиональной педагогической деятельности, по наблюдениям В. Н. Дружинина, представляет собой «психическое состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на выполнение конкретной деятельности» [9, с. 112]. Психическое состояние, в данном случае, как считает автор, понимается как «целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, которая показывает своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности» [9, с. 113].

Рассмотренное психическое состояние личности облегчает выполнение профессиональных обязанностей педагога ДО, позволяет ему грамотно применять теоретические знания, практический опыт и личностные качества. Следует особенно отметить роль такого психического состояния в процессе совершенствования профессиональной деятельности. Как пишет Ю. А. Афонькина, «в зависимости от смены условий протекания деятельности возникает необходимость менять саму деятельность без ущерба для предполагаемого продукта деятельности и того человека, который эту деятельность осуществляет» [4, с. 77]. Ориентация в новых условиях профессиональной деятельности, а также необходимость быстро принимать кардинальные решения относительно этих изменений предполагает по мнению В. В. Марковой «самоопределение личности, готовность к выбору и принятию решений, выраженную способность к рефлексии» [7, с. 54]. С нашей точки зрения, именно рефлексия, в конечном итоге, будет влиять на уровень психологической готовности личности педагога ДО к профессиональной педагогической деятельности.

Уровень психологической готовности личности педагога ДО к профессиональной педагогической деятельности обосновывает возможности индивида в плане саморегуляции профессиональной деятельности, ее структурных компонентов, этапов реализации целей и задач с учетом новых профессиональных стандартов. Психологическая готовность личности педагога ДО характеризует возможности каждого индивида и в плане регуляции активности личности. В этом случае, в качестве образца может выступать оптимальное психическое состояние человека, адекватная мотивация, необходимый и достаточный уровень теоретических знаний, практических умений и навыков, а также соответствующие профессиональные способности.

Профессором Э. М. Велиевым была разработана «психологическая модель личности специалиста дошкольного образования, которая включает в себя следующие элементы» [5, с. 67]:

 профессиональная направленность как совокупность устойчивых мотивов, ценностей и смыслов, направлений деятельности личности;

 оценка профпригодности к деятельности;

 самоопределение;

 формирование потребности в профессии как жизнедеятельности;

 развитие личностных потенциалов посредством реализации возможностей и способностей;

 профессиональная компетентность.

Таким образом, Э. М. Велиев трактует «личностные ценности, смыслы будущего специалиста как такие психологические факторы, которые выполняют функцию выбора средств, способов и приемов реализации целостной профессиональной деятельности» [5, с. 69]. Интегративной характеристикой итога становления будущего специалиста ДО является устойчивая психологическая готовность личности к профессиональной педагогической деятельности. Последняя, в свою очередь, обусловливает совокупность характеристик, как самой деятельности, так и ее субъекта.

Автором были выявлены основные характеристики будущего педагога ДО на основе трех компонентов индивидуального самосознания.

1) «Я»  как субъект и источник профессиональной деятельности;

2) «Деятельность»  как средство самовыражения и самореализации личности;

3) «Предмет деятельности» (другой человек) — как субъект совместной деятельности [5, с. 70].

Данную квалификацию, в широком смысле, мы можем представить как психолого-педагогическую триаду: «личность — предмет деятельности — деятельность». С целью изучения структурных компонентов психологической готовности личности педагога ДО к профессиональной педагогической деятельности, нам необходимо определить конкретные психологические элементы, которые проявляются в профессиональной педагогической деятельности. К ним можно отнести психические свойства личности и состояния индивида. Именно такая взаимообусловленная связь «свойство — состояние» во многом будет влиять на успех педагога ДО в его профессиональной педагогической деятельности и цельность его внутреннего мира. В качестве базового свойства личности нами определена, вслед за В. В. Марковой, «рефлексия, определяющая изменения в структуре психологической готовности личности к профессиональной деятельности» [7, с. 54].

Иначе говоря, становление профессиональной педагогической деятельности педагога ДО тесно связано с его личностным развитием. При таком понимании соотношения профессионального и личностного развития педагога, психологическую готовность можно определить как «уровень психологического обеспечения профессиональной деятельности» [2, с. 55]. С другой стороны, большое значение будет иметь психологическая направленность личности педагога ДО, которая, прежде всего, проявляется в поведении как «готовность и способность реализовать профессионально важные качества, смыслы профессиональной деятельности» [2, с. 56]. Определение собственной личностной позиции педагога в отношении его профессиональной педагогической деятельности базируется на мировоззрении индивида и требует соответствующего его осмысления.

Так, мы определили, что под готовностью личности педагога ДО к профессиональной педагогической деятельности понимается психическое состояние, своеобразная предстартовая активизация индивида, которая включает в себя осознание педагогом своих профессиональных целей, «оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия, прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил,самовнушениев достижении целей» [1, с. 5]. Как видим из данного определения, «готовность является, прежде всего, психическим состоянием, которое может быть рассмотрено как частный случай функционального состояния» [1, с. 6].

Под функциональным состоянием, в данном случае, В. Н. Дружинин понимает «интегральный динамический комплекс наличных характеристик физиологических, психологических, поведенческих функций и качеств, которые обусловливают выполнение деятельности» [9, с. 81]. Функциональное состояние, считает автор, формируется и трансформируется под влиянием ряда особенностей педагога ДО и самой профессиональной деятельности. К числу этих особенностей мы относим, в первую очередь, уровень сформированности рефлексивного мышления специалиста дошкольного образования, который проявляется в его умении выделить и проанализировать имеющиеся причины собственных профессиональных успехов и неудач.

Таким образом, в профессиональной педагогической деятельности педагога ДО огромную роль играет непосредственно его личность, выступая основным средством (инструментом, по И. А. Зимней [6]) воздействия на личность другого (то есть, дошкольника, коллегу, руководство, родителей). Именно поэтому, в плане функционального состояния педагога ДО, для нас является главным проанализировать психологический и поведенческий уровень специалиста в его профессиональной деятельности. Нас интересует, прежде всего, уровень сформированности профессиональных качеств личности педагога, отражающих самосознание специалиста дошкольного образования. Кроме того, очень важно осознать, каким образом и в какой степени проявляются данные качества, как педагог умеет применить их в конкретной ситуации. Имеется в виду, возникновение конкретной задачи по саморегуляции педагога. Идеальным для анализа в профессиональной педагогической деятельности педагога ДО выступает особенности его коммуникативного поведения, в котором находят свое отражение базисные личностные характеристики педагога.

Литература:

  1. Альбрехт, Н. В. Эффективность развития профессиональной мобильности будущих специалистов в процессе деятельностно-ориентированного обучения деловому общению [Текст] / Н. В. Альбрехт // Общетеоретические и практические проблемы лингводидактики: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». — Екатеринбург, 2008. — С. 3–12.
  2. Амирова, Л. А. Профессионально-педагогическая мобильность учителя как целевая установка высшего педагогического образования [Текст] / Л. А. Амирова, З. А. Багишнева // Almamater. — 2004. — № 1. — С. 55–60.
  3. Атмахова, Л. Н. Новые подходы, квалификация, мастерство. Оценка компетентности педагога [Текст] / Л. Н. Атмахова // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 5. — С. 18–27.
  4. Афонькина, Ю. А. Как рождается профессиональное мастерство [Текст] / Ю. А. Афонькина // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 12. — С. 76–79.
  5. Велиев, Э. М. Система непрерывного профессионального образования [Текст] / Э. М. Велиев. — М.: Слово, 2005. — 341 с.
  6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: Учебник для вузов / И. А. Зимняя. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2010. — 384 с.
  7. Маркова, В. В. Формирование потребности в профессионально-нравственном самосовершенствовании педагога [Текст] / В. В. Маркова // Педагогическое образование и наука. — 2004. — № 5. — С. 53–59.
  8. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников [Текст] / Под науч. ред. В. Д. Шадрикова. — М.: Логос, 2011. — 254 с.
  9. Психология [Текст]: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2011. — 656 с.
  10. Тимофеева, Л. Л. Проблема оценки качества профессиональной деятельности воспитателя ДОУ [Текст] / Л. Л. Тимофеева, О. В. Бережнова // Дошкольная педагогика. — 2012. — № 7. — С. 13–17.
  11. Чеховских, О. Г. Формирование профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе повышения квалификации [Текст]: Дис. канд. пед. наук / О. Г. Чеховских. — Самара, 2001. — 166 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle