Библиографическое описание:

Воронцова И. В. Анализ системы проведения конкурсов молодежных профессиональных инициатив [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 28-32.



Статья посвящена анализу системы проведения конкурсов молодежных профессиональных инициатив. Автор раскрывает понятие «молодежные профессиональные инициативы»; выделяет основные цели, этапы, сроки, «слабые» и «сильные» стороны проведения конкурсов молодежных профессиональных инициатив.

Ключевые слова: молодежные профессиональные инициативы; конкурс.

Важность подготовки специалистов, способных к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, обладающих такими качествами, как активность, инициативность, самостоятельность, предприимчивость, креативность, отмечается во многих государственных документах: Государственной программе города Москвы на среднесрочный период (2012–2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» [1], Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [2], Указе Президента РФ от 07.07.2011 N 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» [3], Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [4]и др.

В Государственной программе города Москвы на среднесрочный период (2012–2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» в качестве актуального направления развития города Москвы как города образованной и креативной молодежи определено поддержка среды социализации студенческой молодежи, стимулирование молодежных проектов и инициатив в интересах города Москвы [1].

В программе «Столичное образование» отмечается, что «система высшего и непрерывного профессионального образования города Москвы должна укрепить прямые связи с рынком труда, формировать кадровый ресурс города Москвы, обладающий компетентностями, необходимыми для работы в инновационных секторах экономики, в малом и среднем бизнесе, а также в секторах, значимых для обеспечения высоких стандартов качества жизни населения: образования, медицины, спорта, культуры, творческих индустрий, дизайна, моды, медиа, рекламы, коммуникации и т. д. Вузовская система в городе Москве должна стать основой развития инновационной экономики через существенное усиление вклада исследований, разработок, предпринимательских инициатив преподавателей и студентов». Реализация мероприятия 03Г0300. «Активизация потенциала студенчества как «двигателя» развития города Москвы» включает в себя разработку комплекса мер по поддержке студенческих предпринимательских, интеллектуальных, культурных инициатив, организацию и проведение конкурсов проектов [1].

Степень модернизации экономики России, комплекс всероссийских и городских мероприятий по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность и развитию ее предпринимательского потенциала создают необходимые предпосылки для активизации участия студентов в реализации инновационных проектов и своих инициатив.

В свою очередь образовательная среда вуза должна быть ориентирована на формирование интереса и мотивации обучающихся к проектной, инновационной деятельности, положительной мотивации к развитию предпринимательских компетенций, актуальных навыков управления проектами и культуры предпринимательства. Формирование у студентов и молодых ученых университета стимулов и поведенческих компетенций, необходимых для успешной предпринимательской деятельности, повышение информированности в этой области, создание для них стартовых условий будет способствовать решению целого ряда проблем, влияющих на готовность молодых людей создавать самостоятельные бизнес-проекты.

В связи с этим крайне актуально создать в вузе систему развития студенческих предпринимательских, интеллектуальных, культурных, социальных инициатив. В контексте профессиональной подготовки бакалавров педагогического вуза развитие предпринимательских способностей учащихся приобретает особую значимость. Необходимость решения этой задачи продиктована потребностями современного общества и рынка труда, который предполагает готовность выпускника вуза найти свое место в условиях конкуренции. Способность к инициативной профессиональной деятельности является важнейшим профессионально значимым качеством современного специалиста.

Развитие молодежных профессиональных инициатив — это комплексная многоэтапная программа, которая включает в себя разнообразные формы и технологии поддержки и продвижения инновационных проектов, проектирование индивидуальных образовательных траекторий, позволяющих развить творческий и научный потенциал учащихся, формирование сообщества молодых, инициативных, опирающихся на инновационные технологии предпринимателей.

В связи с глобальными изменениями, произошедшими в России и во всем мире за последние десятилетия, в современной ситуации в стране и обществе как никогда актуальной становится проблема поддержания и развития молодежных профессиональных инициатив. Работа в данном направлении ведется ни один год. Рассмотрим и проанализируем систему проведения конкурсов молодежных профессиональных инициатив.

Анализ опыта проведения конкурсов молодежных профессиональных инициатив показал, что эти конкурсы можно разделить на несколько категорий, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Статус конкурса

Название конкурса

Дата / год проведения

Город

Международные конкурсы

Международный конкурс молодежных проектов «инновационный потенциал молодежи-2012»

2012 г.

Москва

Международный конкурс проектов «Молодежные инициативы: инициация, разработка, внедрение, сопровождение»

С 15 января 2013 г. по 16 марта 2013 г.

22 мая 2015 г.

Екатеринбург

Международный конкурс «инициативы XXI века» института бизнеса, психологии и управления

I этап — 1 октября 2015 года — 10 ноября 2015 года

II этап — до 15 декабря 2015 года

III этап — до 25 декабря 2015 года (финал)

Москва

Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс молодежных проектов 2013 года

с 1 ноября по 17 декабря 2013 г.

Екатеринбург

Всероссийский конкурс молодежных разработок и образовательных инициатив в сфере энергетики в рамках Молодежного дня III Международного форума энергоэффективности и энергосбережения — ENES 2014

Ноябрь 2014 г.

Москва

Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономические развитие российских территорий «Моя страна — моя Россия»

Первый этап — региональный (с 30 декабря 2014 года по 15 апреля 2015 года).

Второй этап — федеральный (с 15 апреля по 1 сентября 2015 года).

Москва

Всероссийский конкурс «Моя законотворческая инициатива»

Проводится ежегодно.

Санкт-Петербург, Ярославская область, Анапа, Уфа и другие города

Республиканские конкурсы

Республиканский конкурс бизнес-проектов среди молодежи в области предпринимательства «Молодежный бизнес-проект-2011»

С 01 апреля 2011 г. по 31 июля 2011 г.

Республика Тыва

Республиканский конкурс молодежных бизнес-проектов и бизнес идей «Молодежный проект — 2012»

2012 г.

Республика Башкортостан

Республиканский конкурс молодежных проектов в 2014 году

Апрель-30 октября 2014 года

На территории Республики Коми

Республиканский конкурс «Молодежный бизнес-проект 2014»

С 1 февраля по 31 июля 2014 года.

Республика Тыва

Городские конкурсы (московские)

Второй конкурс предпринимательских проектов по программе «Фонд поддержки инновационного предпринимательства» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

С 15 октября 2011 г. по 15 декабря 2011 г.

Москва

Конкурс молодежных инициатив «Молодые педагоги — московскому образованию»

С 01 декабря 2014 г. по 27 марта 2015 г.

С 01 февраля 2016.

по 29 апреля 2016 г.

Москва

Городские конкурсы (другие города, регионы)

V конкурс «Лучший предпринимательский проект молодежи г. Магнитогорска

С 01 ноября 2007 г. по 15 июня 2008 г.

Магнитогорск

Конкурс студенческих проектов «Моя инициатива в образовании»

С 01 ноября 2008 г. по 30 апреля 2009 г.

Омск

Региональный студенческий конкурс бизнес-проектов малого и среднего бизнеса»

С 15 октября 2010 г. по 30 апреля 2011 г.

г. Невинномысск Ставропольского края

Конкурс молодежных бизнес-проектов «Путь к успеху!»

С 16 августа 2011 г. по 30 октября 2011 г.

Югорск

Губернский конкурс поддержки молодежных проектов и инициатив

С 14 мая 2012 г. по 15 декабря 2012 г.

Ульяновск

Общегородской конкурс молодежных инициатив «Новые перспективы — 2014»

Июнь 2014 г.

Нижний Новгород

Конкурс «Моя законотворческая инициатива» и проводится в рамках областной акции «Я — гражданин Российской Федерации» 2014–2015 учебного года

С ноября 2014 года по апрель 2015 года

Вологодская область

Конкурс «Молодежная инициатива»

С 15 сентября по 24 октября 2015 г.

Владивосток

Конкурс молодежных инициатив «Шаг в будущее».

Проводится с 01 августа по 25 сентября ежегодно.

Брянск

Муниципальные конкурсы

Муниципальный конкурс педагогических инициатив с использованием ИКТ в рамках проекта «Информатизации системы образования»

С 22 сентября 2008 г. по 30 марта 2009 г.

с. Краснотуранск Красноярского края

Муниципальный конкурс молодежных проектов «Молодежные инициативы — развитию города»

С 15 июня 2010 г. по 24 июня 2010 г.

Горно-Алтайск

Муниципальный конкурс молодёжных проектов «Пласт молодёжный»

Первый этап — с 23.02. 2015 г. до 16.03.2015 г.

Второй этап — 24 марта 2015 г.

Пласт

Окружные конкурсы

Конкурс социальных проектов молодежи Северо-Восточного административного округа

С 07 ноября 2012 г. по 01 декабря 2012 г.

Москва

Конкурс студенческих и молодежных социальных проектов Южного административного округа города Москвы «Молодежная инициатива — 2014»

2 декабря 2014 г.

Москва

Цельюпроведения конкурсов молодежных профессиональных инициатив является:

 популяризация и симулирование предпринимательской деятельности;

 повышение предпринимательской активности среди молодежи и формирование молодых предпринимателей через поддержку инициатив в предпринимательской сфере;

 вовлечение молодежи в инновационную проектную деятельность и создание благоприятных условий для поддержки и развития предпринимательства в молодежной среде.

Анализ опыта проведения конкурсов молодежных профессиональных инициатив показал, что участниками конкурсов могут быть, как правило, граждане от 18 до 30 лет.

Конкурсы проводятся, как правило, в несколько этапов:

I этап — Прием заявок на участие в конкурсе;

II этап — Прием работ, защита бизнес-проектов;

III этап — Финал (награждение победителей).

Сроки проведения конкурсов колеблются от одного до восьми месяцев.

Победители конкурсов, как правило, получают финансовую, организационную, информационную поддержку и рекомендованы для практической реализации своего проекта. Победитель несет полную ответственность за использование средств, выделенных на реализацию проекта. В указанные в договоре сроки представляет финансовый отчет, документально подтверждающий расходы по проекту, и аналитический отчет, описывающий процесс реализации и результаты проекта.

Организация, проведение и подведение итогов конкурсов возлагается на следующие структуры:

 Оргкомитет конкурсов. Формируется учредителями из своих представителей и осуществляет общее руководство подготовкой и проведением конкурсов.

 Конкурсная комиссия. Конкурсная комиссия формируется оргкомитетом и утверждается учредителем конкурсов. В состав конкурсной комиссии входят профессиональные эксперты, представители общественных организаций, представители учредителя конкурсов.

 Экспертная комиссия. Формируется из независимых граждан, имеющих профессиональные познания в той или иной области наук, общественных отношений, пользующихся определенным авторитетом. Экспертная комиссия создается для рассмотрения и оценки проектов в ходе профессиональной экспертизы конкурсов. Формируется учредителями и утверждается на заседании Оргкомитета.

Проанализировав опыт проведения конкурсов молодежных профессиональных инициатив, мы пришли к выводу, что проекты, поданные на конкурс:

 должны иметь общественные цели и не противоречить действующему законодательству;

 реализовываться на территории Российской Федерации;

 не поддерживать финансово какую-либо политическую партию или кампанию;

 иметь инновационный характер;

 иметь эффект для широкого круга учреждений, организаций, предусматривать распространение результатов для других учреждений, организаций и их презентацию для широкой общественности;

 предусматривать вовлечение в процесс реализации проекта широкого круга населения; осуществляться в сотрудничестве с другими организациями, а также государственными / муниципальными органами власти, независимыми экспертами;

 обеспечивать продолжение деятельности по проекту после окончания периода финансирования, предусматривать возможность выхода проекта на самофинансирование;

 быть оформлены в соответствии с установленными требованиями.

При оценке проектов, как правило, принимаются во внимание следующие аспекты:

  1. Востребованность проекта:

а) наличие четко сформулированной проблемы, описания целевой группы проекта;

б) заинтересованность целевой группы в реализации проекта;

в) наличие анализа рисков и угроз, а также мер по их преодолению;

г) инновационный характер проекта.

2. Выполняемость проекта:

а) соответствие предложенных механизмов реализации проекта поставленным задачам;

б) соответствие профессиональных возможностей участников проекта планируемой деятельности;

в) финансовые и организационные возможности организации-заявителя;

г) измеримость и конкретность ожидаемых результатов;

д) оптимальность соотношения затрат и результатов проекта, проработанность бюджета.

3. Устойчивость проекта:

а) наличие поддержки проекта на местном уровне;

б) возможность продолжения деятельности и дальнейшее развитие проекта с опорой на местные ресурсы;

в) возможность использования практического опыта реализации проекта другими учреждениями и организациями в других территориях РФ.

Однако, проанализировав ряд конкурсов, можно выделить «слабые» и «сильные» стороны проведения указанных мероприятий.

Самым большим достоинством, на наш взгляд, является то, что конкурсы молодежных профессиональных инициатив дают возможность значительно расширить круг лиц, участвующих в достижении целей проектов.

Конкурсы молодежных профессиональных инициатив обеспечивают организацию работы на принципах информационной открытости и прозрачности принимаемых решений.

Проведение Конкурсов способствует в целом повышению эффективности предпринимательских мер за счет поддержки инновационных проектов и выявления новых лидеров.

Другим достоинством для организаторов может послужить свежий поток хороших проектов.Каждый мыслит по-разному и особенно, за счет этого результат оказывается многогранным, а иногда весьма неожиданным. Организаторы часто этим пользуются и выбирают лучшее, что можно выбрать на их субъективный взгляд.

К недостаткам проведения конкурсов относятся следующие.

Проблема информирования: неэффективная передача информации, приводящая к ошибочным интерпретациям, искажению смысла, а также слабая обратная связь и рефлексия событий. Иными словами, информация о каком-либо проекте, конкурсе и др. зачастую остается доступной только непосредственно организаторам и узкому кругу лиц. Можно говорить о том, что если информация о каком-либо проекте, конкурсе и др. не дошла (но дошла, но в искаженном или неполном виде) до адресата, то продуктивность данного события в целом и значимость работы организаторов, в частности, значительно снижается, так как целевая группа может просто оказаться «не в курсе дел».

Сложность конкурсной документации: для участия в некоторых конкурсах к заявке необходимо приложить заверенные печатью и подписью руководителя организации-заявителя такие документы, которые усложняют процедуру участия в конкурсе: копия устава, заверенная организацией-заявителем, письма поддержки и / или договоры о намерениях с организациями партнерами (гарантийные письма, подтверждающие финансирование из других источников и др.), дополнительные материалы в зависимости от специфики проекта (письма поддержки от местных властей, от авторитетных деятелей и/или организаций, профессиональное резюме ведущих проекта и ключевых его исполнителей и др.).

Некоторые конкурсы затянуты по времени: участники регистрируются, после чего длительное время ждут начала конкурса и объявления победителя.

Для получения приза требуется состязаться долго, а критерии определения победителя порой бывают сложны и запутанны.

Перечисленные «достоинства» и «недостатки» проведения конкурсов молодежных профессиональных инициатив не претендуют на завершенность и законченность и могут быть продолжены.

Таким образом, проведение конкурсов молодежных профессиональных инициатив, грамотно организованные с учетом наиболее актуальных общественных тенденций и развивающиеся под воздействием вносимых корректив, играет огромную роль в жизни будущих специалистов, стимулирует их профессиональный рост, способствует взаимодействию органов местной власти и местного сообщества.

Литература:

  1. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012–2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» [Электронный ресурс]. — URL: http://s.mos.ru/common/upload/programma_obrazovanie.pdf(дата обращения: 16.02.2016 г.).
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. — URL: http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения: 16.02.2016 г.).
  3. Указ Президента РФ от 07.07.2011 N 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL:http://www.kremlin.ru/acts/bank/33514(дата обращения: 16.02.2016 г.).
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 16.02.2016 г.)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle